Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам укрепления финансового положения регионов – В. Матвиенко
Председатель Совета Федерации выступила на парламентских слушаниях, посвященных рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Работа по подготовке главного финансового документа страны с самого начала ведется всеми профильными комитетами Совета Федерации, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко , открывая заседание парламентских слушаний «О параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Касаясь основных особенностей представленного проекта бюджета,Валентина Матвиенко подчеркнула, что страна возвращается к трёхлетнему планированию. «Это значимый и очень верный шаг. Это повышает степень определенности в экономике, даёт возможность хозяйствующим субъектам строить планы на среднесрочную перспективу. Совет Федерации неоднократно подчеркивал необходимость возврата к трёхлетнему бюджету».
Глава СФ обратила внимание, что впервые за многие годы предложен столь жёсткий вариант федерального бюджета – в течение ближайших трёх лет расходы будут уменьшаться. По словам Валентины Матвиенко, сокращение расходов, а также меры по увеличению доходов должны позволить уменьшить дефицит бюджета. «В сегодняшних условиях совершенно оправданно, что мы оптимизируем расходы, стремимся обеспечить сбалансированность бюджета. Только под оптимизацией правильно понимать не механическое сокращение, а разумное и точное перераспределение расходов», — считает Председатель Совета Федерации.
Она уверена, что нужен не просто бухгалтерский документ, в котором дебет сводится с кредитом, а бюджет развития, бюджет надежды, бюджет успеха. «Бюджет должен стать «драйвером» роста экономики, реализации политики технологической независимости, повышения производительности труда, развития инфраструктуры, и главное, улучшения качества жизни наших граждан».Представляется крайне сомнительным, отметила Валентина Матвиенко, что стагнацию можно преодолеть путём сдерживания роста реальных доходов населения и сокращения внутреннего спроса. «Стоит ли бояться умеренного дефицита бюджета, ведь во многих развитых странах это вполне нормальная ситуация».
Председатель СФ предложила для пополнения доходной базы задействовать ранее нераскрытые ресурсы. Например, повышение эффективности администрирования и планирования налоговых доходов, сокращение задолженности по налогам и сборам.
Глава СФ считает необходимым подумать как об упрощении процедур уплаты налогов, так и об ужесточении санкций в отношении злостных неплательщиков. Только в прошлом году бюджет не досчитался более 40 миллиардов рублей из‑за манипуляций с объёмом проданного алкоголя, добавила глава СФ. «Совет Федерации настаивал на принятии конкретных мер по изменению ситуации. И совместные усилия по формированию эффективного механизма налогового администрирования начали приносить свои плоды». Так, рост поступлений акцизов на крепкую алкогольную продукцию за девять месяцев текущего года составил больше 20 процентов, а контроль при импорте позволил увеличить таможенные платежи в четыре раза — до 31 миллиарда.
Вместе с тем, подчеркнула Валентина Матвиенко, положение на алкогольном рынке остаётся сложным. За последние годы отмечена устойчивая тенденция снижения легального производства алкоголя, рост теневого рынка и значительное сокращение поступлений акцизов в бюджет. К сожалению, пока не видно качественных улучшений в работе Росалкогольрегулирования, отметила она.
Ещё одним возможным ресурсом для пополнения бюджетных доходов Председатель СФ назвала повышение акцизов на табак и введение акцизов на так называемые вредные продукты. «Здесь можно действовать смелее. Положительным образом на доходах бюджета должно сказаться расширение перечня подакцизных товаров и ряд других мер».
Валентина Матвиенко проинформировала, что традиционно Совет Федерации исключительное внимание уделяет вопросам укрепления финансового положения регионов. Палатой подготовлен и разослан субъектам Федерации аналитический доклад «Об основных направлениях государственной региональной политики», напомнила она.
Ситуация здесь непростая, подчеркнула глава СФ. «Государственный долг субъектов Федерации растет и к концу года ожидается на уровне почти двух с половиной триллионов рублей. В четырнадцати регионах он превысил объём бюджетных доходов. И без того сложное положение усугубляется интенсивной передачей на их уровень необеспеченных финансированием полномочий», — констатировала она.
Проведено исследование по 24 субъектам Федерации – объём выделяемых им субсидий и субвенций на реализацию переданных полномочий составляет от 36 до 89 процентов необходимого объема финансирования.
Спикер напомнила, что состояние региональных бюджетов подробно обсуждалось в рамках мероприятий Совета Федерации, в том числе с участием заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака, Министра финансов РФ Антона Силуанова.
«Многое из того, о чём мы говорили, в текущем проекте бюджета учтено. Так, например, идёт работа по консолидации субсидий, и регионам теперь не придётся получать деньги лишь в конце года», — сказала глава СФ.
В качестве позитивных моментов бюджета она отметила повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности, рост дотаций как в абсолютном, так и в относительном выражении, постепенный отказ от такого непрозрачного вида трансфертов, как «иные межбюджетные трансферты», а также централизацию для дополнительного перераспределения одного процентного пункта налога на прибыль. При этом Председатель СФ заметила, что делать это надо за счёт федеральной, а не региональной составляющей налога на прибыль.
Валентина Матвиенко считает важным, что Правительство после неоднократных рекомендаций Совета Федерации выразило готовность пойти на согласованную с регионами поэтапную отмену льгот по региональным и местным налогам, введённым решениями на федеральном уровне. «Все эти меры будут способствовать повышению прозрачности межбюджетных отношений, предоставят больше свободы губернаторам при определении приоритетов и позволят им лучше сбалансировать бюджеты», — уверена она.
Вместе с тем, глава СФ объяснила, что в текущем году объём трансфертов планируется «урезать» более чем на 8 процентов, то есть на 136 миллиардов рублей. «В проекте бюджета на следующий год мы отталкиваемся от этого уменьшения. Поэтому формально общая сумма трансфертов в следующем году увеличится на 60 миллиардов рублей, а к 2019 году – снова сократится. По факту в результате всех этих «манипуляций» мы получаем уменьшение финансирования регионов», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
Чтобы не допустить этого, она предложила зафиксировать объём межбюджетных трансфертов и установить мораторий на его сокращение хотя бы в течение трёх бюджетных лет.
При этом спикер сообщила, что получила целый ряд обращений от губернаторов – они встревожены тем, что с 1 января 2017 года предусматривается снижение на 30 процентов норматива зачисления акциза на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ. «Такая мера приведёт к снижению объёма финансирования региональных дорожных фондов, это противоречит и указаниям и поручениям Президента РФ, который поручил удвоить ремонт федеральных и региональных дорог», — заявила Валентина Матвиенко.
Председатель СФ считает, что нужно двигаться в сторону формирования новой системы межбюджетных отношений, стимулирующей регионы на развитие собственного экономического потенциала. В связи с этим она напомнила о действовавшей ранее базовой схеме распределения налоговых и неналоговых платежей – 50 на 50 процентов.
Валентина Матвиенко предложила подумать и о повышении эффективности налоговой системы в целом. Много справедливых нареканий вызывает взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, отметила она.
Другой проблемой глава СФ считает введение института консолидированных групп налогоплательщиков. Сама по себе идея правильная, но способ её реализации привёл к большим потерям для бюджетной системы, сказал она. «Речь не о том, чтобы прямо сейчас менять всю налоговую систему, но исследовать эти проблемы, задуматься о поэтапном проведении серьёзной налоговой реформы пора».
Валентина Матвиенко сказала о том, что Совет Федерации не может согласиться с планами Правительства о сокращении выделяемых регионам бюджетных кредитов. На 2017 и 2018 годы они запланированы в объёме по 100 миллиардов рублей. Это в три раза меньше, чем в нынешнем году. Председатель считает, что в целом надо изменить подходы к коммерческому кредитованию регионов. «Полагаю необходимым рекомендовать Банку России разработать отдельную нормативную базу, регулирующую кредитование регионов банками, в том числе, предусмотреть специальные требования в области создания резервов по региональным долговым обязательствам, заявила она.
Глава СФ напомнила, что Президент России Владимир Путин, выступая в Государственной Думе, указал, что при работе над федеральным бюджетом необходимо в полном объёме обеспечить финансирование приоритетных проектов. По оценке Правительства, только в следующем году на реализацию приоритетных проектов потребуется около 150 миллиардов рублей. Часть этих денег предусмотрена в рамках государственных программ. «Мы далеки от программного принципа формирования бюджета и расходования средств в увязке с конкретным результатом. Государственные программы так и не стали основой бюджета», — заявила Председатель СФ. Государственные программы должны стать связующим звеном между стратегическим и бюджетным планированием, уверена она.
В свою очередь Министр финансов России Антон Силуанов отметил, что первое представление проекта бюджета всегда происходит в Совете Федерации. «Это очень важно, потому что значительная часть бюджета посвящена региональной тематике. Мы рассматриваем в целом бюджетную систему, которая состоит не только из федеральной части, но из региональной и муниципальной».
«Нам пришлось формировать жесткий бюджет, который отвечает, с одной стороны, возможностям экономики, с другой — требованиям по обеспечению ее роста», — сказал министр.
Антон Силуанов считает, что трехлетнее планирование бюджета — это ориентир для бизнеса, для граждан. «Какие программы мы будем выполнять, как будет строиться налоговая система, какие операции на финансовом рынке мы будем проводить. Это очень важно, в том числе, для оценки инвесторами своих инвестиционных планов — вкладывать в экономику или выводить деньги за рубеж».
Министр отметил, при подготовке бюджета ведомство исходило из консервативных оценок, в частности, из расчета цены на нефть сорок долларов за баррель. «Мы должны строить наш бюджет вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Мы должны быть уверены, что при любых внешнеэкономических условиях обеспечим те обязательства, которые закладываются в бюджет», — подчеркнул Антон Силуанов.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова указала на ряд рисков при реализации проекта бюджета и лежащего в его основе прогноза социально-экономического развития страны. По мнению Счетной палаты, существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2017–2019 годах в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, обеспечивающих восстановление экономического роста в плановом периоде.
Заместитель Председателя Центробанка Ксения Юдаева отметила необходимость постоянных усилий по проведению структурных преобразований, снятию барьеров для развития конкуренции, совершенствованию человеческого капитала. «Важна также макроэкономическая стабильность, чтобы усилия людей и бизнеса в сфере экономического развития не были сведены на нет в результате схлопывания «финансовых пузырей» и бюджетных кризисов», — сказала она.
Чтобы не создавать рисков неконтролируемого роста государственного долга, финансовой и экономической нестабильности, необходима программа постепенной бюджетной консолидации, подчеркнула зампред ЦБ. «Желательно проводить ее таким образом, чтобы снижалась доля непроизводительных расходов, повышалась эффективность бюджетных расходов, способствующих стимулированию инвестиций и совершенствованию человеческого капитала», указала Ксения Юдаева.
В ходе дискуссии председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров отметил, что в проекте бюджета сокращены средства на финансирование государственных программ по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, а также Северокавказского федерального округа. Глава Комитета СФ предложил отразить в рекомендациях по итогам слушаний предложение сохранить объемы средств федерального бюджета, предусмотренные в госпрограммах, исходя из установленных общенациональных приоритетов ускоренного развития этих регионов.
Заместитель Председателя СФ Евгений Бушмин затронул темы доходов региональных дорожных фондов и сокращения бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
По итогам обсуждения Антон Силуанов отметил, отвечая на вопросы журналистов, что проблемам региональной политики в ходе обсуждения было уделено значительное внимание.
«В 2017 году мы серьезно меняем межбюджетные взаимоотношения с регионами как в области налогов, так и в области трансфертов», — сказал Министр. «Мы увеличиваем нецелевые объемы поддержки регионов, чтобы дать больше прав губернаторам в распоряжении своими ресурсами. Считаю, что в нынешних условиях это оправдано. С другой стороны, предоставляя такие виды поддержки, мы будем требовать от регионов выполнения условий по созданию источников роста, новых рабочих мест, целый ряд других позиций».
2017 год будет посвящен предметной работе с субъектами РФ в части повышения эффективности региональных и муниципальных бюджетов, подчеркнул Антон Силуанов.
Электрические приоритеты Госдумы
Новая нормативная база скорректирует реформу отрасли в пользу потребителя.
Комитет по энергетике в седьмом созыве Государственной думы увеличился на треть по численности и обновился практически на две трети. Это неудивительно, если учесть то значение, которое имеет энергетика для экономики нашей страны. От качества нормативного обеспечения развития топливно-энергетического комплекса зависит очень многое. Уверен, в этом созыве комитет продемонстрирует профессиональный и вдумчивый подход к работе с законопроектами, как делал это и ранее.
Более половины законопроектов, рассматриваемых комитетом, касаются электроэнергетики. Так, за шестой созыв только поправки в основной отраслевой закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребовали принятия пяти федеральных законов. В частности, мы отменили механизм перекрестного субсидирования «последняя миля». Отмена уже произошла для 63 субъектов Федерации из 86. В 19 субъектах это произойдет 1 января 2017 года. В 4 субъектах – Бурятии, Забайкальском крае, Амурской области, Еврейской автономной области – механизм «последней мили» продлен до 2029 года.
Также введен льготный порядок технологического присоединения объектов малого бизнеса мощностью до 150 кВт и граждан – до 15 кВт. Стоимость технологического присоединения для объектов малого бизнеса мощностью до 150 кВт с 1 октября 2015 года уменьшилась в два раза, а с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение полностью не будут включаться расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства. Также устанавливаются единые унифицированные стандартизированные тарифные ставки на технологическое присоединение для всех территориальных сетевых организаций на уровне субъектов Федерации. Все это должно облегчить доступ потребителей к электроэнергии.
В плане работы комитета на ближайшие сессии более половины законопроектов – вновь об электроэнергетике. Это объяснимо. Во-первых, это самая крупная, объемная отрасль энергетики, которая касается всего и всех, поскольку все являются потребителями электроэнергии. Во-вторых, реформа, которая была проведена, к сожалению, была проведена не в интересах потребителя. Ее целями были модернизация энергетики, привлечение инвестиций, повышение прибыльности работы отрасли как таковой, но не было ни слова о потребителе. Но мы строим рыночную экономику, она направлена прежде всего на удовлетворение нужд потребителя, и мы должны обеспечить его энергией в нужное время, в нужном месте, в необходимом объеме и с хорошим качеством.
По моему глубокому убеждению, оно возможно лишь за счет развития конкуренции по всем направлениям: между централизованным энергообеспечением и распределенной энергетикой, между видами генерации электроэнергии и тепла, между производителями, между сетевыми (где это возможно) и сбытовыми компаниями. Только директивными методами мы этой цели не достигнем.
Нужно решить рожденную реформой проблему избытка энергомощностей, составляющих сегодня около 20 ГВт. При этом необходимо ответить на вопрос об оптимальном соотношении тепловой угольной и газовой генерации, атомной и гидрогенерации. Также нужно четкое понимание, буквально по годам, сроков снижения и ликвидации вынужденной генерации, избыточных старых энергомощностей, так как все это также приводит к росту стоимости электроэнергии.
Не менее значимы задачи в области электросетевого хозяйства, распределения и сбыта. Во-первых, сетевая составляющая в тарифах на электроэнергию в Российской Федерации недопустимо высока. Если, например, в Германии сетевая составляющая в цене электроэнергии – около 20%, то у нас в среднем 35–50% в зависимости от класса напряжений, а для той категории, которая обеспечивает сегодня рост отечественной экономики – сельскохозяйственного производителя, – до 70%.
Существенный рост этого показателя в последние годы стал следствием масштабных инвестиционных программ сетевых организаций. Программы в регионах составлялись с учетом завышенных ожиданий роста экономики и энергопотребления, которого не произошло. В результате потребители несут на себе избыточное бремя расходов через оплату электроэнергии. Другая сторона проблемы – огромные объемы заявок на новое подключение (примерно 150 ГВт), в которых нет реальной потребности, но которые также учитываются при формировании инвестпрограмм.
Чтобы преодолеть эту проблему, нужно ускорить внедрение новой практики инвестиционного планирования, идущей от реальных потребностей потребителей, а не только от возможности финансирования затрат через тариф. Необходимо совершенствование подходов к порядку и процедуре согласования, утверждению и контролю инвестиционных программ, в том числе участие представителей потребителя в процессе согласования инвестиционных программ.
Среди основных критериев включения объектов в инвестпрограмму сетевой организации должен быть критерий окупаемости этих объектов. В случае если сроки их окупаемости слишком долгие, но объекты важны, например, с социальной точки зрения, необходимо предусмотреть дополнительные механизмы строительства таких объектов с привлечением как бюджетных, так и небюджетных средств. Выходом из ситуации, при которой существуют необоснованные заявки на подключение, мог бы стать переход на систему «бери или плати», успешно работающую там, где это связано с инвестициями.
Вторая проблема – это до сих пор сохраняющееся в электросетевом комплексе перекрестное субсидирование. Отмена механизма «последней мили» против ожиданий не привела к снижению перекрестного субсидирования, наоборот, в последние два года оно выросло.
Требует решения проблема отсутствия конкуренции на розничном рынке электроэнергии. Фактически сбыт и услуги по передаче электроэнергии остались монопольными видами деятельности, и это необходимо отчетливо осознавать при выработке политики в отрасли, в том числе при выработке отношения к взаимодействию ПАО «Российские сети» и территориальных сетевых организаций. Одно из предложений для развития конкуренции – ограничить долю рынка одной сбытовой компании до 20% и дать разрешение сетевым компаниям также заниматься сбытом с ограничением их доли.
Качество работы этих организаций – это еще одна серьезная проблема. В результате приватизации сетевых активов, разрешенной реформой электроэнергетики, в России возникло большое количество территориальных сетевых организаций, не имеющих для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии ни достаточной материальной базы, ни уровня компетентности. Основной целью их деятельности было и остается не обеспечение потребителя, а получение своей части котлового тарифа, то есть прибыли, которая далеко не всегда распределяется на модернизацию, повышение эффективности и обеспечение безопасности и надежности.
Государство стремится навести порядок в этой сфере. В результате вступления в силу постановления правительства РФ, утвердившего критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, их количество уже сокращено с 2617 до 1947, снижена нагрузка на потребителей за содержание энергообъектов, исключены объемы технологических потерь электроэнергии территориальных сетевых организаций, не соответствующих критериям. На 2016 год объем снижения величины потерь по стране составил около 3,3% по отношению к плановым показателям 2015 года. Это немного, но это лишь начало.
Дальнейшее преобразование территориальных сетевых организаций должно проходить в русле фактической «деприватизации», а именно идти по пути консолидации активов или управления ими с сохранением преобладающей доли участия у государства, опираться на созданную в отрасли головную организацию – ПАО «Россети». Считаю, что необходимо восстановить управление имущественным комплексом территориальных сетевых компаний со стороны государства. Частный капитал, миноритарные акционеры смогут сохранить свои активы, однако контрольные или блокирующие пакеты, на мой взгляд, должны принадлежать государству, но при этом лишь там, где сохраняется монополия на транспортировку электроэнергии.
И последний аспект, на котором хотелось бы остановить внимание, – вопрос технического прогресса в отрасли. Внедрение в распределительных сетях современных технологий smart grid, умных сетей с современными приборами контроля и управления, конечно, необходимо. Это позволит, во-первых, уйти от котлового способа расчетов за электроэнергию и, во-вторых, снизить процент технологических и коммерческих потерь в распределительных электрических сетях, повысить эффективность их работы. Но возможно это только при установлении эффективного собственника, способного проводить современную техническую политику и обеспечивать единство требований к средствам управления и контроля. Решению этой задачи, на мой взгляд, также могла бы способствовать передача ответственности за установку приборов учета с потребителей энергоресурсов на сетевую компанию. Комитет по энергетике уже начал продвижение этой идеи, надеюсь, в этом созыве нам удастся убедить в правильности такого подхода профильное министерство и правительство.
Хочу еще раз подчеркнуть: наша основная задача – реально завершить реформирование электроэнергетики прежде всего в интересах потребителя. Главная цель – удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры, ограничении перекрестного субсидирования. Именно над этим мы и будем работать в ближайшие пять лет в тесном и, уверен, конструктивном взаимодействии с исполнительной властью и отраслевым сообществом.
Павел Николаевич Завальный – председатель комитета Государственной думы по энергетике.
"Независимая газета", 08.11.2016
К каждому свой подход
Сенатор Валерий Васильев — о том, как строить региональную политику в условиях бюджетного дефицита
Голос не лежит
Большинство граждан против введения обязательной явки на выборы
ВЦИОМ: россияне хотят видеть в новой Думе сильных управленцев
Исследование показало, что население нацелено на нереволюционные перемены и персональное обновление власти
Согласно данным исследования ВЦИОМа, граждане России хотят видеть в новом составе Государственной думы сильных политиков и эффективных управленцев, которые готовы решить насущные проблемы электората, региона и страны. У населения есть запрос на новые лица. Политологи согласны с такими утверждениями и отмечают, что нынешняя избирательная система полностью соответствует требованиям россиян, особенно факт наличия открытой процедуры праймериз «Единой России».
Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров в ходе презентации исследования объяснил, что в этот раз центр представляет качественное, а не количественное исследование, то есть то, где социологи не оперируют цифрами.
В исследовании (имеется в распоряжении «Известий»), говорится, что российский избиратель больше не готов отдавать свои голоса кандидатам за их былые заслуги. Граждан интересуют те, кто сможет понять и решить их проблемы. Кроме того, электорат стал хуже реагировать на спортсменов и представителей шоу-бизнеса, идущих во власть.
Главные факторы привлекательности кандидата-2016 — это соответствие слов делу, выполнение обещаний, ответственность за результат, наличие навыков хозяйственной работы, профессионализм, работоспособность, дисциплинированность. Согласно опросу, кандидат должен также обладать высокими моральными качествами: честность, порядочность, патриотизмом в его созидающем смысле. Социологи фиксируют требование со стороны избирателя быть готовым отстаивать интересы государства и в случае необходимости принимать непопулярные меры для реализации намеченного курса.
В целом, по данным ВЦИОМа, образ депутата впитал в себя запрос на умеренные перемены. Россияне готовы видеть новые лица во власти, если это сопряжено с незначительным риском, на серьезный риск они не согласны. Конформизм, отсутствие конструктивной критики, закрытость от дискуссий («вакуум власти») воспринимается как знак принадлежности к «старой гвардии» политиков, уходящей в прошлое.
Согласно опросу, результативность действий кандидата — главный критерий отношения к нему. Причем этот результат должен быть виден именно электорату, а не федеральному центру. Основное, на что обращает внимание избиратель, — это помощь населению и выполнение обещаний. Причем законотворческая деятельность не воспринимается населением и, как следствие, не выступает главным аргументом в пользу кандидата.
ВЦИОМ зафиксировал в ходе бесед в фокус-группах три возможных роли идеального депутата. Во-первых, он должен быть доверенным посредником между населением иРезультативность в этом случае воспринимается как следствие изменения политики власти, отмены ранее принятых решений. Во-вторых, он должен быть контролером, то есть функции депутата в этой связи сводятся к контролю за выполнением как своих поручений, так и решений чиновников. В-третьих, депутат должен стать защитником. Этот аспект понимается в широком смысле, но прежде всего депутат нужен как защитник «простых людей» от чиновников, беспредела. Данный типаж имеет силовую компоненту, что соответствует сегодняшним трендам.
Помимо прочего, ВЦИОМ выяснил, каким депутат быть не должен. Качества, которые отпугивают избирателя: популизм, пассивность, принадлежность к сфере культуры или спорта, богемы, непрофессионализм, лицемерие, несамостоятельность, безответственность, излишняя эмоциональность, агрессивное поведение на публике, а также несоответствие масштаба личности занимаемой должности и репутационные скандалы.
Директор Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в ходе обсуждения исследования заявил, что результаты ВЦИОМа во многом подтверждают прошедшие праймериз. По его подсчетам, из 200 действующих депутатов не прошли предварительное голосование порядка 100 человек.
— Эта ротация во многом произошла из-за появления новых лиц, — отметил он.
Большинство тех, кто выиграл праймериз, уже являются известными политиками в регионах, особенно те, кто показал, что могут быть успешными управленцами и решать проблемы электората, уточнил политолог.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев напомнил, что партийная принадлежность никогда не стояла на первом месте для избирателя, важнее всегда были личные качества кандидата как публичного политика.
— Это, кстати, означает, что не всегда побеждают кандидаты от «Единой России», но принадлежность к правящей партии дает преимущество, — пояснил политолог.
Он также отметил, что избиратели сейчас интересуются тем, чем был бы полезен определенный кандидат.
— Главное качество, которое россияне требуют от политика, — это открытость и полезность. Есть запрос на людей репутационно безупречных. Наши избиратели становятся более рациональными и опытными, — резюмировал Калачев.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отметил, что идеальный образ кандидата не всегда соответствует тому, кого люди выбирают. Также он представил свои выводы по итогам праймериз «Единой России».
— После предварительного голосования стало понятно, что в стране выросла подвижность электората, — рассказал он. — Также вырос запрос на силу и активность кандидата. Есть и запрос на подлинность — сейчас невозможно вылепить образ, который не соответствует настоящей личности кандидата.
Политолог, профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев в ходе обсуждения отметил, что сейчас есть противоречие в том, что избиратели, с одной стороны, говорят о пользе и выполнении обещаний кандидатами, а с другой — говорят, что не любят популизм. — Однако популизм — это и есть разговоры о пользе, — подчеркнул он. — С этим противоречием в голове избирателей и надо работать.
Исследование было проведено в период с 27 по 30 апреля 2016 года. Всего было проведено 10 фокус-групповых дискуссий в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Краснодарском крае и Волгоградской области. В опросе участвовали граждане старше 18 лет, имеющие право голоса. ВЦИОМ отбирал именно тех респондентов, которые интересуются политической жизнью страны.
Ольга Арцева «Известия», 09.06.2016
ЗАКОН КАК ИНСТРУМЕНТ. Сергей Нарышкин призвал заботиться о результативности правоприменения
Местных депутатов хотят обязать пройти юридическое обучение
В Совете Федерации считают, что в регионах у избранников народа недостаточно знаний для исполнения своих обязанностей
В Совете Федерации предлагают ввести обязательные двухгодичные курсы по праву и муниципальному управлению для представительных органов власти на местах, которые могут быть приравнены к дополнительному высшему образованию. По мнению разработчиков соответствующего законопроекта сенаторов Алексея Александрова и Вадима Тюльпанова и инициатора — представителя палаты молодых законодателей Сергея Маликова, это дополнительное обучение позволит местным парламентариям глубже разбираться в вопросах, вынесенных на голосование, избежать ошибок, которые повлекут за собой принятие незаконных решений, а также повысит ответственность народных избранников. К примеру, в Московской областной думе из 48 депутатов пятого созыва только 11 имеют юридическое образование, а девять являются специалистами в области государственного и муниципального управления. Сенаторы предлагают внести поправки в законы №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Для этого в ближайшее время будет создана рабочая группа, в которую войдут представители профильных комитетов Совета Федерации, Ассоциации юристов России, Министерства образования РФ, Министерства образования Московской области, профильных вузов и общественных организаций. После утверждения концепции образовательной программы пилотный проект может быть запущен в нескольких регионах РФ. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров отметил, что законотворческая деятельность на любом уровне связана с необходимостью говорить, писать и читать на юридическом языке. — Это неотъемлемая часть профессии, где от каждой запятой зависит очень многое. И, конечно, необходимо, чтобы абсолютно все депутаты имели хотя бы базовые правовые знания — это важно для совершенствования деятельности представительных органов власти на всех уровнях, — сказал сенатор. Он также отметил, что похожий опыт уже был реализован в Санкт-Петербурге, когда депутаты заксобрания, не имеющие специального образования, получали его на юридическом факультете СПбГу в качестве второго высшего за счет регионального парламента. — Тогда в Петербурге практиковались различные формы обучения: как депутаты приезжали в университет, так и преподаватели посещали с лекциями заксобрание. Таким образом, региональный парламент превратился в профессиональный депутатский корпус, — добавил он.
Представитель палаты молодых законодателей при Совете Федерации депутат совета депутатов Красногорского муниципального округа Московской области Сергей Маликов считает, что юридические знания должны стать обязательной базой для законодателя, который несет ответственность перед избирателем. — Депутаты должны не только знать нормы закона, но и уметь применять их для защиты прав граждан, а также создавать новые нормативные акты. Соответственно, в действующее законодательство необходимо внести поправки, которые обяжут депутатов проходить профессиональную подготовку, — сказал он. По словам председателя палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктора Конопацкого, у депутатского корпуса есть возможность пройти похожее обучение на местном уровне, но зачастую они им попросту пренебрегают. — Необходимо стимулировать регионы в данном направлении, что позволит депутатам, которые являются специалистами в других областях — медицине, бизнесе или образовании, — получить достаточный багаж знаний и для решения вопросов населения, — добавил Конопацкий. К подготовке законопроекта уже подключилось и научное сообщество. Так, представители Государственного университета управления принимают активное участие в разработке программы специального обучения, в которой предусмотрены дисциплины по особенностям взаимодействия депутатов со структурами власти и административными субъектами, юридической грамотности, депутатской этике. Кроме того, похожий проект дополнительного образования «Гражданский университет» «Единой России» уже реализуется во многих регионах страны на добровольной, некоммерческой основе. Депутат Госдумы, глава юридической службы фракции КПРФ Вадим Соловьев отметил, что во многих странах мира у государственных служащих, как правило, два высших образования — основное, по которому человек работал, и юридическое. — Безусловно, я сторонник повышения профессионализма депутатов и получения дополнительного образования. Уровень наших коллег в регионах, к сожалению, очень слабый. Сам я юрист, тем не менее получил второе высшее, окончив Российскую академию государственной службы. И эти знания, конечно, очень пригодились в работе. Для того чтобы грамотно заниматься законотворческой работой, выслушивать инициативы и давать им оценку, юридическое образование просто необходимо, — отметил Соловьев.
Мария Елкина, «Известия» от 04.05.2016
Матвиенко предложила создать Единый совет по муниципальным образованиям при Федеральном Собрании
Матвиенко предложила создать Единый совет по муниципальным образованием при Федеральном Собрании Председатель Совфеда Валентина Матвиенко предложила создать после выборов в Госдуму в сентябре 2016 года Единый совет по муниципальным образованием при Федеральном Cобрании. Идею спикер высказала на совместном заседании Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации и Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы на тему «Местное самоуправление в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения». Матвиенко напомнила, что в стране 22359 муниципальных органов власти и сегодня необходимо диалог муниципальных, региональных и федеральных органов власти, чтобы оттачивать систему муниципального образования. «Органы муниципальной власти — самые приближенные к населению, поэтому особенно важно, чтобы на федеральном уровне и руководители субъектов не относились к муниципалам как к младшим братьям — снисходительно», — считает парламентарий. Она ещё раз напомнила о недостатке финансирования и сообщила, что парламентарии сейчас уточняют с Правительством реестр полномочий всех уровней власти. Речь идёт о том, как они обеспечены или не обеспечены финансированием, и что нужно делать для усиления финансирования местных органов власти. Потенциал в этом вопросе большой, считает спикер, а возможности муниципальных органов власти по наращиванию доходов, в частности, от налогов мало востребованы. «То есть доход можно получать, например, с регистрации гражданами собственности, от поддержки малого и среднего бизнеса. Вариантов много. Просто не нужно сидеть и ждать, что принесут деньги, а попытаться заработать их самим», — заключила глава Совфеда.
Ксения Редичкина,
«Парламентская газета» от 20.04.2016
Парламентский контроль станет жестче
Сенаторы одобрили закон, расширяющий возможности парламентского контроля, - о заслушивании в обеих палатах ежегодных национальных и государственных докладов Правительства по различным отраслям. Как рассказала первый зампред Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева, такие национальные и государственные доклады сегодня готовятся в Правительстве по самым разным темам - положению детей, ситуации с правами человека и так далее. "В первоначальном варианте законопроекта такое право предусматривалось только для Государственной Думы, теперь благодаря предложенным нами поправкам оно распространяется и для Совета Федерации", - сказала Светлана Горячева. Также, по ее словам, одобрена поправка об обязательном присутствии при заслушивании правительственного доклада аудитора Счетной палаты, курирующего соответствующую отрасль. "Предусмотрено, что в рамках заслушивания доклада должны прозвучать вопросы эффективности использования средств бюджета и достижения показателей, закрепленных в госпрограммах", - пояснила сенатор.
Анна Ткач, «Парламентская газета» от 04.03.2016