сайт обновлен 02.12.2025 в 00:00 RSS Печать

Подписка на новости

Ваше мнение

проводится с 20.06.2025 по 01.09.2025
Лето- пора каникул, поэтому вопросы обеспечения безопасности детей становятся еще более актуальным. На ваш взгляд, какие меры по её обеспечению необходимо усилить?

Одноклассники

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Новости парламентского портала

21.10.2015 в 15:50

Реформу госконтроля откладывают на год

Правительство хочет доработать закон о надзоре Внесение в Госдуму законопроекта о госконтроле, разработать который правительству поручил Владимир Путин, может быть отложено. О необходимости его доработки говорится в заключении экспертного совета (ЭС) при правительстве. Курирующий ЭС министр Михаил Абызов заявил, что правительство предложит разработать "дорожную карту" для совершенствования системы контрольно-надзорной деятельности и принятия закона в 2016 году. В заключении ЭС, которое готовилось на последнюю версию проекта закона Минэкономики о госконтроле, эксперты предлагают доработать документ в 2016 году. Проект, к примеру, не предусматривает формирования реестра обязательных требований к участникам экономических отношений, говорится в заключении. К тому же в последней версии законопроекта был исключен раздел, посвященный единому реестру проверок, что "категорически не поддерживается экспертами". "В текущей экономической ситуации бизнесу нельзя предлагать неясные правила, влекущие риски усиления административной нагрузки", - отмечают в ЭС. О том, что предпринимательское сообщество, в том числе крупный бизнес в лице РСПП, фактически попросило начать работу над проектом с нуля, "Ъ" сообщал 12 октября. Теперь правительство должно сформировать "дорожную карту" по доработке реформы контрольно-надзорной деятельности, полагает министр Михаил Абызов.

В том числе по определению "полномочий федеральных органов контроля и надзора, которые целесообразно передать на уровень регионов", а также по оптимизации структуры контрольно-надзорных органов. "Правительство будет обращаться к президенту с предложением о разработке такой "дорожной карты" и соответствующей доработке и принятии закона о госконтроле в течение 2016 года", - сказал "Ъ" Михаил Абызов. В конце прошлой недели в Совете федерации (СФ) прошли слушания по законопроекту, по итогам которых также было рекомендовано проект закона дорабатывать. К примеру, обратить внимание на проверку жалоб, являющихся основанием для проверок бизнеса. На слушаниях в СФ замминистра экономразвития Олег Фомичев отметил, что проект "должен установить общие принципы проведения проверок" и оценивать проверки по "общественно значимому результату работы контролирующих органов". "Надо уходить от палочной системы оценки - "лучше работает, если больше проверок, больше нарушений, больше предписаний"", - считает господин Абызов. Директор юридического департамента Торгово-промышленной палаты Сергей Васильев считает, что надо сократить перечень обязательных требований контролеров, чьи "цели не всегда ясны", и усилить защиту добросовестных предпринимателей. "Нужен единый реестр требований контролеров", - отметил руководитель экспертного комитета "Деловой России" Михаил Розенфельд. Заместитель начальника правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев предложил учитывать при проверках финансовое состояние проверяемых, особенно муниципалитетов: "В Приморье главе сельского поселка предписали отремонтировать дамбу стоимостью в 1,5 млрд руб., а бюджет поселка - 1,5 млн". Как писал "Ъ" 22 января, Владимир Путин поручил правительству внести законопроект о федеральном, региональном и муниципальном надзоре в Госдуму до 1 сентября. Из-за долгих консультаций процесс затянулся. "Институту уполномоченного по защите прав предпринимателей удалось донести, что сначала нужно определить, что считается эффективным и результативным контролем, отказаться от избыточных требований и функций контроля, а потом уже перекладывать это в федеральный закон, - заявила "Ъ" руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Борисе Титове Анастасия Алехнович. - Наконец позиция поддержана".

 

Максим Иванов, Наталья Городецкая,

«Коммерсант» от 20.10.2015

Поделиться ссылкой
18.10.2015 в 14:30

ЗАЖИГЛИСЬ ДВОРЦОВСКИЕ ЗВЕЗДЫ

7 ноября 2015 года областному Дворцу творчества детей и молодежи исполняется 80 лет. В преддверии юбилея проходит серия праздничных мероприятий. 18 октября состоялась конкурсная программа для воспитанников Дворца «ЗАЖИГАЕМ ДВОРЦОВСКИЕ ЗВЕЗДЫ». 25 самых активных, творческих воспитанников, проявивших себя в во время обучения в объединениях дворца, были отмечены юбилейными грамотами и подарками. 

Читать подробнее

Поделиться ссылкой
12.10.2015 в 09:48

Реформу МСУ рассмотрит Конституционный суд

Отмену выборов мэра Иркутска оспаривают в Конституционном суде.
Конституционный суд (КС) завтра проведет открытые слушания о реформе местного самоуправления (МСУ), которая, по мнению 90 депутатов Госдумы, привела к "прямому вмешательству региональных властей в МСУ". По данным администрации президента, прямых выборов глав МСУ лишился 71% муниципалитетов, в том числе 99% крупных городов. Безальтернативный порядок формирования органов МСУ не соответствует Конституции, считают эксперты правительства РФ. За "дифференцированный подход" выступает и Генпрокуратура. В распоряжении "Ъ" оказались отзывы органов власти и экспертов на запрос депутатов Госдумы фракций КПРФ и "Справедливая Россия", а также члена думской фракции "Единая Россия" Антона Романова, который представит их позицию в КС. Депутаты оспаривают нормы законов "Об общих принципах организации МСУ в РФ" и "Об отдельных вопросах формирования органов МСУ муниципальных образований Иркутской области", в соответствии с которыми выборы мэра Иркутска были заменены на его избрание гордумой из числа депутатов (см. "Ъ" от 24 августа). Антон Романов предупреждал, что это приведет к росту протестного голосования на выборах губернатора и Госдумы. Прогноз оправдался: подписавший обращение в КС коммунист Сергей Левченко обыграл на сентябрьских выборах губернатора Иркутской области единоросса Сергея Ерощенко. Заявителям предстоит доказать, что реформа МСУ в нарушение Конституции, решений КС и Европейской хартии МСУ лишила местные органы власти Иркутской области возможности самостоятельно выбирать способ их формирования, передав это право заксобраниям регионов. В рамках реформы выборы мэров отменены в 62% городских округов, в том числе в 88% крупных административных центров, а также 83% муниципальных районов и 70% поселений, следует из ответа государственного правового управления президента РФ судье - докладчику по делу Николаю Бондарю. На 99% отменены выборы глав внутригородских муниципалитетов в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а также внутригородских районов, сформированных в Челябинске, Самаре и Махачкале в результате укрупнения МО. По мнению оппозиции, это лишило крупные города самостоятельности и вызвало протесты граждан. В целом выборы глав МО отменены в 71% муниципальных образований в РФ. Эту статистику в администрации президента не комментируют. Глава комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Госдумы Виктор Кидяев сообщил КС, что федеральный законодатель предоставил законодателям субъектов РФ выбирать за муниципалов способы формирования их представительных органов, избрания их руководителей и вариантов исполнения ими полномочий глав администраций. Местные власти должны привести свои уставы в соответствие с региональными законами, что, по мнению думского комитета, дает им "известную свободу усмотрения в рамках регионального нормативного регулирования". В Госдуме не отрицают, что региональный законодатель такого выбора муниципальным образованиям может не оставить, а установит для него единственный вариант избрания главы и его место в системе органов МСУ.

Именно так и произошло в Иркутской области. Но власти субъектов "нередко" предоставляют муниципалам несколько вариантов моделей МСУ, уверяет думский комитет, соглашаясь, что "именно такой подход" соответствует Конституции и международным стандартам. "Уровень конституционной и управленческой культуры и ответственности" позволяет доверить региональным властям регулирование МСУ, заключил господин Кидяев. В Минюсте также считают, что оспоренные нормы "закрепляют за органами госвласти субъектов РФ достаточно широкий спектр правоотношений в области МСУ", позволяя "в полной мере реализовать конституционные принципы федерализма" в этой сфере. А перегибы в Иркутской области Минюст предлагает игнорировать, ссылаясь на то, что региональные законодатели действовали в пределах полномочий. Позицию заявителей поддержала Генпрокуратура, заявив, что "установление законом субъекта РФ по собственной инициативе единственно возможного порядка формирования" органов МСУ "не путем прямых выборов" ограничивает их самостоятельность. Федеральный законодатель, "безусловно, исходил из того", что субъекты РФ будут учитывать "местную специфику", предусматривая "условия самостоятельного и под свою ответственность решения населением и через органы МСУ вопросов местного значения", считает прокуратура. Но при этом федеральный закон не обязал субъекты проводить консультации с органами МСУ и мероприятия по выявлению мнения населения, не предусмотрены и критерии выбора конкретного способа избрания главы МО, отметила Генпрокуратура, выступив за "дифференцированный подход" к организации органов МСУ. Институт законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) при правительстве РФ считает, что безальтернативный порядок формирования органов МСУ "не соответствует Конституции", но в "подавляющем большинстве" субъектов РФ население оказалось лишено права самостоятельно определять их структуру. ИЗиСП предложил вернуть МСУ прежние права или установить гарантирующие их критерии. Полностью поддержал заявителей от имени Ассоциации сибирских и дальневосточных городов возглавляющий ее мэр Хабаровска Александр Соколов. Общероссийский масштаб делу могло бы дать объединение депутатского запроса с жалобами в КС из Самарской и Челябинской областей (пока в повестку заседания не включены).

 

Анна Пушкарская, «Коммерсант» от 12.10.2015

Поделиться ссылкой
23.09.2015 в 16:50

"Лепесток к лепестку"

Депутаты согласились утвердить схему нарезки одномандатных округов. Несмотря на критику со стороны парламентской оппозиции, профильный комитет Госдумы рекомендовал к принятию законопроект о схеме одномандатных округов на парламентских выборах. "Лепестковую нарезку" депутаты собираются рассмотреть и одобрить на заседании 25 сентября. Напомним, что в феврале 2014 года президент Владимир Путин подписал закон о возвращении к смешанной системе выборов в Госдуму, которая предусматривает избрание депутатов и по партийным спискам, и по одномандатным округам. По последним будет избираться половина депутатов, остальные пройдут в парламент по партийным спискам. Схема "нарезки" 225 одномандатных округов была утверждена на заседании ЦИК 2 сентября и на следующий же день направлена в Госдуму. Вчера ее рассмотрел Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. Как пояснил один из авторов инициативы, глава комитета Владимир Плигин, проект закона предлагает схему сроком на 10 лет. Инициатива предлагает так называемую "лепестковую" схему одномандатных округов, которая включает части городов и территорий, смежных с ними. "Округа распределены в соответствии с количеством избирателей, которые есть на территории того или иного округа", - пояснил он. По его словам, обычно это число избирателей, зарегистрированных в округе. В среднем получилось около 500 тысяч человек на один округ (на 1 июля численность избирателей составляла 109 млн 902,6 тысячи). Однако и те регионы, в которых живет значительно меньшее число избирателей, тоже будут представлены одномандатным округом, пояснил Плигин. "Таким образом, есть округа, где число избирателей составляет несколько десятков тысяч, допустим, на территории Ненецкого АО и другие округа", - уточнил глава комитета. По его оценке, такая форма "нарезки" оптимальна и учитывает демографическую ситуацию в стране. Согласно проекту больше всего округов будет в Москве (15), Подмосковье (11) и Санкт-Петербурге (8). Также семь одномандатных округов будет образовано в Свердловской области, по шесть - в Башкирии и Татарстане. Проект закона не был поддержан членами комитета, представляющими оппозиционные фракции. В частности, депутат от КПРФ Вадим Соловьев отметил, что во фракции поправки не одобряют, так как они нацелены на то, чтобы снизить те преференции в городах, которые есть у оппозиции. А представитель ЛДПР Сергей Иванов назвал более целесообразным оставить ту схему одномандатных округов, которая действовала до полного перехода на избрание Госдумы по партийным спискам. Впрочем, в итоге схема была одобрена - правда, само голосование пришлось перенести из-за уточнения статуса члена комитета Юрия Волкова (ЕР), который недавно перешел в Совфед. После перерыва в заседании глава комитета заявил, что Волков до сих пор является депутатом Госдумы и, соответственно, его доверенность может учитываться в процессе голосования членов комитета.

Ожидается, что на пленарном заседании законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении в пятницу, 25 сентября. Кроме того, комитет рассмотрел инициативу о парламентском расследовании возможных нарушений на выборах глав Амурской области и Марий Эл. Как заявил депутат от ЛДПР, кандидат от либерал-демократов на пост губернатора Приамурья Иван Абрамов, "возможно, на выборах были фальсификации" (13 сентября он проиграл врио главы региона Александру Козлову, получив 28,3 процента голосов). Протест поддержали и в КПРФ. Однако представителям оппозиции возразил глава комитета Владимир Плигин: "Парламентское расследование не должно подменять собой иные правовые институты, в частности, судопроизводство". Он также указал, что законодательством полностью урегулированы вопросы, связанные с нарушениями на выборах. "Лепестковая" схема одномандатных округов включает части городов и территорий, смежных с ними. 

 

Татьяна Замахина, «Российская газета» от 23.09.2015

Поделиться ссылкой
11.09.2015 в 10:56

Госдума рассмотрит антикризисный отчет правительства и центробанка

Закон о культуре, закон по ужесточению платежной дисциплины для потребителей энергоресурсов, поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и в закон о торговле - вот далеко не полный перечень документов, который предстоит принять Госдуме в осеннюю сессию. Об этом сообщил председатель Госдумы Сергей Нарышкин на заседании Совета по правотворчеству 10 сентября. Кроме того, по его мнению, необходимо активнее вовлекать в законотворческий процесс и экспертное сообщество. Решение этой задачи тесно связано с теми вызовами времени, на которые предстоит дать ответ парламенту в осеннюю сессию. - Нам небезразлично, какой законодательный портфель будет оставлен следующему созыву Думы, - заявил Сергей Нарышкин. Он напомнил, что на начало работы нынешнего состава Государственной Думы оставалось не рассмотрено 1200 документов, сейчас их 300. И эту работу следует завершить. Сергей Нарышкин перечислил текущие задачи парламентариев в предстоящую сессию. Прежде всего это принятие однолетнего бюджета, внесенного Правительством. Также спикер призвал ответственно отнестись к новым законодательным инициативам в области избирательного права в связи с участием в выборном процессе депутатов- одномандатников и обратился к представителям партийных фракций палаты с просьбой при обсуждении этих законопроектов принимать согласованные решения, а не увлекаться межфракционными пикировками. Особое внимание, по мнению Сергея Нарышкина, следует уделить закону о культуре. - Этот закон перезрел, и мы должны принять его в период работы этого созыва, - считает он. Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков также привел примеры нескольких законодательных инициатив, споры вокруг которых обещают быть особенно жаркими. Это закон о повышении платежной дисциплины для потребителей энергоресурсов, закон о зонировании земель, поправки в закон о торговле. Александр Жуков напомнил, что закон о торговле был подвергнут оценке регулирующего воздействия и в ее ходе показал крайне низкую эффективность. К важнейшим событиям сессии первый вице-спикер отнес антикризисный отчет Правительства и Центробанка, который предстоит заслушать депутатам в сентябре. Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина выразила обеспокоенность попытками пересмотреть ряд базовых норм социального законодательства. В частности, это касается ограничения пенсий для работающих пенсионеров, уменьшения страховой части пенсий для муниципальных служащих и так далее. Она напомнила, что ключевой вопрос в эту сессию - порядок индексации пенсий.

 

Алексей Никишин, «Парламентская газета» от 11.09.2015

Поделиться ссылкой
03.09.2015 в 14:58

Правительство может вернуться к однолетнему бюджету в 2015 году

Чиновники боятся ошибиться в прогнозах и не хотят ограничивать свою свободу действий Из-за сложной ситуации в экономике бюджетный процесс в 2015 г. может быть изменен, рассказали "Ведомостям" два высокопоставленных чиновника. Вместо трехлетнего бюджета в Госдуму может быть внесен однолетний - только на 2016 г., говорят они, с таким предложением выступил финансово-экономический блок правительства, возражений в Кремле это не вызвало. Закон о бюджете на три года принимается с 2006 г. "Трехлетний бюджет - это бюджет долгосрочной устойчивости и снижения зависимости экономики от нефти и газа", - говорил Алексей Кудрин, занимавший тогда пост министра финансов. Но сейчас чиновники решили, что трехлетний бюджет, напротив, может создать риски: если реальность окажется хуже прогноза, возникает угроза секвестра, а при слишком консервативном подходе под нож могут пойти расходы на экономику, что окончательно подорвет инвестиционный рост. Один раз правительство уже отказалось от трехлетнего плана - бюджет на год принимался в 2008 г. Ситуация по неопределенности сопоставима с прошлым кризисом, признает федеральный чиновник. Осложнение геополитической ситуации, возможность усиления санкций, нестабильная сырьевая конъюнктура, курсовые качели и торможение Китая - влияние всех этих факторов невозможно оценить на три года вперед, признают собеседники "Ведомостей". Бюджет же на год "будет иметь хоть какую-то связь с реальностью", любые параметры на 2017-2018 гг. были бы взяты с потолка, заключает федеральный чиновник. Также предлагается задержать подготовку бюджета и внести его в Госдуму не 1 октября, как положено по Бюджетному кодексу, а почти на месяц позже - 25 октября, говорят собеседники "Ведомостей", для этого придется вносить поправки в кодекс. Возможна негативная реакция Госдумы, опасается один из них. "Минфин банально не успевает", - говорит один из чиновников: споры в правительстве до сих пор продолжаются. Обычно к 1 сентября уже готов проект бюджета, по крайней мере пройдены все развилки. Но из-за скачков цен на нефть и изменения ситуации в экономике макропрогноз был обновлен слишком поздно и до сих пор не утвержден. Все еще не заложен фундамент бюджета - исходя из какой цены на нефть его верстать. По новому базовому макропрогнозу Минэкономразвития, в 2016 г. нефть марки Urals будет стоить $55, в 2016-2017 гг. - $60. В консервативном прогнозе цена - $40 все три года, и именно исходя из этого сценария Минфин предлагает планировать доходы. Разница между выпадающими доходами по консервативному сценарию и по июньским проектировкам огромна - 2 трлн руб. в 2016 г. и 2,5 трлн в 2017 г., оценивала Александра Суслина из Экспертной экономической группы. По оценкам одного из чиновников, дополнительные выпадающие доходы при консервативном сценарии в 2017 и 2018 гг. составят как минимум 953 млрд и 1,2 трлн руб. соответственно. Не приняты и принципиальные решения по расходам - например, на сколько индексировать пенсии - на 11,9, 5,5 или 7%, чем покрывать дыру в бюджете. В условиях высокой неопределенности, волатильности и ограниченности резервов, которые должны смягчить шоки, правительство не хочет сковывать себе руки, рассуждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: в зависимости от развития ситуации решения будут приниматься шаг за шагом. Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не ответила за запрос "Ведомостей". Идут рабочие совещания, лаконичен представитель Минфина, от комментариев он отказался. Параметры, заложенные в бюджете, всегда сильно отличались от его исполнения, отмечает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. По подсчетам Суслиной, в "спокойные", без экономических шоков, 2013-2014 годы разница составляла всего 2-3% (см. график). Зато в кризисный период вероятность ошибки растет, продолжает она: так, в 2009 г. реальность отклонилась от прогноза на треть. В условиях кризиса трехлетний бюджет действительно может быть бесполезным, говорит Суслина. Назаров не согласен с этим: трехлетний ограничивает возможности правительства наращивать расходы. Отказываться от трехлетнего бюджета неправильно, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: к трехлетним планам как раз и перешли, чтобы в будущем предотвращать кризис. Суть прогноза не в том, сбылся он или нет, его цель - показать, что у правительства есть план действий, и тем самым дать сигнал рынку, рассуждает она, сейчас было бы правильнее взять негативный сценарий и разработать стратегию развития. Чиновникам не хватает денег для трехлетнего плана.

 

Елизавета Базанова,
Маргарита Папченкова,
«Ведомости» от 01.09.2015

Поделиться ссылкой
08.07.2015 в 15:32

С. Нарышкин о российском парламентаризме

Нарышкин: Потенциал парламентаризма в России высок, но пока не используется в полной мере

 

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин выступил перед депутатами с речью об итогах весенней сессии нижней палаты. В течение этой весенней сессии депутаты были свидетелями разных событий, в том числе и драматических, и кризисных, а также вновь увидели, что мир хрупок и не избавлен от противоречий, отметил он. При этом российское общество всегда едино, когда этого требует ситуация. И жалкими клоунами выглядят те вашингтонские политики, которые заявляют, что они якобы изолировали нашу страну, подчеркнул Нарышкин. Он заявил, что не понимает, осознают ли наши оппоненты, атакуя Россию, что они стирают общую историческую память и подрывают нормы международного права. «В США не просто внаглую прослушивают весь мир и читают переписку сотен миллионов людей по всему миру, но и толкают страны Евросоюза на самоизоляцию, — сказал Нарышкин. — Что уж говорить о недавних попытках разграбить российские активы за границей». Спикер напомнил, что Запад сегодня вместе с киевскими властями имитирует конституционный процесс на Украине. По словам политика, проводимый рабочей группой Госдумы мониторинг нынешнего законодательства Украины надо продолжать, ведь накопленный большой материал будет востребован и в будущем непременно понадобится ещё для координации международных решений. Сергей Нарышкин упомянул и о внутригосударственных проблемах. В частности, об экономических вопросах, снижении цен на нефть. Политик считает, что общекризисные явления и санкции заставляют задуматься о выборе более прочных партнёров. Он упомянул о повышении роли законодательной власти и усилении парламентского контроля: «Чем сложнее ситуация и труднее бюджетные задачи, тем строже и эффективнее он должен быть». Нарышкин также подчеркнул, что российская экономика открыта для инвестиций, и Госдума в подтверждение этому приняла немало законопроектов. Также в эту сессию были приняты значимые проекты законов в области и развития Крыма и дальневосточных территорий. Отдельно спикер упомянул законопроект об амнистии капиталов. Сергей Нарышкин заявил, что выполнение взятых на себя государством обязательств важнее любых обещаний их увеличить, а потому не надо превращать все предвыборные лозунги в законопроекты. По его словам, системное отношение к праву прямо определяет его эффективность. Нарышкин не преминул заметить, что часть законодательной работы депутатов строится на улучшении законопроектов, доставшихся им от коллег из прошлых созывов. «И если таких законодательных актов, когда наш созыв начинал работу, было свыше 1200, то сейчас осталось около 300», — уточнил глава нижней палаты парламента. Он напомнил, что в ходе нынешней сессии было принято около 280 законопроектов, и очевидно одно: сессии должны стать сессиями систематизации и кодификации правовой базы. Как отметил Нарышкин, сроки выборов следующего созыва также заставляют работать с максимальной отдачей. В заключение спикер напомнил о том, что в стране проходит Год литературы, и очень вовремя Госдума приняла в эту сессию законопроект, защищающий интеллектуальные права творческих работников. «А недавно началась работа года над концепциями преподавания русского языка и литературы в школах», — уточнил Нарышкин. «Нашему созыву выпало доказать, что потенциал парламентаризма в России высок, но пока не используется в полной мере. Хотя в целом уровень доверия населения к Госдуме растет. По данным ВЦИОМ, 49,5% граждан одобряют работу Госдумы. Это значит, что при всей объективной и субъективной критике общий вектор наших действий — правильный», — подвёл черту председатель Госдумы.

 

Ксения Редичкина, «Парламентская газета» от 03.06.2015

 

Поделиться ссылкой
01.07.2015 в 11:47

Демократию спускают вниз

Эксперты ожидают усиления конкуренции на муниципальных выборах

 

Вчера стало известно о выдвижении списков КПРФ и ЛДПР на выборах в астраханскую городскую Думу шестого созыва. Параллельно с настоящей избирательной кампанией в Астрахани также проходят съемки российской комедии "День выборов-2", ради сиквела в городе даже регулярно перекрывают движение автотранспорта. Правда, речь в фильме пойдет о губернаторских выборах - в реальной политической жизни голосованиям за глав регионов и депутатов региональных парламентов также обычно уделяют больше внимания, муниципальные же баталии оказываются на периферии. Однако все чаще эксперты и федеральные политики говорят о возрастающей роли выборов в органы местной власти: именно на этом уровне конкуренция между кандидатами еще сохраняется на высоком уровне, а сеть муниципальных депутатов стала давать любой партии множество преференций, в том числе и законодательных. Комментируя итоги предыдущего дня голосования, премьер-министр и лидер "Единой России" Дмитрий Медведев заявил, что политическая карьера должна начинаться с муниципальных выборов. Оппозиционным партиям он также посоветовал активнее работать на местном уровне. Воплотить пожелания главы правительства в жизнь они смогут уже 13 сентября: в этот день одни только выборы в представительные органы назначены в 23 столицах субъектов РФ. Помимо городских кампаний в административных центрах, объявлены также выборы во множество районных и сельских советов. К примеру, в Ульяновской области в Единый день голосования 13 сентября пройдет 117 избирательных кампаний, во время которых жители региона изберут 1 тыс. 365 депутатов. Но здесь политические силы сталкиваются с нехваткой претендентов на замещение мандатов.  Из-за дефицита кадров для выдвижения на выборах некоторые партии начинают набирать будущих муниципальных депутатов в буквальном смысле по объявлению - "Родина" и "Справедливая Россия" предлагают жителям регионов звонить на "горячую линию" и записываться в кандидаты. Но эта проблема затрагивает в основном сельские кампании - за места в парламенте городов борьба нередко разворачивается нешуточная. При этом для некоторых крупных бизнес-игроков городские думы становятся более интересными, чем региональные, так как именно они дают доступ к ресурсам, занимаются выделением земли и так далее. Что касается находящейся в введении областных и республиканских органов власти законодательной базы, то она за последние годы в субъектах уже практически сформировалась. Муниципальные выборы являются предметом пристального внимания со стороны местных элит, говорит в комментарии "НИ" гендиректор аналитического центра PolitGeneration Ярослав Игнатовский. "При этом для того, чтобы стать муниципальным депутатом, порой достаточно несколько сотен голосов. Технологически это сделать проще, - рассуждает политолог. - Сейчас сверху задается тренд на решение конкретных проблем людей. На местном уровне у начинающих политиков больше возможностей проявить себя, а у партий - выйти на прямой разговор с избирателями". К слову, проще и стать кандидатом на местных выборах - достаточно собрать всего 0,5% подписей избирателей, что в шесть раз меньше, чем на региональных. "В настоящее время, когда происходит повсеместный отказ от прямых выборов мэров, выборы представительных органов региональных центров становятся наиболее конкурентными и интересными из всех российских выборов", - полагает сопредседатель совета движения "Голос" Аркадий Люба рев. Ведь в условиях, когда главу города избирают не жители, а депутаты, статус местного совета автоматически повышается. Местные выборы стали еще и частью губернаторских кампаний, напоминает Ярослав Игнатовский, ведь для регистрации кандидатом на пост главы региона нужно пройти через так называемый "муниципальный фильтр", то есть собрать в свою поддержку подписи депутатов. Впрочем, на практике сильной взаимосвязи между партийностью местных депутатов и " муниципальным фильтром" директор Центра прикладных исследований и программ Сергей Румянцев не наблюдает. "Мы часто видим картину, как депутаты парламентских партий поддерживают выдвижение кандидатов от малых партий, не имеющих своего представительства не только в Государственной думе, но даже в региональном парламенте. В настоящий момент " муниципальный фильтр" - это своего рода тест на способность кандидата организовать четкий и слаженный процесс поддержки своей кандидатуры депутатами муниципального уровня вне зависимости от политической принадлежности", - отметил эксперт "НИ". Либеральнее на местном уровне относится федеральное законодательство и к протестному голосованию - здесь властям субъектов разрешено вводить графу "Против всех". Правда, воспользовались этой возможностью только два региона: Тверская и Калужская области. В остальных избиратели будут лишены возможности выразить недоверие всем кандидатам. Исправить ситуацию решила депутат Госдумы Маргарита Свергунова, которая разработала законопроект, обязывающий вводить протестную графу, причем на выборах всех уровней, включая президентские. "Введение данной нормы позволит повысить заинтересованность избирателей в голосовании на выборах, тем самым в конечном итоге повысит явку в день голосования. Необходимо нашим гражданам дать возможность выражать свою позицию не только "за", но и "против", особенно в том случае, если люди не видят достойных кандидатов, - считает парламентарий. - Нужно подчеркнуть, что отмена данной нормы в 2006 году не послужила положительным тенденциям в избирательном процессе, а, наоборот, значительно снизила интерес избирателей на реализацию активного избирательного права". В ближайшее время законопроект должен быть рассмотрен на заседании профильного комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Между тем о предстоящем накале страстей на муниципальных выборах можно судить уже по первым хроникам борьбы. В Ульяновске участников праймериз "Единой России" забросали яйцами, в Липецке экс-глава региональной " Родины " демонстративно вышел из партии, обвинив ее федеральное руководство в подыгрывании "Единой России", а в Воронеже в работе на партию власти эсеры обвинили коммунистов. На результатах кампании в Ижевске, прогнозируют политологи, скажется существующий раскол элит и проблемы взаимоотношения бизнеса и власти. В Нижнем Новгороде местные политологи прогнозируют победу нескольких сильных оппозиционных кандидатов по одномандатным округам, в Астрахани побороться за мандат намерен известный политик Олег Шеин - он возглавит список "Справедливой России". В Орле появился другой известный "паровоз" - лидер ЛДПР Владимир Жириновский. КПРФ намерена увеличить свою фракцию в Думе Казани: на прошлых выборах здесь мандаты получили три коммуниста - партия тогда набрала чуть более 11%. В целом опрошенные "НИ" эксперты говорят о возрастающей роли муниципальных выборов. На этот процесс оказывают влияние и повсеместная отмена прямого избрания мэров, и значимость мандатов для преодоления фильтра на губернаторских выборах, и общая установка федерального центра на проведение более честных и легитимных кампаний на местном уровне. Кроме того, в случае с избранием глав субъектов и депутатов региональных парламентов у малых партий существует куда меньше шансов на успех, так как эти выборы регулируются более жесткими административными мерами. Городские же и районные думы пока оставляют поле для политической конкуренции с неизвестным заранее результатом.

 

Сергей Ежов, «Новые Известия» от 01.07.2015

Поделиться ссылкой
25.06.2015 в 12:09

Сергей Нарышкин: "Резать с умом"

«РЕЗАТЬ С УМОМ»

 

Сергей Нарышкин предостерегает от необдуманного сокращения расходов Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на парламентских слушаниях предостерег минфин от "незамысловатого секвестирования бюджета". В частности, без согласования с парламентом урезаются траты на законодательную власть. Нарышкин сообщил о том, что собирается инициировать поправки, которые обяжут кабмин согласовывать оптимизацию бюджета Госдумы и Совфеда с самими парламентариями. На парламентские слушания был приглашен в числе прочих представителей кабмина и министр финансов Антон Силуанов. Ему в основном и адресовал свои предложения спикер Госдумы. В условиях санкций оптимизировать бюджетные расходы, безусловно, нужно, подчеркнул Сергей Нарышкин. Но не бездумно: нельзя заниматься "незамысловатым секвестированием бюджета на 5, 10, 15 процентов". Нужно сокращать неадекватно завышенные затраты, учитывать долгосрочные цели, убежден спикер Госдумы. В этой связи Нарышкин, по его словам, не понимает "логику уважаемых сотрудников министерства финансов" в части сокращения расходов на законодательную и судебную ветви власти. "Я не думаю, что профессиональные финансисты могут оценивать эффективность их работы, да и не должны этого делать", - отметил он. Однако с судебной властью изменения все же согласовывают, а с законодателями - нет. Сергей Нарышкин предлагает это исправить и вместе с коллегой из верхней палаты Валентиной Матвиенко готов инициировать необходимые поправки. Антон Силуанов в целом согласился с такой постановкой вопроса. У спикера Госдумы было еще немало замечаний. Депутатов, по его словам, не удовлетворяет низкое качество реализации госпрограмм, а также решения о строительстве новых объектов на фоне большой "незавершенки". Ежегодно объем незавершенного строительства возрастает почти на 100 млрд рублей. Порядок может навести переход на утверждение таких адресных программ в законе о бюджете, считает парламентарий. По его ожиданиям, такой закон будет принят до начала формирования бюджета на ближайшую трехлетку. Нарышкин считает необходимым и укрепление законотворческой дисциплины кабмина. Он предлагает определить конкретный срок, в который минфин должен будет предоставлять в нижнюю палату проект основных направлений бюджетной политики. Дело в том, что из-за цейтнота у депутатов толком нет времени, чтобы разобраться с важным документом. Замечания своего ведомства высказала и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Эффективность текущих расходов бюджета невысокая, признал Антон Силуанов. По его словам, необходим "перезапуск" госпрограмм. "К сожалению, у нас пока преобладает не программно-целевой, а полученческий подход, - не стал отрицать он. - Мы формируем бюджет, исходя из ранее принятых решений, а не из целей и задач, которые необходимо достичь". Кроме того, для оценки эффективности госпрограмм и других расходов нужно привлекать независимых экспертов, считает министр. То есть создать своего рода "центр реформ".

Еще одно требуемое новшество - переход на критерии нуждаемости и адресности в сфере соцрасходов. "Среди граждан, получающих соцвыплаты, более 50 процентов не относятся к категории нуждающихся. А среди самих нуждающихся соцподдержку получают менее 50 процентов", - посетовал министр. Глава Минтруда России Максим Топилин поспорил с коллегой: ветеранам такие выплаты нужно платить вне зависимости от того, нуждается ли защитник Отечества или нет. "Здесь принцип адресности связан с заслугой, достижениями человека", - объяснил он. То же касается и чернобыльцев. Для оценки эффективности госпрограмм нужно привлекать независимых экспертов.

 

Татьяна Замахина, «Российская газета» от 24.06.2015

Поделиться ссылкой
20.05.2015 в 15:00

Депутатам и сенаторам могут разрешить вмешиваться в политику регионов

Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации могут получить право вносить законопроекты в региональные парламенты. Соответствующий проект поправок будет внесен во вторник депутатом Госдумы фракции ЛДПР Виталием Золочевским (документ есть в распоряжении «Известий»). Автор проекта полагает, что так федеральные законодатели решат многие региональные проблемы, а члены нижней палаты — получат лояльных избирателей в субъектах. Согласно документу, депутаты, которые были выбраны по федеральному списку, смогут участвовать в законотворчестве любого региона, а избранные по одномандатному округу — только в конкретном регионе. Однако не все парламентарии видят необходимость в изменениях, считая достаточным нынешнее взаимодействие между федеральной и региональной властью.

Право вносить региональные законопроекты членами Совета Федерации и депутатами Госдумы предлагается закрепить в ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Сенаторы, назначенные президентом, получат возможность участвовать в законотворчестве всех регионов, а те, кто был делегирован от субъекта, — в органе власти только этого субъекта. Похожий принцип предусмотрен и для парламентариев.

«Депутат Госдумы, избранный из состава общефедеральной части федерального списка кандидатов по федеральному избирательному округу, имеет право законодательной инициативы во всех законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Депутат Госдумы, избранный по одномандатному избирательному округу, имеет право законодательной инициативы в том законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором он был избран депутатом Госдумы», — говорится в законопроекте.

В пояснительной записке отмечается, что необходимо «обеспечить конструктивное эффективное взаимодействие» федеральных и региональных органов власти «в законотворчестве и законодательном процессе».

Золочевский поясняет, что депутаты Госдумы часто не могут решить региональные проблемы из-за невозможности вносить законопроекты в местные парламенты.

— У депутатов Госдумы, когда они работают одну неделю в месяц в регионах, безусловно, возникают те или иные предложения, но они не могут самостоятельно внести законодательные предложения — приходится действовать через тех депутатов, которые представлены от партии в Заксобрании, — говорит он. — При этом, например, ЛДПР — одна из старейших фракций, но даже у нас есть ряд областных дум без наших представителей — в Краснодарском крае, к примеру. Получается, что в таком случае депутаты Госдумы практически никак не могут повлиять на законодательный процесс. Надо упрашивать кого-то из депутатов другой партии внести твою инициативу, а личные отношения не всегда складываются благополучно. Региональные депутаты под давлением губернатора иногда вообще не в состоянии озвучивать инициативу представителя другой партии, боятся репрессий. А в следующем созыве Госдумы, возможно, будет больше некрупных фракций — не у всех будут представители в региональных Заксобраниях, и проблема актуализируется.

Сейчас члены Совета Федерации только в некоторых регионах имеют право законодательной инициативы.

«Такой институт в федеральном законодательстве закреплен не как императивная обязанность субъекта Российской Федерации, а как право, возможность реализации которого зависит от усмотрения органов государственной власти субъекта Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке.

По мнению Золочевского, невозможность вмешиваться в законотворчество регионов ограничивает полномочия депутатов Госдумы.

— Законодательные собрания субъектов имеют право вносить инициативы в Госдуму, а у депутатов встречной возможности нет. Сейчас, правда, сенаторы в большинстве своем не считают необходимым вести законотворческую деятельность, но и многие депутаты за весь срок в Госдуме не вносят ни одного законопроекта, это же не значит, что надо отнять у них эту возможность. Степень своего участия пусть каждый определяет сам, главное — дать право это делать. Отдельных депутатов региональные вопросы будут волновать даже больше, особенно это касается Москвы. Мы видим множество насущных проблем — эвакуация, работа ОАТИ и прочее, но внести изменения мы не вправе, — сказал он.

Золочевский считает, что после внесения изменений депутаты будут более активно участвовать в жизни субъектов и смогут таким образом получить лояльных избирателей. Отметим, что на выборах в Госдуму в 2016 году вводится система одномандатных округов, когда граждане будут голосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата.

Заместитель председателя комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн считает, что депутатам необходимо более тесно взаимодействовать с региональными парламентами.

— Для этого нужно регулярно находиться в субъекте и выстраивать отношения с депутатами заксобрания и муниципальными депутатами, тогда не нужны будут дополнительные законы, — говорит он. — Сейчас в Заксобраниях представлены практически все парламентские партии. Если же нет депутатов, но будет право законодательной инициативы, то ее просто, скорее всего, не поддержат. У меня, например, нет никаких проблем с участием в жизни Амурской области. Когда есть какая-то проблема, мы обсуждаем ее с коллегами по фракции, находим решение, и они инициируют законопроект. А кто источник внесения — для меня неважно.

Заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по региональной политике и вопросам местного самоуправления Юрий Шаров особой необходимости в участии депутатов Госдумы не видит.

— Местные депутаты знают, что необходимо регионам, — говорит он. — В «Справедливой России» есть специальный орган — палата депутатов, через который происходит взаимодействие между федеральным и региональным уровнями. Например, по запрету на слабоалкогольные энергетики было принято общее решение, после чего мы вносили инициативу.

Шаров опасается, что через региональные парламенты депутаты будут всё равно инициировать поправки в федеральное законодательство.

— Закон пройдет некий региональный фильтр, получит поддержку местных депутатов и, уже внесенный от законодательного собрания, будет более весомым. Может, стоит сделать исключение для депутатов ГД по количеству внесенных в региональные заксобрания федеральных законов. Пусть их сразу направляют в Госдуму, — считает он.

По мнению председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, России необходимо ликвидировать разрыв между различными уровнями власти.

— Основная проблема страны, которая возникла после распада СССР, — это отделение друг от друга трех уровней власти: муниципального, регионального и федерального. Такого рода инициатива не решает всех вопросов, но она в правильном направлении, — говорит он.

В то же время эксперт считает, что нынешние депутаты вряд ли захотят участвовать в региональном законотворчестве, поэтому, возможно, их стоит даже обязать вести законодательную деятельность.

— Для одномандатников это блестящая возможность работать на свой регион и избирательный округ — не только в федеральной думе, но и в местных Заксобраниях, новый механизм зарекомендовать себя в субъекте и получить голоса, — сказал Крупнов.

Отметим, что новые положения предлагается ввести в действие после избрания в конце 2016 года нового состава депутатов Госдумы с учетом формирования новой системы избирательных округов.

Анна Змановская 

 «Известия» от 19.05.2015

Поделиться ссылкой

Во имя Победы





Сбор материалов о поколении победителей продолжается. Вы можете присылать истории о своих родных героях и их фотографии на постоянно действующую электронную почту pobeda@zs.region73.ru. Расскажите, кем были эти люди на фронте и в мирной жизни, чем они жили и какое место занимали в сердцах своих близких.


Школа молодёжного парламентаризма

  • 01.09.2025 в 15:18
    1 сентября члены Молодежного парламента посетили торжественные линейки в образовательных учреждениях Ульяновской области и поздравили учащихся с началом нового учебного года.


  • 31.08.2025 в 15:17
    С 25 по 31 августа Камиль Сафиуллин принял участие в образовательной программе тридцать пятого фестиваля Дни татарской молодёжи в Казани.


  • 28.08.2025 в 15:18
    28 августа Владислав Сизов принял участие в XII заседании Ассоциации молодежных парламентов в Оренбурге.