Лето- пора каникул, поэтому вопросы обеспечения безопасности детей становятся еще более актуальным. На ваш взгляд, какие меры по её обеспечению необходимо усилить?
Сенатор Игорь Фомин — о неисчерпаемом потенциале роста российского туризма.
Отечественный туристический и санаторно-курортный бизнес за последние несколько лет приобрел определенный запас прочности. Даже на фоне непростых экономических условий турбизнес выглядит достаточно уверенно: внутренний туризм вырос за последние три года более чем в полтора раза, а въездной — растет более чем на 5% ежегодно. Однако нужно признать, что на развитии въездного и внутреннего туризма сказались не столько усилия власти и бизнеса, сколько экономические и геополитические факторы.
Во-первых, россияне обратили внимание на отечественные курорты. Во-вторых, временные запреты на посещение курортов Египта и Турции также поддержали внутренний туризм. А девальвация рубля повысила привлекательность российского направления у иностранных путешественников.
Наша страна может предложить любой вид туризма. Ведь она состоит не только из четырех точек на карте: Крым, Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург. Есть много других интересных мест. Например, в Сибири множество известных курортов, в частности горно-алтайский курорт Бирюзовая Катунь, где бассейн под открытым небом и морская вода, возможно, даже лучше, чем в Швейцарии. И на самом деле, в России много регионов и муниципалитетов, которые могли бы развиваться именно за счет туризма.
Но продвижение туристической темы — одна из самых сложных государственных управленческих задач. Можно построить замечательную гостиницу в интересном месте, но не предусмотреть рекламу. Можно сделать хорошую рекламу, но если не будет легкой транспортной доступности, люди туда не поедут. И таких подводных камней бесконечное количество. Туризм требует системного подхода и грамотной государственной политики. Ведь он связан с десятками отраслей экономики и требует постоянной координации этих отраслей.
Вклад внутреннего и въездного туризма в российский ВВП явно недостаточен и, по экспертным оценкам, составляет от 2 до 3%. А ведь в мировой экономике вклад туризма в ВВП составляет почти 10%, и обгоняет автопром и химическую промышленность. У России есть все предпосылки для того, чтобы стать одним из лидеров мирового туристического рынка — трудолюбивые гостеприимные люди, тысячи достопримечательностей мирового уровня, уникальные культура и природа…
Какие же проблемы мы должны решить в первую очередь?
Во-первых, сделать доступными внутренние перевозки. Из-за неразвитости бюджетного транспортного сообщения наши граждане предпочитают отдыхать, что называется, «возле дома» или не отдыхать вообще (по данным экспертов, таких россиян было в 2016 году более 75%). А полет за границу на место отдыха часто дешевле, чем перемещение на российский курорт.
Во-вторых, необходимо обеспечить масштабную рекламу для отечественных курортов и туристических центров. Сегодня мы работаем в условиях конкурентного мирового рынка и должны продвигать наш туристический продукт.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении. При небольших финансах Министерство культуры, Ростуризм, региональные власти выполняют огромную работу по продвижению России на мировом туристическом рынке. Но законы маркетинга никто не отменял. Нам нужны реальные финансовые ресурсы для решения этой задачи.
В-третьих, нужны конкурентоспособные туристические продукты с оптимальным соотношением цены и качества. При этом мы обязаны построить государственную поддержку таким образом, чтобы объективных факторов для удорожания российских туристических услуг не было.
Например, если вы захотите построить гостиницу в России, то придется учитывать следующие стоимостные факторы: длительность согласовательных и разрешительных процедур, высокие ставки кредитов (не менее 15% в год), высокую стоимость подключения к энергетическим ресурсам. В странах-конкурентах стоимость подключения к энергетическим ресурсам либо отсутствует, либо компенсируется: банковский процент при кредитовании составляет 2–3%, часто применяется и льготирование по налогам на длительный период. Какую себестоимость проживания в российской гостинице мы можем ожидать при таких затратах?
Сегодня в повестке дня есть два важных законопроекта. Один из них направлен на обязательную аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов. Законопроект находится на согласовании в правительстве. Другая важнейшая проблема — обязательная классификация (объективная оценка «звездности») гостиниц и других средств размещения туристов. Она поможет туристу ориентироваться и будет стимулировать добросовестную конкуренцию между средствами размещения. Законопроект, который распространяет данное требование на все без исключения регионы, внесен правительством в Госдуму. Рассчитываем его принять в весеннюю сессию.
Сегодня прогноз на развитие туристической отрасли в России достаточно оптимистичный. Считаю, что вполне возможен мощный прорыв при условии грамотной и эффективной государственной политики.
Автор — член комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель экспертного совета по туризму при комитете СФ по социальной политике.
Депутат Владимир Ресин — о том, как в России решается проблема с обманутыми дольщиками.
За проблемой обманутых дольщиков в России стоит не просто сухая статистика, а конкретные жизненные истории семей, людские судьбы. Говорят, что трудности сплачивают, но это тот род осложнений, которого мы можем избежать благодаря работе по совершенствованию законодательства.
Сегодня все, что касается строительства по договорам долевого участия, идет под строгим контролем региональных властей, причем пообъектно с учетом установленных сроков. Серьезным подспорьем в контроле являются новые федеральные законы, направленные на защиту именно граждан — участников долевого строительства.
На сегодня из 5615 застройщиков, которые привлекают средства граждан, 173 находятся в процедуре банкротства. Это немного — около 3%. В то же время ресурс страховых компаний, действующих на рынке долевого строительства, оставляет желать лучшего. После ужесточения требований к компаниям, занимающимся страхованием ответственности застройщиков, их число сократилось до 14, а активной деятельностью занимаются всего 6 страховых компаний. При этом 70% страховых сборов приходится всего на три компании. На практике система страхования в строительной отрасли оказалась недостаточно эффективной.
Государственный компенсационный фонд долевого строительства — срочная мера по выправлению создавшегося перекоса. Сейчас под эгидой Минстроя России идут интенсивная организационная работа по функционалу Госкомпфонда, детальная проработка всех механизмов контроля в соответствии с возложенными на него задачами.
Подчеркну, с 1 января 2017 года «обеспечителем» получения россиянами будущих квартир, если они заключат с застройщиком договоры долевого участия, будет Госкомпфонд. Что делать тем, чьи договоры были заключены раньше заявленной даты? Ведь мало принять закон. Важно отработать всю систему его правоприменения. Поэтому решением проблем дольщиков помимо Государственной думы и Минстроя России занимаются уполномоченные властями структуры, комитеты и управления при правительствах и мэриях городов. С этими вопросами жители могут обращаться к депутатам своих округов и, конечно, в местные муниципалитеты, управы и префектуры.
Приведу в пример Москву. Здесь 483 объекта незавершенного строительства по договорам долевого участия. Причины невыполнения сроков строительства самые разные. Объем привлеченных по ДДУ средств в Москве только по итогам III квартала 2016 года составил 700 млрд рублей, а на конец IV — почти триллион. Сумма колоссальная. Это только один из российских городов, пусть и самый большой в России. При этом и у исполнительной власти в вопросах проверки зачастую оказываются связанными руки.
В Москве в рамках плановых проверок на 2017 год из 208 застройщиков, вошедших в план проверки, 68 были исключены прокуратурой, так как они отнесены к субъектам малого и микропредпринимательства. А этими компаниями привлекаются средства на миллиарды рублей. Получается, что целый год такие организации остаются без надзора какого-либо органа. Значит, наша задача — как можно скорее поправить законодательство так, чтобы такие организации малого предпринимательства либо не могли заниматься привлечением средств населения, либо на них также распространялись плановые проверки наряду с крупными организациями.
Поправки и новые принятые законопроекты позволят исключить ненадежные организации. Другие компании смогут выкупать из выставленных на конкурс активов застройщика-банкрота земельные участки с расположенными на них объектами, не завершенными строительством. Причем новый застройщик вместе с такими объектами и правами на земельный участок уже принимает на себя и обязательства перед гражданами-дольщиками.
Все это призвано максимально снизить риски для наших граждан, дать им понять, что теперь государство будет выступать гарантом того, что они получат причитающиеся им метры. И если договор долевого участия будет «застрахован» в Госкомпфонде, то никакого параллельного страхования в других страховых компаниях не потребуется — этот фонд станет единым для всех участников долевого строительства. По данным Росстата, свыше 80% нового жилья, которое вводится в нашей стране, строится именно с привлечением средств граждан по договорам долевого участия. А в Москве эта цифра даже больше — до 95%. Это огромные цифры, смотря на них, с трудом можно сказать, что в нашей стране кризис.
В ближайшее время необходимо установить и обеспечить на практике единый механизм защиты прав дольщиков через Госкомпфонд. И самое главное — важно найти баланс интересов горожан, власти и инвесторов, чтобы жилищное строительство осуществлялось во благо.
В качестве первоочередной меры требуется совместными усилиями выстроить в субъектах систему контроля за долевым строительством, в том числе за выполнением застройщиком своих обязательств по ведению учета денежных средств в отношении каждого многоквартирного дома. Законом установлена ответственность застройщика, его главного бухгалтера, иного должностного лица, на ком лежит обязанность ведения бухучета, за целевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору.
В целом, можно сказать, ситуация с дольщиками находится под контролем. Но главное — нужно строить качественно и в установленные сроки. А это возможно при согласованной работе всех уровней власти и участников долевого строительства.
Автор — депутат ГД РФ, председатель Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства
Вопросы информационной безопасности не сходят с повестки дня и вызывают неоднозначную реакцию общества. Одни требуют усиления защиты, кивая на громкое дело хакерской группы «Шалтай-Болтай», которая взламывала почту высокопоставленных чиновников. Другие опасаются, что законы вроде «пакета Яровой», приведут к тотальному контролю над гражданами. О том, как снять тревоги россиян, не нарушая прав и свобод, «Культура» побеседовала с председателем комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонидом Левиным.
культура: Сейчас у всех на слуху хакерская группировка «Шалтай-Болтай», которой уже занимаются ФСБ и Следственный комитет. От нее пострадали несколько крупных функционеров. Так и до утечки государственных секретов недалеко. Что планируется предпринять для охраны сведений? Левин: Чиновники в первую очередь должны сами действовать в соответствии с ведомственными инструкциями и не использовать незащищенные средства коммуникации при передаче служебной информации. К сожалению, сегодня за это не только не увольняют, но даже не объявляют выговор. Серия показательных процессов позволила бы повысить степень ответственности. Существует ряд российских приложений, претендующих на звание «госмессенджера» — сервиса, где можно спокойно обмениваться внутренними данными и понимать, что это не создает каких-либо рисков. Уже ведется тестирование такого софта. Думаю, в ближайшее время мы оценим и практическое применение подобных разработок.
культура: Дабы эффективно защищаться от любителей чужих секретов, следует развивать свои технологии. Какие шаги делаются для того, чтобы стимулировать отечественных производителей? Левин: Вопросы информационной безопасности нужно рассматривать в контексте повсеместного внедрения собственного программного обеспечения в ключевых сферах, поэтому поддержка отрасли высоких технологий является приоритетом в работе нашего комитета. Например, больше года назад Госдумой был принят закон «О реестре отечественного программного обеспечения», устанавливающий механизмы закупки российского ПО для государственных нужд.
Сейчас на рынке программного обеспечения внутри страны до 70 процентов занимают госзакупки. Важно было поменять принципы, которые существовали до недавнего времени, когда российский софт покрывал не более 25 процентов рынка, при том, что технические возможности позволяли достичь уровня в три четверти.
С момента подписания президентом этого закона ситуация заметно улучшилась. В упомянутом мною реестре уже содержится около 3000 наименований, он постоянно пополняется. Переход на наше ПО — это не только усиление безопасности. По оценкам Института развития интернета, внедрение отечественных программ позволит госбюджету сэкономить свыше 10 миллиардов рублей в год. Чтобы понятнее был масштаб, скажу, что столько же в виде субсидий ассигновано в 2017-м на развитие сельского хозяйства в регионах.
культура: Стремление защититься любой ценой многими расценивается как «закручивание гаек». Принятый в прошлом году «пакет Яровой» произвел эффект разорвавшейся бомбы, вызвал волну протеста. Нужно ли учитывать такие настроения? Левин: Закон, авторами которого выступили Ирина Яровая и Виктор Озеров, связан с важными для страны задачами — обеспечением безопасности государства и информационных систем, защитой наших граждан от террористических угроз. Подобные изменения были необходимы, это очевидно. Некоторые законы уже вступили в силу и достигают целей, поставленных авторами. Однако у операторов связи и организаторов распространения информации до сих пор еще остается немало вопросов по поводу практической реализации принятых правовых норм.
Большой резонанс вокруг пакета нововведений привел к тому, что, помимо конструктивных замечаний и предложений по его улучшению и доработке, появилось много спекуляций, в том числе и политических, породивших нездоровую атмосферу. В правительстве создана рабочая группа, подготавливающая необходимые подзаконные акты. Рассчитываю на то, что будет принято взаимоприемлемое решение, которое при сохранении интересов участников рынка позволит решить актуальные проблемы.
культура: Продолжим тему ограничений. Недавно Роскомнадзор заблокировал сайт Linkedin. Пользователи заговорили о том, что со временем россияне вообще могут лишиться доступа к международным соцсетям. Насколько обоснованны опасения? Левин: Этот ресурс позволял себе серьезные нарушения. Компания неоднократно делилась персональными данными клиентов, что недопустимо ни с юридической, ни с этической точки зрения. Рано или поздно это должно было набрать критическую массу претензий со стороны регулятора. Разговоры же о том, что в России заблокируют доступ к международным соцсетям и примут китайскую модель развития интернета, можно воспринимать лишь как беспочвенное нагнетание обстановки.
культура: С появлением соцсетей возникла проблема распространения нежелательного контента. Через них орудуют вербовщики ИГИЛ, продаются наркотики, остро стоит проблема «клубов самоубийц». Как предполагается пресекать данные негативные явления? Левин: Наше законодательство в этих вопросах продвинулось достаточно далеко. Создана нормативная база, позволяющая перекрывать организационную деятельность экстремистов и соответствующую пропаганду, осуществляемую при помощи любых информационных ресурсов.
Что касается наркотиков, то у правоохранительных органов есть все рычаги, чтобы оперативно реагировать на рекламу продажи таких веществ вне зависимости от места ее размещения и задерживать распространителей. В отношении же так называемых «клубов самоубийц» мы столкнулись с принципиально новыми вызовами, к которым юридически не были готовы. В Уголовном кодексе есть статья о доведении до самоубийства, однако она не может применяться, если не оказывалось прямого давления. Сегодня же к суициду побуждают через игровые формы, с помощью соответствующих материалов, демонстрирующих привлекательность подобного ухода из жизни. В связи с этим нормативно-правовая база требует корректировок. В Государственной думе образована рабочая группа с участием представителей профильных ведомств, она занимается внесением поправок, призванных пресечь в интернете любые действия, подталкивающие к суициду.
культура: А что скрывается за стремлением законодателей навести порядок в работе онлайн-кинотеатров? Левин: По сути, это первая попытка регулирования ОТТ-сервисов — предоставления видеоуслуг через интернет. От ее реализации будет зависеть дальнейшее направление процессов в этой сфере. Одним из ключевых положений законопроекта, о котором мы говорим, является ограничение доли владения онлайн-кинотеатрами иностранцами. При этом для нас принципиально, чтобы введение регулирующих мер не ухудшало положения рядового пользователя, привыкшего с помощью таких сервисов смотреть любимые фильмы, сериалы. Рабочая группа на базе экспертного совета нашего комитета доведет до ума законопроект ко второму чтению.
культура: Будет ли введено наказание за скачивание пиратского контента? Левин: На сегодняшний день такое требование несправедливо. Пиратские сайты, транслируя нелегальное видео и нарушая тем самым авторские права, фактически зарабатывают на пользователях, которые не всегда даже понимают, что доступ к контенту им предоставляется незаконно. Общий вектор сейчас — совершенствование законодательства для усиления борьбы с теми ресурсами, где содержится нелегальный контент.
культура: В последнее время ведутся разговоры о том, что стоило бы урегулировать и работу мессенджеров — программ быстрого обмена сообщениями... Левин: На данный момент в наш комитет не поступало подобных предложений, хотя такие инициативы изучаются в органах исполнительной власти. На мой взгляд, само по себе направление в сторону упорядочения данной сферы является правильным, так как российская аудитория мессенджеров — это десятки миллионов человек, которые сталкиваются с использованием сервисов в противоправных целях. Я имею в виду распространение экстремизма, рекламу наркотических средств, азартных игр и другого незаконного контента. В то же время для большинства мессенджеры — основной инструмент коммуникации, причем многофункциональный. Он позволяет не только переписываться, но и обмениваться файлами, совершать звонки. Именно поэтому крайне важно при разработке таких инициатив не ущемлять интересы добропорядочных граждан.
культура: Популярные блогеры начали охотно мигрировать из соцсетей в мессенджеры. На их каналы распространяется положение так называемого «закона о блогерах»? Левин: В соответствии с упомянутым вами документом блогер — это владелец сайта и (или) страниц сайта, «на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей». А Telegram-каналы все-таки существуют на базе мессенджера, имеющего лишь блог-платформу для размещения контента. Таким образом, вряд ли можно назвать их «страницами в интернете», ведь в браузере они не открываются, и в настоящее время в списке блогеров Роскомнадзора нет владельцев Telegram-каналов.
культура: За границей отечественные СМИ сталкиваются со значительными проблемами: недавно были выдвинуты обвинения против корреспондента RT Александра Рубинштейна, ранее, в ходе инаугурации президента Трампа, эту телекомпанию лишили возможности выкладывать свои материалы в Facebook, в конце прошлого года Европарламент принял резолюцию о борьбе с пропагандой третьих стран... Как на подобные явления реагирует Госдума? Левин: Безосновательные преследования российских журналистов за рубежом сегодня, увы, не редкость. Наш комитет выступил с осуждением ситуации вокруг Александра Рубинштейна. К счастью, разум возобладал, и выдвинутые обвинения с него сняли, однако все это очень тревожные сигналы.
Что касается решения Facebook заблокировать RT, то оно идет вразрез с базовыми принципами соцсети, декларирующими свободу обмена информацией и равенство доступа к ней. Борьба с нашими СМИ по-прежнему ведется на самом высоком уровне. Недавно министр обороны Великобритании и вовсе заявил, что RT и Sputnik нужно «призвать к ответу». Значит, русское слово воспринимается властями западных стран как угроза национальной безопасности.
Госдума осуждает такие действия, но, по моему глубокому убеждению, мы не должны уподобляться тем, кто безосновательно пытается задушить свободу слова. У нас в стране много лет работают иностранные представительства зарубежных СМИ — Русская служба Би-би-си и другие. При этом наши официальные лица никогда не призывали каким-либо образом ограничивать их деятельность на территории РФ.
культура: Какова судьба законопроекта о социальных гарантиях журналистам? Левин: Ведем работу над ним. Очевидно, что принятие такого документа — наша обязанность перед представителями журналистского сообщества, которые погибли, выполняя свой профессиональный долг, перед их семьями. К сожалению, несмотря на то, что законопроект был принят в первом чтении, в настоящее время он завис. Это можно объяснить тем, что правительство хочет избежать трат со стороны СМИ с государственным участием. Ведь законопроект связан в первую очередь с обязательным страхованием корреспондентов, отправляющихся на редакционное задание в горячие точки.
Отсутствие правовой определенности в данном вопросе вызывает опасения, что пострадавшие не будут обеспечены медицинской помощью, а их родные не получат страховку в случае потери кормильца. Это несправедливо по отношению к тем, кто рискует жизнью ради донесения до общества достоверной информации о значимых событиях.
культура: Как представитель печатных СМИ не могу не спросить о перспективах, которые нас ожидают. Звучат пророчества о том, что «бумага» вот-вот будет вытеснена электронными носителями. Тем не менее Ваш комитет уделяет много внимания поддержке газет и журналов. С чем это связано? Левин: Печатное слово ныне особенно востребовано в наших регионах, где оно по-прежнему остается основным источником информации. Могу это подтвердить и на примере Пензенской области, где я был избран по одномандатному округу. Районным газетам местные жители зачастую доверяют не меньше, а даже больше, чем федеральным или областным СМИ. Поддержка прессы сегодня необходима еще и потому, что стоимость типографских услуг для крупных изданий в прошлом году в ряде случаев выросла до 30 процентов. Кроме этого, на 5–9 процентов подорожала доставка «Почтой России». Не стоит забывать и о постоянном увеличении цены на бумагу. Такое повышение расходов может привести некоторые СМИ к закрытию. Именно поэтому наш комитет на государственном уровне ставит вопросы защиты изданий и призывает к их решению.
культура: Какие меры предпринимаются Думой для помощи небольшим газетам и журналам? Левин: В течение нескольких лет мы закладываем в бюджет около трехсот миллионов рублей ежегодно на поддержку печатных изданий в регионах. Это особенно важно на фоне сокращения аналогичных расходов со стороны местных властей. Выделяемые средства затем распределяются через целевые гранты Роспечати, вследствие чего значительное число независимых региональных изданий получают безвозмездно до миллиона рублей. При этом сумма оперативно доходит до адресата, так как не требует казначейского оформления.
Кроме того, мы постоянно стараемся улучшить положение печатной прессы и медийного сообщества в целом. Только в 2016-м рассмотрели ряд законопроектов, направленных на облегчение работы отраслевых предпринимателей, повышение конкурентоспособности профессиональных журналистов, обеспечение конституционных прав на свободу высказываний и сбор новостей. Так, в конце прошлого созыва законодательно ввели обязательную аккредитацию представителей прессы в местных органах самоуправления. Это увеличило возможности получения информации корреспондентами даже небольших СМИ. Уже в текущем созыве принят закон, расширяющий площадь рекламы в неспециализированных печатных изданиях.
Можете быть уверены, что мы продолжим разрабатывать разноплановые меры помощи таким СМИ и реализовывать их на законодательном уровне.
Как стало известно "Ъ", комитет Госдумы по транспорту разработал поправки к Воздушному кодексу РФ, предложив создать "единый реестр лиц", которым на три года запрещены полеты. В этот список авиакомпаниям предлагается заносить данные граждан, чье поведение на борту создает "угрозу безопасности полета" или "жизни и здоровью других лиц". В виде исключения фигурантам реестра в дальнейшем разрешат летать на лечение, похороны близких, сопровождать инвалидов или вернуться в РФ из стран, откуда можно добраться лишь самолетом. В опрошенных авиакомпаниях поддерживают введение черных списков пассажиров.
Проект поправок к Воздушному кодексу РФ был направлен комитетом Госдумы по транспорту в президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. По данным "Ъ", совет рассмотрит документ сегодня, чтобы дать отзыв на него. Депутаты предлагают создать в России "единый реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена". В список предлагается заносить данные граждан, нарушивших "правила поведения на борту" и создавших "угрозу безопасности полета, жизни и здоровью других лиц" либо допустивших "причинение вреда их здоровью".
Формировать реестр нарушителей предлагается авиакомпаниям. Технически процедура в законопроекте описана так: члены экипажа самолета составляют на гражданина акт, подписывают его, заверяют у командира экипажа (один экземпляр отдают самому нарушителю). После этого данные в трехдневный срок отсылаются в Росавиацию (этому органу предлагается вести список нарушителей), а там, в свою очередь, должны в течение пяти дней внести их в единый реестр.
Начиная с этого момента нарушителю запрещаются продажа авиабилетов и полеты на три года. Единый реестр публикуется на сайте Росавиации и обязателен для применения всеми авиакомпаниями — независимо от того, совершают они полеты только по территории РФ или за ее пределами.
Исключения для фигуранта единого реестра делаются лишь в том случае, если тот летит на лечение, похороны близких родственников, берется сопровождать на борту инвалида или возвращается в РФ из стран, откуда можно добраться лишь самолетом.
Инициативы ужесточить наказания для пассажиров-нарушителей появляются регулярно после инцидентов в воздухе. Так, в 2014 году бизнесмен Сергей Кабалов был осужден на три с половиной года колонии за избиение стюарда в нетрезвом виде и попытку вломиться в кабину пилотов рейса Москва--Хургада с угрозами. После этого в Совете федерации РФ, например, предложили карать авиадебоширов десятилетним тюремным заключением. А в МВД накануне предложили запрещать полеты сроком на пять лет пассажирам, снятым с авиарейсов в состоянии алкогольного опьянения (см. "Ъ" от 16 февраля).
Нынешний законопроект подготовлен комитетом Госдумы по транспорту ко второму чтению в парламенте. Первоначальная версия документа разрабатывалась группой депутатов еще прошлого созыва и была вчетверо короче: в нем говорилось лишь о возможности авиакомпаний отказывать в перевозке нарушителям правил полета (в течение пяти лет с момента инцидента). Как именно должна выглядеть эта процедура, не уточнялось. Документ был принят Госдумой в первом чтении в 2012 году. Впрочем, конкретные правила поведения пассажира на борту не прописаны и в нынешнем законопроекте: их предлагается разработать правительству РФ. Примечательно, что для усмирения дебоширов законопроект разрешает членам экипажа самолета использовать "спецсредства сдерживания" (их перечень предлагается также установить правительству РФ).
В президентском Совете по кодификации в целом поддерживают документ (проект заключения совета есть у "Ъ"). Но эксперты обращают внимание, что внесенные в единый реестр пассажиры-нарушители должны иметь возможность судебного обжалования этой процедуры. В частности, в совете предлагают учитывать обстоятельства, когда пассажиры совершали формально противоправные действия "в состоянии необходимой обороны" или их вины в инциденте на борту вовсе не было.
В Минтрансе РФ (ему подведомственна Росавиация) ограничились комментарием о том, что принимают участие в разработке поправок. В "Аэрофлоте" "Ъ" сообщили, что поддерживают инициативу по легализации черных списков пассажиров, отметив важность исключений по полетам на лечение, похороны и при сопровождении инвалидов. В пресс-службе авиакомпании S7 "Ъ" сообщили, что привлекались к работе над законопроектом и концептуально поддерживают инициативу, но считают ее "практически нереализуемой в таком виде" на практике.
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова, Газета "Коммерсантъ" №31 от 20.02.2017
В Совете Федерации подготовлен законопроект, предусматривающий распределение в бюджеты субъектов Федерации 15% сборов.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко совместно с другими сенаторами подготовила законопроект, предлагающий с 2018 года направлять в региональные бюджеты часть поступлений от табачных акцизов, а не зачислять их целиком в федеральный бюджет, как это происходит сейчас. Авторы проекта отмечают, что подобное поощрение регионы получат за бдительное отношение к нелегальной табачной продукции на местах.
Группа сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко подготовила проект закона, меняющего систему зачисления табачных акцизов в бюджеты (копия документа есть в распоряжении «Известий»). Сейчас заканчивается экспертиза законопроекта в правительстве и вскоре он будет внесен в Госдуму.
Действующее законодательство предусматривает, что все сборы от табачной продукции полностью поступают в государственную казну федерального уровня. Сенаторы же предлагают отправлять в федеральный бюджет только 85% табачных акцизов, а оставшиеся 15% зачислять в региональные бюджеты. В качестве предполагаемой даты вступления документа в силу указано 1 января 2018 года.
— Распределение доходов от акцизов на табачную продукцию предлагается осуществлять пропорционально численности трудоспособного населения, — уточняют сенаторы в пояснительной записке, добавляя, что в последствии должен быть осуществлен переход «на распределение исходя из объемов реализации табачной продукции при формировании соответствующей базы данных».
Из законопроекта следует, что изменения могут быть зафиксированы в статьях 50 и 56 Бюджетного кодекса, устанавливающих налоговые доходы федерального бюджета и аналогичные поступления бюджетов субъектов Федерации.
В пояснительной записке к документу говорится, что доходы от акцизов на табак составляют около 70% от общей суммы поступлений акцизов в федеральный бюджет. При этом с каждым годом увеличивается рынок нелегальной табачной продукции, утверждают сенаторы.
«В настоящее время каждая восьмая торговая точка реализует незаконно произведенные или ввезенные сигареты и папиросы», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Сенаторы уверены, что «необходимы меры по декриминализации рынка табака, в частности, повышение заинтересованности регионов в легальном обороте табачной продукции».
По подсчетам парламентариев, в случае реализации законопроекта в бюджеты субъектов уйдет около 80 млрд рублей. Это создаст заинтересованность региональных правительств в повышении качества администрирования указанных доходов и увеличит собираемость акцизов на табачную продукцию, полагают сенаторы.
По данным Минсельхоза, с 2010 по 2016 год поступления в федеральный бюджет от акцизов на табачную продукцию растут. Это подтверждают данные Федеральной налоговой службы, по которым в 2016 году поступления от табачных акцизов в федеральный бюджет составили 466,9 млрд рублей, в 2015-м — 379,1 млрд рублей, в 2014-м — 314 млрд рублей.
Как отмечают в Минсельхозе, с 2010 года собираемость не опускалась ниже уровня 99%. Между тем доля нелегальной табачной продукции выросла за девять месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года с 1 до 2%, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen.
Аналитик табачного рынка Вадим Желнин говорит, что сейчас собираемость акцизных платежей достаточно высокая, а большой остроты в вопросе нелегального рынка сигарет пока нет.
— Речь идет о нескольких процентах от общего рынка продукции. Нелегальная продукция ввозится в Россию частным образом из других стран ЕАЭС, — сказал он, добавив, что регионы уже сейчас максимально заинтересованы в борьбе с нелегальными поставками табака.
В Минэкономразвития и Минпромторге не прокомментировали инициативу сенаторов, уточнив, что не получали документа в официальном порядке.
По статистике Минздрава, за последние шесть лет в России совершено 1200 нападений на медицинских работников при исполнении ими служебных обязанностей. Сообщения о новых случаях агрессии в отношении врачей поступают чуть ли не ежедневно.
15 февраля житель Приамурья удерживал в своей квартире фельдшера скорой помощи, 13 февраля нетрезвый посетитель магазина в Ярославле ударил приехавшего на вызов медработника… Поможет ли ужесточение ответственности за нападение на врачей обеспечить их безопасность? Об этом мы решили побеседовать с главой Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрием Морозовым.
- В Мосгордуме выступили с предложением об ужесточении ответственности за нападение на медработников. Столичные парламентарии предлагают ввести санкции в зависимости от тяжести преступления — наказывать хотят штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы вплоть до пожизненного заключения, если действия преступника угрожают жизни врача. Насколько жёстким, по вашему мнению, должно быть наказание за такие действия?
- Это проблема комплексная, которую нужно рассматривать с разных сторон. Во-первых, мы столкнулись с ситуацией так называемого нравственного излома общества — раньше о нападении на врачей при исполнении говорить почти не приходилось. И сам факт того, что мы пытаемся решить проблему в законодательной плоскости, говорит о кризисе в общественном сознании. Статистика нападений на медиков действительно ужасает, что подталкивает нас к принятию стратегических решений: инициативы об ужесточении наказаний за агрессию к врачам есть и у Министерства здравоохранения, и у Мосгордумы, и у парламентских фракций. В декабре во время обсуждения в Госдуме этических аспектов деятельности медработников наш коллега, депутат Валерий Елыкомов, очень точно сказал, что сами врачи не требуют ужесточать наказания — они требуют обеспечить им безопасность.
- Но если за агрессию будут сажать в тюрьму на 20 лет, человек сто раз подумает, как вести себя с фельдшером…
- И да, и нет. Эта проблема близка к ситуациям, когда автолюбители не пропускают машины скорой помощи. Я неоднократно говорил: вглядитесь в лица водителей, чинящих препятствия врачебным бригадам, — это люди, которым всё равно, их не остановить штрафными санкциями. Есть и другая часть нарушителей — недобросовестные граждане, которых ужесточение наказания может остановить. Важна, безусловно, и собственная безопасность врача — «тревожная кнопка» в машине скорой, возможность вызова охраны, сопровождение врачебных бригад.
Наша позиция заключается в том, что мы категорически против агрессивного поведения по отношению к медикам. Другое дело, что нужно выработать единую чёткую позицию. Пока же, к примеру, мнения МВД и прокуратуры разнятся, многие предложения из законопроекта Минздрава юридически не очень грамотны. В этом вопросе врачам ещё должны помочь юристы. Что касается жёсткости наказания, не думаю, что введение пожизненного заключения — это правильный путь. Для начала нужно добиться нормальной правоприменительной практики, с ужесточением наказания и внесением изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
- И всё же есть статистика: увеличение штрафов для водителей, не пропускающих пешеходов на переходах, привело к снижению числа таких нарушений. Мягкое наказание, как правило, никого не останавливает.
- С этим не поспоришь. Я хочу отметить, что Комитет Госдумы по охране здоровья представляет собой команду профессионалов, которые хотят выработать слаженную позицию в отношении наказания за нападение на медработников. Мы не выступаем за то, чтобы для нарушителей уже завтра ввели санкцию в виде, к примеру, тридцати лет лишения свободы, но мы примем продуманный и работающий закон. Сейчас мы готовимся к парламентским слушаниям инициативы Минздрава, после которых, думаю, мы доведём дело до конца.
- А как обстоит дело с информатизацией здравоохранения?
- Этот процесс завершится в ближайшее время. Президент уже поставил задачу в течение двух лет подключить к высокоскоростному Интернету все лечебные учреждения страны. Кроме того, сейчас создаются личные онлайн-кабинеты каждого пациента, через пару лет появятся электронные медкарты. В осеннюю сессию, я уверен, мы примем закон о телемедицине — парламентские слушания по этому законопроекту пройдут летом. Нужно понимать: в стране сумели перевести почти все платежи в электронный формат, это удобно для граждан. Такое же будущее ждёт и здравоохранение. При этом подчеркну: информатизация не ухудшит качество здравоохранения, последнее слово всегда будет оставаться за врачом.
- В этом году «Единая Россия» приступит к реализации нового партийного проекта «Здоровье детям», координатором которого стали вы. Расскажите подробнее об этой инициативе.
- Её целью станет совершенствование оказания медицинских услуг в школах и детских садах. Сегодня проблема качественной врачебной помощи в школьных образовательных учреждениях буквально «висит в воздухе». Мы ставим своей задачей вернуть во все школы страны медицинские кабинеты, детских стоматологов и гигиенистов, потому что здоровье наших детей и спокойствие родителей за их состояние — это самое главное.
В Госдуме не потерпят агрессии по отношению к врачам скорой помощи
Закон об ужесточении ответственности за нападение на медработников будет работающим, считает Дмитрий Морозов
ФОТО РИА НОВОСТИ
По статистике Минздрава, за последние шесть лет в России совершено 1200 нападений на медицинских работников при исполнении ими служебных обязанностей. Сообщения о новых случаях агрессии в отношении врачей поступают чуть ли не ежедневно.
15 февраля житель Приамурья удерживал в своей квартире фельдшера скорой помощи, 13 февраля нетрезвый посетитель магазина в Ярославле ударил приехавшего на вызов медработника… Поможет ли ужесточение ответственности за нападение на врачей обеспечить их безопасность? Об этом мы решили побеседовать с главой Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрием Морозовым.
- В Мосгордуме выступили с предложением об ужесточении ответственности за нападение на медработников. Столичные парламентарии предлагают ввести санкции в зависимости от тяжести преступления — наказывать хотят штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы вплоть до пожизненного заключения, если действия преступника угрожают жизни врача. Насколько жёстким, по вашему мнению, должно быть наказание за такие действия?
- Это проблема комплексная, которую нужно рассматривать с разных сторон. Во-первых, мы столкнулись с ситуацией так называемого нравственного излома общества — раньше о нападении на врачей при исполнении говорить почти не приходилось. И сам факт того, что мы пытаемся решить проблему в законодательной плоскости, говорит о кризисе в общественном сознании. Статистика нападений на медиков действительно ужасает, что подталкивает нас к принятию стратегических решений: инициативы об ужесточении наказаний за агрессию к врачам есть и у Министерства здравоохранения, и у Мосгордумы, и у парламентских фракций. В декабре во время обсуждения в Госдуме этических аспектов деятельности медработников наш коллега, депутат Валерий Елыкомов, очень точно сказал, что сами врачи не требуют ужесточать наказания — они требуют обеспечить им безопасность.
- Но если за агрессию будут сажать в тюрьму на 20 лет, человек сто раз подумает, как вести себя с фельдшером…
- И да, и нет. Эта проблема близка к ситуациям, когда автолюбители не пропускают машины скорой помощи. Я неоднократно говорил: вглядитесь в лица водителей, чинящих препятствия врачебным бригадам, — это люди, которым всё равно, их не остановить штрафными санкциями. Есть и другая часть нарушителей — недобросовестные граждане, которых ужесточение наказания может остановить. Важна, безусловно, и собственная безопасность врача — «тревожная кнопка» в машине скорой, возможность вызова охраны, сопровождение врачебных бригад.
Наша позиция заключается в том, что мы категорически против агрессивного поведения по отношению к медикам. Другое дело, что нужно выработать единую чёткую позицию. Пока же, к примеру, мнения МВД и прокуратуры разнятся, многие предложения из законопроекта Минздрава юридически не очень грамотны. В этом вопросе врачам ещё должны помочь юристы. Что касается жёсткости наказания, не думаю, что введение пожизненного заключения — это правильный путь. Для начала нужно добиться нормальной правоприменительной практики, с ужесточением наказания и внесением изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
- И всё же есть статистика: увеличение штрафов для водителей, не пропускающих пешеходов на переходах, привело к снижению числа таких нарушений. Мягкое наказание, как правило, никого не останавливает.
- С этим не поспоришь. Я хочу отметить, что Комитет Госдумы по охране здоровья представляет собой команду профессионалов, которые хотят выработать слаженную позицию в отношении наказания за нападение на медработников. Мы не выступаем за то, чтобы для нарушителей уже завтра ввели санкцию в виде, к примеру, тридцати лет лишения свободы, но мы примем продуманный и работающий закон. Сейчас мы готовимся к парламентским слушаниям инициативы Минздрава, после которых, думаю, мы доведём дело до конца.
- А как обстоит дело с информатизацией здравоохранения?
- Этот процесс завершится в ближайшее время. Президент уже поставил задачу в течение двух лет подключить к высокоскоростному Интернету все лечебные учреждения страны. Кроме того, сейчас создаются личные онлайн-кабинеты каждого пациента, через пару лет появятся электронные медкарты. В осеннюю сессию, я уверен, мы примем закон о телемедицине — парламентские слушания по этому законопроекту пройдут летом. Нужно понимать: в стране сумели перевести почти все платежи в электронный формат, это удобно для граждан. Такое же будущее ждёт и здравоохранение. При этом подчеркну: информатизация не ухудшит качество здравоохранения, последнее слово всегда будет оставаться за врачом.
- В этом году «Единая Россия» приступит к реализации нового партийного проекта «Здоровье детям», координатором которого стали вы. Расскажите подробнее об этой инициативе.
- Её целью станет совершенствование оказания медицинских услуг в школах и детских садах. Сегодня проблема качественной врачебной помощи в школьных образовательных учреждениях буквально «висит в воздухе». Мы ставим своей задачей вернуть во все школы страны медицинские кабинеты, детских стоматологов и гигиенистов, потому что здоровье наших детей и спокойствие родителей за их состояние — это самое главное.
Автор: Мария Михайловская, "Парламентская газета", 16.02.2017
Сейчас на рассмотрении парламента находится целый ряд резонансных законопроектов, затрагивающих жизнь миллионов российских граждан. Например, на прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении законопроект о бессрочном продлении бесплатной приватизации жилых помещений. Напомню, что по действующему законодательству бесплатная приватизация жилья должна закончиться в марте этого года. Депутатами фракции "Единая Россия" в Госдуме был подготовлен законопроект о том, чтобы продлить ее для детей-сирот, для лиц, проживающих в домах, которые признаны аварийными, для крымчан и севастопольцев. В ходе встреч депутатов с избирателями в регионах многие граждане просили нас принять решение о бессрочной бесплатной приватизации для всех, поскольку исчерпывающий перечень категорий, нуждающихся в этом, составить невозможно. Отмечу, что президент Владимир Путин всегда был сторонником именно такого решения. Председатель правительства Дмитрий Медведев и "Единая Россия" также поддержали эту позицию. Сегодня данный законопроект рассмотрит Совет Федерации.
Еще один резонансный законопроект касается усиления ответственности для тех недобросовестных водителей, которые не пропускают спецтранспорт, в том числе автомобили "скорой помощи". Широко известны безобразные случаи, когда автомобилисты мешали медикам, пожарным, спасателям, и это приводило к гибели людей. Появление законопроекта об ужесточении наказания за такие действия дало обществу сигнал: создавать помехи спецтранспорту недопустимо. Работа над законопроектом будет продолжена с участием профессионального сообщества.
Большой резонанс вызвал законопроект о приоритете восстановительного ремонта перед денежной выплатой по ОСАГО, внесенный депутатами из "Справедливой России". С нашей стороны прозвучал ряд замечаний, направленных на большее гарантирование прав граждан. Мы предложили поправки, которые предоставляют возможность людям, оказавшимся в трудной ситуации, продолжать получать денежное возмещение, а также предполагают право выбора организации, осуществляющей ремонт автотранспортных средств. С этими поправками законопроект может быть нами поддержан.
Не менее важный законопроект, о необходимости принятия которого было написано в предвыборной программе "Единой России", касается садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Данный законопроект обсуждался на парламентских слушаниях, со стороны общественности высказывались существенные замечания. После принятия документа в первом чтении мы зафиксируем основные направления его доработки в интересах садоводов, привлечем к его совершенствованию соответствующие сообщества, при необходимости проведем еще "круглый стол" или парламентские слушания. С участием людей, для которых пишется этот закон, рассчитываем окончательно принять его в течение весенней сессии.
Еще одна важная инициатива направлена на сокращение социального неравенства в обществе. На сегодняшний день разрыв в зарплатах топ-менеджеров и рядовых сотрудников предприятий чрезвычайно велик. Шагом вперед на пути устранения данной проблемы могло бы стать усиление участия профсоюзов в принятии решений. Для этого надо ввести представителей профсоюзов или собраний работников в коллегиальные органы управления предприятиями и организациями с правом совещательного голоса. Законопроект был внесен нами в Госдуму, мы намерены доработать его с участием предпринимателей, профсоюзов и правительства. По нашему мнению, он может серьезно послужить укреплению социального партнерства и восстановлению справедливости в нашей стране.
Текст: Андрей Исаев (первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе), Российская газета - Столичный выпуск №7199 (33) 14.02.2017
Возвращение к трехлетнему бюджету создает предпосылки для перезапуска программного формата, в основе которого стратегическое планирование и четкая привязка объемов финансирования к получаемому результату, считает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин
ГОРА ОБЯЗАННОСТЕЙ И ХОЛМИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Для нашего комитета осенняя сессия началась раньше, чем для большинства других. Уже в начале сентября по поручению Валентины Матвиенко мы провели заседание Межрегионального банковского совета и рассмотрели ситуацию с долговой нагрузкой бюджетов субъектов РФ. В обсуждении участвовали губернаторы, главы заксобраний, руководители банков и эксперты. Сбалансированность – важный фактор устойчивости финансовой системы.
Проблемы с нею и растущие долги регионов вызваны передачей им с федерального уровня новых полномочий без адекватного финансового обеспечения. Цифры впечатляют. Количество полномочий, которые с 2005 года Центр делегировал территориям, увеличилось с 11 до 117 (в 10,6 раза!), а полномочий по предметам совместного ведения – с 46 до 105 (в 2,2 раза). При этом доля консолидированных бюджетов территорий в доходах консолидированного бюджета РФ только в 2010-2015 годы упала с 40,8 до 35,1 процента.
Одна из мер облегчения долгового бремени субъектов Федерации - создание условий для расширения практики привлечения ими денежных средств путем размещения региональных ценных бумаг. Мы рекомендовали Правительству РФ и Банку России рассмотреть возможность упрощения процедуры выпуска и приобретения региональных и муниципальных облигаций, в том числе населением. В методиках применения инструментов рефинансирования желательно использовать кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале.
Каждый год у нас организуются парламентские слушания по проекту федерального бюджета (нулевое чтение). В этот раз акцент был сделан на теме укрепления доходной базы субъектов РФ и, в частности, продолжении работы по совершенствованию законодательства в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Важно сократить выпадающие доходы регионов по налогу на прибыль организаций.
Наши рекомендации в Правительстве услышали, и в рамках подготовки законопроекта о федеральном бюджете внесены изменения в налоговое законодательство. Благодаря этому продлен мораторий на образование новых КГН, со 100 до 50 процентов сокращен объем возможного списания убытков, запрещено введение в состав этих групп предприятий-банкротов. Это результат трехлетней работы комитета.
Что касается бюджета, то в следующие годы мы возвращаемся к трехлетнему планированию. Это создает предпосылки для перезапуска программного формата, в основе которого стратегическое планирование и четкая привязка объемов финансирования к получаемому результату. Из-за того что в материалах к сегодняшнему бюджету были представлены лишь паспорта госпрограмм, оценить в полном объеме необходимый комплекс мер и предложений сложно. Как и положено по Бюджетному кодексу, к концу первого квартала эта работа должна быть завершена. Главное - интегрировать в программный бюджет 11 приоритетных проектов.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРОТИВ МИРОВЫХ ЦЕН НА НЕФТЬ
Бюджет базируется на консервативном варианте прогноза, исходящем из цены на нефть на уровне 40 долларов за бочку. Такой подход вполне обоснован и к тому же ориентирует на снижение зависимости бюджета и экономики в целом от внешнеэкономической конъюнктуры. Ну а то, что основные мировые консалтинговые и энергетические агентства предусматривают более высокую цену, лишь создает вероятность снижения дефицита бюджета более быстрыми темпами, чем запланировано.
Очень важно, что в ходе второго чтения удалось найти средства на финансирование приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития.
Если вернуться к теме повышения устойчивости региональных бюджетов, то мы впервые за последние годы оказались в ситуации, когда в целом исполнение бюджета на региональном уровне происходит в более благоприятных условиях, чем на федеральном. В связи с ростом темпов инфляции в последние два года существенно увеличились поступления от «основного кормильца» субъектов РФ - налога на прибыль. Другая картина с федеральным бюджетом. Он более чем наполовину формировался за счет поступлений от нефтегазовых доходов, а они вследствие резкого падения мировых цен на нефть сократились.
По предварительным выкладкам, дефицит консолидированных бюджетов регионов по итогам года составит около 200 миллиардов рублей, федерального - не менее 2,5 триллиона, на порядок больше. За январь - сентябрь профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ равнялся 360 миллиардам рублей, причем бюджеты с профицитом исполнялись в 43 регионах.
На этом фоне произошли существенные изменения в межбюджетных отношениях, последствия которых для каждого конкретного региона пока в полной мере не ясны. Увеличение федеральной доли по поступлениям от акцизов на нефтепродукты компенсировано выделением регионам 40 миллиардов рублей в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (3/4 этих средств мы уже распределили на последнем заседании трехсторонней комиссии). Приоритет отдан территориям, где есть большие агломерации и будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
ПОРЯДОК НА РЫНКЕ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА
Средства от консолидации в федеральном бюджете одного процента от ставки налога на прибыль будут возвращены регионам в виде дотаций на выравнивание. При этом применяется новая методика, которая учитывает результаты инвентаризации полномочий в рамках работы комиссии под руководством вице-премьера Дмитрия Козака.
Она требует совершенствования, на наш взгляд, так как в ней нормируются и рассчитываются в основном «социальные» полномочия регионов и муниципалитетов. В то же время расходы на инвестиционные нужды либо не учитываются, либо оцениваются по фактическим, как правило, заниженным показателям. Это закрепляет ситуацию финансирования инвестрасходов по остаточному принципу, что неправильно.
Комитет рекомендовал увеличить объем бюджетных кредитов регионам на 2017 год. Во втором чтении цифра выросла со 100 до 200 миллиардов рублей. Это меньше, чем мы просили, и что объясняется некоторым сокращением дефицита региональных бюджетов, а также увеличением объема выделяемых дотаций.
Комитет определился с приоритетами на весеннюю сессию.
Во-первых, мы должны наладить мониторинг ситуации с исполнением бюджета в субъектах РФ в связи с последними изменениями налогового и бюджетного законодательства. По итогам пройдет выездное заседание.
Во-вторых, продолжится работа в комиссии Дмитрия Козака по инвентаризации бюджетных полномочий. Думаю, что полномочия регионов и муниципалитетов нужно оценивать не по фактическим затратам на их исполнение, а от реальной потребности, включая расходы на исполнение майских указов Президента РФ. Ну а венцом этой работы должен стать выверенный и законодательно закрепленный реестр расходных полномочий всех уровней бюджетной системы. Его необходимо сделать публичным и использовать в формировании межбюджетных отношений.
В-третьих, вместе с Правительством РФ будем отрабатывать реализацию «дорожной карты» по наведению порядка в сфере производства и оборота алкоголя. Подготовлен ряд изменений в законодательство, направленных в том числе на усиление эффективности борьбы с нелегальным производством спирта и алкогольной продукции. В частности, предполагается введение уголовной ответственности за подделку акцизных марок.
Эта работа уже приносит реальные плоды для бюджетной системы. Внедрение системы ЕГАИС в оптовую и розничную торговлю позволило увеличить доходы бюджетной системы от акцизов на крепкий алкоголь за первое полугодие 2016 года более чем на четверть.
В-четвертых, комитет рассчитывает распространить наш удачный опыт взаимодействия с Правительством РФ по наведению порядка на алкогольном рынке и на производство и оборот табачной продукции. Сейчас рассматривается возможность применения системы ЕГАИС и в данной сфере, что предположительно повысит прозрачность и соответственно увеличит доходы бюджетной системы.
И в-пятых, продолжится работа по совершенствованию законодательного регулирования статуса самозанятых граждан. Недавно внесены изменения в законодательство, которые освободили их от уплаты налоговых и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Наша задача - продолжить эту работу и внести вытекающие отсюда изменения в Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты.
Подготовила Людмила Глазкова, "Российская Федерация сегодня" № 01 - 2017 г.
Предложения экспертов к закону о российской нации рассмотрит президиум Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям.
Разработка закона о российской нации станет одним из главных вопросов повестки заседания президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, которое состоится 15 декабря. Специально созданная рабочая группа должна будет сформулировать концепцию соответствующего законопроекта к 1 августа 2017 года. Эксперты, в свою очередь, отмечают повышенный интерес к теме межнациональных отношений в российском обществе.
Заседание проведет заместитель руководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов. Особое внимание при этом будет уделено реализации поручений президента по итогам заседания совета в Астрахани от 31 октября (тогда были даны 11 поручений).
Повестка мероприятия коснется также совершенствования системы подготовки госслужащих, которые работают в сфере национальной политики, создания специального экспертного центра на базе РАН, а также обсуждения масштабного проекта — проведения в России Года единства российской нации (когда именно будет объявлен этот год — пока не известно, однако, по мнению экспертов, это может произойти в 2018–2019 годах). Члены президиума (руководитель Федерального агентства по межнациональным отношениям (ФАДН) Игорь Баринов, председатели профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, представители экспертного и научного сообщества) обсудят подготовку нормативного правового акта — законопроекта о российской нации, вопрос о котором в плоскость широкого общественного обсуждения был выведен как раз по итогам заседания в Астрахани.
Планируется, что для его подготовки будет создана специальная рабочая группа, которая должна собрать и обработать все предложения экспертов и профильных ведомств. Для этого определен крайний срок — 1 августа 2017 года.
— В соответствии с поручением президента ФАДН определено головным исполнителем по ключевым пунктам. Это план приоритетных направлений работы агентства в 2017 году —совместно с другими органами исполнительной власти, национально-культурными автономиями, межнациональными общественными организациями. На президиуме совета планируется скоординировать деятельность федеральных органов власти, профильных комиссий совета, экспертного и научного сообщества, — рассказал «Известиям» заместитель руководителя ФАДН Андрей Меженько.
По его словам, работа над проектом сейчас только начинается, рабочая группа сформулирует концепцию законопроекта, который впоследствии пройдет ряд экспертных обсуждений и межведомственных согласований.
По словам одного из авторов концепции «гражданской нации», профессора Института социологии РАН Леокадии Дробижевой, в результате общероссийских и региональных исследований и опросов было определено идентифицирующее и объединяющее для жителей России понятие «гражданская нация». Оно основано на чувстве принадлежности к российскому государству, народу, «это готовность идти и бороться за общие наши интересы». Как отмечает эксперт, результаты опросов показывают — с таким понятием гражданской нации согласно около 80% населения страны.
— Гражданская нация не мешает существованию национальностей, а они, в свою очередь, поддерживают российское единство, — пояснила профессор «Известиям».
Бывший глава Министерства по делам национальностей, завкафедрой РАНХиГС Вячеслав Михайлов предложил оформить эту концепцию в виде федерального закона, который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями, и назвать законопроект «О российской нации и управлении межэтническими отношениями».
— Эта идея возникла не сейчас, ей как минимум 15 лет, Владимир Путин уже высказывался по этому вопросу в начале своего первого президентского срока. И та дискуссия в обществе, которую мы наблюдаем, говорит о том, что не всё так однозначно, и для законодательного определения обозначенных проблем потребуется время, — сказал Михайлов.
Вопрос о том, кто возглавит рабочую группу по созданию проекта, в настоящее время обсуждается. По информации «Известий», одной из кандидатур стал академик РАН и член президиума Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Валерий Тишков.
— Мы создадим рабочую группу по разработке правового акта, в нее могут войти члены президентского Совета по законодательной политике. Есть ФАДН и палаты парламентов, ученые и юристы. Что это будет за акт — проект закона, указ или стратегия, я пока не знаю. Скорее всего, речь пойдет об основах формирования российской идентичности или основах межнациональных отношений, — говорит Тишков.
Эксперты считают, что закрепить понятие национальной политики на законодательном уровне — необходимо. Для этого следует провести процедуру общественных слушаний в регионах.
— Стратегия государственно-национальной политики уже существует, теперь необходимо закрепить основы национальной политики на законодательном уровне, — говорит член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
По его мнению, нужно более четко расписать механизмы реализации этой политики, ответственность федеральных и региональных органов власти, деятельность институтов гражданского общества. Также необходимо дать емкое определение российской гражданской нации.
— Отдельно делать закон о российской гражданской нации, считаю, не совсем правильно. Стоило бы обсудить эту идею на региональном уровне. Я бы хотел выступить с предложением, чтобы общественные палаты и органы законодательной власти субъектов провели совместное слушание, где поговорили бы о реализации стратегии государственной национальной политики, — пояснил Брод.
Ситуация созрела для разработки отдельного законопроекта, посвященного «российской нации», полагает, в свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.
— Политикам необходимо, помимо работы по подготовке правового акта, быть еще и крайне осторожными в высказываниях на тему межнациональных отношений, учитывая тот резонанс, который вызвала идея такого законопроекта в обществе, — отметил сенатор.
Кроме того, представители научного сообщества считают, что также важно ознакомиться и с зарубежным опытом, который существует в многонациональных государствах.
Текст: Марина Юршина, Елена Ладилова, Светлана Субботина. "Известия", 13 декабря 2016 года.
Депутаты приняли в третьем - окончательном - чтении закон о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Каковы его особенности? Чего удалось добиться в процессе дебатов и корректировки исходного плана? И насколько полно утвержденный бюджет сможет выполнить стратегические задачи, которые эксперты ранее определили для него? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Несомненно, у нынешнего бюджета есть значимые плюсы. Во-первых, у него очень приличная по нынешним меркам подушка безопасности в части нефтедолларовых доходов. В бюджет заложена весьма консервативная цена на нефть в размере 40 долларов за баррель, тогда как нынешние ее котировки и прогнозы МВФ и Всемирного банка на 2017 год - не ниже 50 долларов.
Во-вторых, поддержка со стороны бюджета малообеспеченных групп населения и слабых регионов должна позволить пережить любые неприятные неожиданности.
В-третьих, поддержка отечественных аграриев и производителей продуктов питания также способна сгладить самые неблагоприятные события мирового и национального рынка.
Как же в целом можно охарактеризовать произошедшие корректировки бюджета?
По нашему мнению, даже в первом чтении бюджет минфина можно было назвать антирисковым, который не претендовал на развитие национальной экономики и не обозначал ее производственных драйверов. В окончательной версии бюджет еще больше повысил свою антирисковую направленность и стал уже суперконсервативным. Можно констатировать, что правительство РФ и Государственная Дума приняли "чрезвычайный" бюджет. На мой взгляд, представители законодательной и исполнительной власти перестраховались. Насколько оправдан такой подход, покажет будущее.
Но здесь возникает вопрос: с принятым бюджетом Россия обречена на борьбу за выживание или у нее остается шанс на технологический рывок?
Последние события дают стране очень неплохие шансы для позитивного развития. Например, от продажи 19,5 процента акций "Роснефти" и других госактивов в казну страны в конце 2016 года поступит 1,1 триллиона рублей, что является беспрецедентным бонусом для бюджета 2017 года.И если договоренности, достигнутые между Россией и Организацией стран - экспортеров нефти, позволят удержать цены на нефть хотя бы на нынешнем уровне, то, по нашим грубым оценкам, это будет эквивалентно росту бюджетных доходов 2017 года на 7-9 процента по сравнению с плановыми показателями. А это равнозначно сумме в 0,9-1,2 триллиона рублей.
Таким образом, приход в бюджет "неучтенных" 2 триллионов рублей открывает большие возможности в плане инвестирования в реальное производство и достижения на этой основе рывка в росте налоговой базы. Приоритет здесь должен быть один - машиностроение и хай-тек.Однако эффективное распределение этих средств выходит за рамки компетенций минфина. Это прерогатива минэкономразвития. И приход нового министра экономического развития Максима Орешкина позволяет надеяться, что диалог двух ведомств станет более плодотворным и позволит более оперативно и эффективно направлять избыточные средства в приоритетные производства. Таким образом, Россия опять имеет все шансы на успех.
А теперь о задачах, которые ранее эксперты поставили перед этим бюджетом.
Одна из них - обеспечение должного на современном этапе уровня обороноспособности страны. Решить ее будет делом непростым. В первом варианте предполагалось сокращение статьи "Национальная оборона" за период 2016-2019 на 27,6 процента. В окончательной редакции только в 2017 году планируемое сокращение оборонных и секретных расходов составит более 20 процентов. И хотя структура бюджета всеми признается как "милитаристская", но дальнейшее ослабление военного сектора в нем предрешено.
Решение второй задачи бюджета - предотвращения массового обнищания населения - в значительной мере обеспечено в "кризисном формате". Так, если в первом чтении затраты на социальную политику за три года предполагалось увеличить на 9,6 процента, то в окончательном чтении только в 2017 году они возрастут на 28,2 процента по сравнению с 2016 годом.
При этом предусмотрена ускоренная индексация ассигнований на пенсии, пособия и социальные выплаты. И хотя эффект от таких затрат в плане сдерживания бедности в стране очень незначителен, крен в сторону социальной ориентированности бюджета налицо. Совершенно очевидно, что в ходе бюджетных дебатов состоялся серьезный пересмотр приоритетов правительства в пользу социальной стабильности.
Решение третьей задачи - обеспечения приемлемой работоспособности национальной экономики и всех ее звеньев - в бюджете приняло новую форму, а именно - акцент сделан не на свободное развитие отраслей, а на обеспечение минимальных производственных гарантий.В этих целях произошло перераспределение средств на увеличение кредитной поддержки субъектов России из федерального бюджета со 100 миллиардов до 200 миллиардов рублей. Данная мера призвана нейтрализовать возможное обнищание населения регионов.
В этом же направлении принято решение о выделении дополнительных средствах банкам и агропромышленному комплексу.
Кредитные организации смогут рассчитывать на дополнительные субсидии с целью возмещения недополученных ими доходов от кредитов, выданных сельхозпроизводителям, в размере 56,1 миллиарда рублей за 2017-2019 годы. А на прямую поддержку аграриев дополнительно будет направлено 10,6 миллиарда рублей.
Эти решения говорят о приоритете проблемы голода и стремлении правительства прежде всего накормить народ даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Таким образом, решение третьей задачи бюджета тесно сопрягается с решением второй задачи в ущерб развитию обрабатывающего сектора национальной экономики и его высокотехнологичных сегментов. В первой версии документа такая зависимость столь явно не просматривалась.
В области доходной политики бюджета прения в Государственной думе не привели ни к какому принципиальному пересмотру изначального проекта документа. Несомненно, у нынешнего бюджета есть значимые плюсы. Во-первых, у него очень приличная по нынешним меркам подушка безопасности в части нефтедолларовых доходов. В бюджет заложена весьма консервативная цена на нефть в размере 40 долларов за баррель, тогда как нынешние ее котировки и прогнозы МВФ и Всемирного банка на 2017 год - не ниже 50 долларов.
Во-вторых, поддержка со стороны бюджета малообеспеченных групп населения и слабых регионов должна позволить пережить любые неприятные неожиданности.
В-третьих, поддержка отечественных аграриев и производителей продуктов питания также способна сгладить самые неблагоприятные события мирового и национального рынка.
У нового бюджета очень приличная подушка безопасности по нефтедолларовым доходам
Как же в целом можно охарактеризовать произошедшие корректировки бюджета?
По нашему мнению, даже в первом чтении бюджет минфина можно было назвать антирисковым, который не претендовал на развитие национальной экономики и не обозначал ее производственных драйверов. В окончательной версии бюджет еще больше повысил свою антирисковую направленность и стал уже суперконсервативным. Можно констатировать, что правительство РФ и Государственная Дума приняли "чрезвычайный" бюджет. На мой взгляд, представители законодательной и исполнительной власти перестраховались. Насколько оправдан такой подход, покажет будущее.
Но здесь возникает вопрос: с принятым бюджетом Россия обречена на борьбу за выживание или у нее остается шанс на технологический рывок?
Последние события дают стране очень неплохие шансы для позитивного развития. Например, от продажи 19,5 процента акций "Роснефти" и других госактивов в казну страны в конце 2016 года поступит 1,1 триллиона рублей, что является беспрецедентным бонусом для бюджета 2017 года.
И если договоренности, достигнутые между Россией и Организацией стран - экспортеров нефти, позволят удержать цены на нефть хотя бы на нынешнем уровне, то, по нашим грубым оценкам, это будет эквивалентно росту бюджетных доходов 2017 года на 7-9 процента по сравнению с плановыми показателями. А это равнозначно сумме в 0,9-1,2 триллиона рублей.
Таким образом, приход в бюджет "неучтенных" 2 триллионов рублей открывает большие возможности в плане инвестирования в реальное производство и достижения на этой основе рывка в росте налоговой базы. Приоритет здесь должен быть один - машиностроение и хай-тек.
Однако эффективное распределение этих средств выходит за рамки компетенций минфина. Это прерогатива минэкономразвития. И приход нового министра экономического развития Максима Орешкина позволяет надеяться, что диалог двух ведомств станет более плодотворным и позволит более оперативно и эффективно направлять избыточные средства в приоритетные производства. Таким образом, Россия опять имеет все шансы на успех.
А теперь о задачах, которые ранее эксперты поставили перед этим бюджетом.
Одна из них - обеспечение должного на современном этапе уровня обороноспособности страны. Решить ее будет делом непростым. В первом варианте предполагалось сокращение статьи "Национальная оборона" за период 2016-2019 на 27,6 процента. В окончательной редакции только в 2017 году планируемое сокращение оборонных и секретных расходов составит более 20 процентов. И хотя структура бюджета всеми признается как "милитаристская", но дальнейшее ослабление военного сектора в нем предрешено.
Решение второй задачи бюджета - предотвращения массового обнищания населения - в значительной мере обеспечено в "кризисном формате". Так, если в первом чтении затраты на социальную политику за три года предполагалось увеличить на 9,6 процента, то в окончательном чтении только в 2017 году они возрастут на 28,2 процента по сравнению с 2016 годом.
При этом предусмотрена ускоренная индексация ассигнований на пенсии, пособия и социальные выплаты. И хотя эффект от таких затрат в плане сдерживания бедности в стране очень незначителен, крен в сторону социальной ориентированности бюджета налицо. Совершенно очевидно, что в ходе бюджетных дебатов состоялся серьезный пересмотр приоритетов правительства в пользу социальной стабильности.
Решение третьей задачи - обеспечения приемлемой работоспособности национальной экономики и всех ее звеньев - в бюджете приняло новую форму, а именно - акцент сделан не на свободное развитие отраслей, а на обеспечение минимальных производственных гарантий.
В этих целях произошло перераспределение средств на увеличение кредитной поддержки субъектов России из федерального бюджета со 100 миллиардов до 200 миллиардов рублей. Данная мера призвана нейтрализовать возможное обнищание населения регионов.
В этом же направлении принято решение о выделении дополнительных средствах банкам и агропромышленному комплексу.
Кредитные организации смогут рассчитывать на дополнительные субсидии с целью возмещения недополученных ими доходов от кредитов, выданных сельхозпроизводителям, в размере 56,1 миллиарда рублей за 2017-2019 годы. А на прямую поддержку аграриев дополнительно будет направлено 10,6 миллиарда рублей.
Эти решения говорят о приоритете проблемы голода и стремлении правительства прежде всего накормить народ даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Таким образом, решение третьей задачи бюджета тесно сопрягается с решением второй задачи в ущерб развитию обрабатывающего сектора национальной экономики и его высокотехнологичных сегментов. В первой версии документа такая зависимость столь явно не просматривалась.
В области доходной политики бюджета прения в Государственной думе не привели ни к какому принципиальному пересмотру изначального проекта документа. .
Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Игорь Зубков
Текст: Евгений Балацкий (директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск №7149 (281), 11 декабря 2016 года
Сбор материалов о поколении победителей продолжается. Вы можете присылать истории о своих родных героях и их фотографии на постоянно действующую электронную почту pobeda@zs.region73.ru. Расскажите, кем были эти люди на фронте и в мирной жизни, чем они жили и какое место занимали в сердцах своих близких.
8 июля Ирина Фадеева совместно с членами Общественного совета приняла участие в городском квесте «ЭкоПутешествие по-Симбирски».
07.07.2025 в 15:35
7 июля Юрий Штырлов прошел первую за июль процедуру сдачи крови.
06.07.2025 в 15:34
6 июля по приглашению Молодежной Думы Ульяновска Полина Гонашилина и Дмитрий Туктамышев совместно с членами Общественного совета приняли участие в городском матче по мини-футболу.
05.07.2025 в 15:34
5 июля Дмитрий Туктамышев поздравил жителей села Сиктерме-Хузангаево Республики Татарстан с праздником чувашской культуры «Уяв».