Должников по алиментам запишут в пропавшие без вести
Госдума рассмотрит новые ограничения для неплательщиков.
Проект поправок к закону «Об исполнительном производстве» и Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК) РФ разработал Минюст. Суть нововведений сводится к возможности признания в судах «безвестно отсутствующими» должников по алиментам, которых приставы не могут найти в течение года и более. Сейчас в подобных случаях суды обычно отказывают заявителям: согласно ГПК, судья обязан запрашивать информацию лишь у органов внутренних дел, а там данных о розыске неплательщика нет. Поправки Минюста добавляют в перечень ГПК судебных приставов. Последним законопроект прямо предписывает разъяснять матерям, что те имеют право обратиться в судебные органы с заявлением о признании должника «безвестно отсутствующим». Именно такой статус позволяет получать на ребенка пенсию по потере кормильца.
В правительстве РФ считают, что проект поможет устранить «проблемы в правоприменительной практике» и мотивирует заявителя активнее обращаться в суды.
В пояснительной записке к документу приводится статистика: 1,1 тыс. должников по алиментам находятся в розыске более четырех лет. Однако аудитория законопроекта может оказаться шире. Так, запрет на выезд за границу РФ сейчас действует для 1,9 млн должников, при этом почти каждый четвертый из них — неплательщик алиментов. Согласно отчету Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ, в 2016 году на исполнении службы находилось 1,6 млн производств о взыскании алиментов на общую сумму 176,3 млрд руб. При этом около 50 тыс. производств оставались незавершенными более года.
По подсчетам члена Адвокатской палаты Москвы Анны Минушкиной, если после принятия законопроекта все должники по этим делам будут признаны судами без вести отсутствующими, на выплату детских пенсий по потере кормильца (около 5 тыс. руб. в месяц) потребуется до 3 млрд руб. ежегодно. Впрочем, источник “Ъ”, близкий к ФССП, дал понять, что число дел прямо не свидетельствует о количестве должников, так как на некоторых нарушителей закона может приходиться по нескольку производств, а статистика числа неплательщиков ведомством не ведется. По оценке собеседника “Ъ”, сейчас в службе насчитывается 6 тыс. разыскных дел, «близких к признанию их фигурантов пропавшими». В этом случае на пенсии по потере кормильца потребуется до 360 млн руб. ежегодно.
Глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников называет законопроект «любопытной и хорошей идеей», а дополнительную нагрузку на бюджет «логичной». «Тех, кто прячется, могут признать пропавшими со всеми вытекающими последствиями»,— заявил “Ъ” господин Крашенинников, пояснив, что должникам грозит «подвешенная правоспособность и дееспособность». «Фактически этих людей не будет»,— добавил депутат.
Юрист правового департамента Heads Consulting Игорь Валуев пояснил, что пропавших без вести граждан должны увольнять с работы (в том числе со службы в армии и органах правопорядка), снимать с регистрационного учета и в некоторых случаях назначать внешнее управление их имуществом, однако эта процедура не лишает должника документов и права выезда из РФ. Господин Валуев добавил, что через пять лет после исчезновения должника могут признать по суду умершим, после чего открыть дело о наследстве на его имущество. Впрочем, партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко пояснил: в случае явки или обнаружения должника, признанного «безвестно отсутствующим», суд отменяет свое решение согласно ст. 280 ГПК РФ.
Текст: Александр Воронов. "Коммерсант", 11 октября 2017 года
Бюджет-2018: регионам, пенсионерам и неимущим станет полегче
Госдума намерена ужесточить контроль над эффективностью расходов.
Парламент вступает в период обсуждения федерального бюджета на ближайшие три года. Планируется, что сегодня, 27 сентября Президент Владимир Путин проведёт совещание с Правительством об основных его параметрах, а 29 сентября кабмин внесёт бюджет в Госдуму. Каких изменений в социально-экономической ситуации можно ожидать?
Платили из резервов, будем платить из долгов
У правительственного проекта бюджета две макроэкономические особенности. Во-первых, это бюджет первого года из единого трёхлетнего плана доходов и расходов. Соответственно, в 2018 году будет заложена основа для развития (или наоборот, деградации) экономики до 2020 года, а также сделан первый шаг, чтобы возродить систему стратегического планирования, пусть и в усечённом, трёхлетнем варианте, который естественен лишь для относительно небольших экономик скандинавского типа.Во-вторых, Правительство надеется начать изменять структуру источников, из которых будет финансироваться бюджетный дефицит. Если раньше его валовую часть покрывали, используя Резервный фонд, то теперь предлагается постепенно перейти к сокращению дефицита, главным образом занимая деньги внутри страны под гарантии государства — примерно по 870 миллиардов в 2018-2019 годах и триллион триста миллиардов — в 2020-м.
Само по себе это ни хорошо ни плохо, подобные финансовые инструменты широко используют развивающиеся экономики. Важнее другое — эффективно реализовывать привлечённые ресурсы, что не всегда получается у исполнительной власти. К тому же заимствования — всегда дорогое удовольствие, проценты по обслуживанию государственного долга могут значительно увеличить величину федеральных расходов.
Обобщающие показатели, которые обозначены в правительственном законопроекте, в общем, достаточно оптимистичны. По сравнению с 2017 годом доходы возрастут до 15,182 триллиона рублей с дальнейшим увеличением к 2020 году ещё на триллион рублей, расходы соответственно составят 16, 514 и 17,240 триллиона рублей. Дефицит бюджета, по расчётам Правительства, также радует: в 2018 году он составит всего 1,37 процента, а потом съёжится до 0,84 процента от ВВП. Это несравнимо с дефицитом почти в четыре процента, который образовался год назад.
Из правительственного документа пока неясно, как будут достигнуты эти неплохие показатели, однако вряд ли такое возможно, если не переориентировать экономику на материальное производство. Одними монетаристскими манипуляциями и игрой со статистикой разогнать экономику не удастся, как показывает опыт прошлых лет.
Сначала — пенсионеры
Но куда будут направлены триллионы государственных расходов? Принцип здесь понятен и жёсток: в первую очередь на выполнение социальных обязательств (36,4 процента общих расходов) в соответствии с конституционным характером государства. Пенсионеры могут рассчитывать на то, что в отличие от прошлых лет пенсии будут индексироваться без задержек и в соответствии с уровнем инфляции. Более того, несмотря на то что, по прогнозам Минэкономразвития, инфляция по итогам 2017 года составит 3,2 процента вместо планируемой 3,7 процента, с 1 января (а не с 1 февраля, как было раньше) 2018 года пенсии будут проиндексированы именно на 3,7 процента. Исключение — работающие пенсионеры, с ними, несмотря на жёсткие требования депутатов, ситуация не изменилась: на них индексация не распространяется.Станет полегче и малоимущим — в бюджетном пакете законопроектов Правительство предлагает увеличить с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда с нынешних 7,8 тысячи рублей до 9 тысяч 489 рублей, что составит 85 процентов от уровня прожиточного минимума и обойдётся в 26 миллиардов рублей. Для жизни, конечно, маловато, но важно, что процесс пошёл. К 2019 году МРОТ составит 100 процентов прожиточного минимума. В Минтруде считают, что в результате этих действий минимум четыре миллиона работников повысят свой жизненный уровень.
Другое новшество бюджетных проектировок — вывод регионов из долговой кабалы, куда они попали во многом по вине федерального центра. В 2012 году были приняты президентские майские указы. Во исполнение их министерства и ведомства делегировали часть полномочий в регионы, не обеспечив их источниками финансирования. Региональные власти вынуждены были занимать деньги и у федерального бюджета, и у коммерческих банков. Общая сумма задолженности достигала 600 миллиардов рублей.
Совет Федерации взял эту ситуацию под жёсткий контроль, и, видимо, благодаря его усилиям нынешний трёхлетний бюджет предусматривает беспрецедентную меру: реструктуризацию долгов регионов федеральному бюджету, которая будет оформлена в виде отдельной программы, рассчитанной минимум на семь лет. Правда, для этого субъектам Федерации необходимо обеспечить рост налогооблагаемой базы и неналоговых поступлений темпами не ниже темпов инфляции. Общий объём высвобождаемых таким образом средств может составить около 428 миллиардов рублей.
Крупные госкомпании продавать не будут
Бюджетный пакет законопроектов от Правительства, надо отдать должное, существенно отличается от бюджета-2016, если судить по тем цифрам и показателям, которые были официально обнародованы. Что тому причиной — новые персоналии в социально-экономическом блоке или принципиальное изменение экономической парадигмы, — гадать не будем. Однако отметим, что главный экономический критерий — рост валового внутреннего продукта — по-прежнему обозначен на довольно скромном уровне — не выше 2,3 процента к 2020 году, при среднемировых темпах роста в 3,7—4 процента и 7 процентах в Китае. А это означает, что отставание России от ведущих экономик будет нарастать.
Автор: Юрий Скиданов. "Парламентская газета", 27 сентября 2017 года
Регионам долги не нужны. Валентина Матвиенко о выборах, проекте бюджета и индексации материнского капитала
Создание законодательства для регулирования информационных отношений становится для СФ одной из приоритетных задач — Г. Карелова
В Совете Федерации прошло заседание по развитию социальных инноваций регионов, посвященное использованию IT-технологий в социальной сфере.
Заместитель Председателя СФ Галина Карелова провела заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации, посвященное теме использования IT-технологий в социальной сфере.
Предметом дискуссии стали вопросы, как с помощью цифровых технологий вывести на качественно более высокий уровень социальную сферу, сделать ее доступнее и комфортнее для граждан, сократить издержки.
Открывая заседание, Галина Карелова напомнила, что в соответствии с программой «Цифровая экономика» к 2024 году необходимо решить ряд принципиальных задач, одной из которых является адаптирование нормативной правовой базы к новым видам отношений, объектам и субъектам цифровой экономики.
По словам вице-спикера СФ, мы живем в мире, в котором виртуальные связи, онлайн-сервисы, особенно в сфере услуг, играют все большую роль. 51 проц. госуслуг граждане уже получают с помощью Интернета, через мобильные телефоны или компьютеры, а к 2024 году 97 процентов домашних хозяйств в стране должны иметь широкополосный доступ к Интернету. Так, во всех крупных городах планируется обеспечить устойчивое покрытие сети 5G и выше. «Поэтому создание законодательства, которое будет содействовать развитию и регулированию информационных «отношений», формированию в социальной сфере сервисов, комфортных для граждан, становится для Совета Федерации одной из приоритетных задач», — сказала она.
Сенатор сообщила, что для ускорения работы при Комитете СФ по экономической политике планируется создать экспертный совет по данной теме.
Говоря об использовании цифровых технологий в социальной сфере,Галина Карелова отметила медицину, как одну из наиболее продвинутых в этом плане отраслей. 72 проц. медицинских организаций и обособленных подразделений уже подключено к скоростному Интернету, электронную запись используют в 82 регионах, в 64 — все льготное лекарственное обеспечение производится за счет электронных рецептов.
В связи с этим вице-спикер СФ напомнила, что в конце весенней сессии принят закон о телемедицине, предусматривающий создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также — ответственность за достоверность информации, которая вводится в систему, и ее использование при подготовке контрактов.
В сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», добавила парламентарий.
Галина Карелова также отметила большую работу Пенсионного Фонда и Министерства труда и социальной защиты РФ, которые ведут централизованные информационные разработки, а также оказывают помощь гражданам в обучении компьютерным технологиям. С 1 января 2017 г. действует и пополняется информацией Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». В будущем году должна в полном объеме заработать государственная информационная система социального обеспечения, благодаря которой станет прозрачнее учет и анализ социальных расходов всех видов и уровней: федерального, регионального и муниципального, сообщила она.
Вице-спикер СФ выделила одну из проблем, решение которой стоит на повестке дня — доступность новых технологий для граждан, особенно проживающих в населенных пунктах, где число жителей менее 250 человек. В соответствии с программой устранения цифрового неравенства, которая реализуется с 2014 г., создание точек доступа в сеть Интернет предусмотрено в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек.
«Это положение требует корректировки, поскольку в малых населенных пунктах не только зачастую нет компьютерной связи, но и обычной связи с районным центром с помощью дорог, транспорта или других коммуникаций. Такие населенные пункты более других нуждаются в новых технологиях для доступа населения к государственным услугам, в том числе и к сайту государственных услуг», — подчеркнула Галина Карелова.
С основным докладом на заседании выступил глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов. Он рассказал о тех инновациях, которые используются ПФ и отметил, что сейчас тестируется единая информационная система социального обеспечения. «Все социальные услуги и меры социальной поддержки объединены в единый сертификат», — пояснил Антон Дроздов, подчеркнув, что более 30 миллионов граждан уже пользуются информационным порталом Фонда.
В обсуждении приняли участие первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, представители регионов, экспертного сообщества.
www.council.gov.ru, 21 сентября 2017 года
Николай Николаев: Мы не намерены отступать, пока не будут решены проблемы всех обманутых дольщиков страны
22 сентября, выступая с политическим заявлением от фракции «Едина Россия» на пленарном заседании Государственной Думы, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил, что парламентарии будут следить за чётким исполнением всех тех обязательств, которые взяли на себя регионы в «дорожных картах» по решению проблем обманутых дольщиков.
Николай Николаев рассказал о результатах и дальнейших планах Рабочей группы по защите прав участников долевого строительства под руководством заместителя Председателя Госдумы Владимира Васильева, коснулся некоторых законодательных инициатив в области долевого строительства.
Депутат пояснил, что пришедшие с опозданием «дорожные карты», появление которых члены рабочей группы ожидали к 1 августа этого года, это документы, в которых регионы описывают, как они собираются решить проблемы обманутых дольщиков. По его словам, «всего здесь 850 проблемных объектов и судьба 40 тысяч наших граждан», «благодаря тому вниманию и той работе, которую сейчас осуществляет Государственная Дума, уже к концу 2017 года будет сдано в эксплуатацию 127 проблемных объектов».
Депутат напомнил о состоявшихся 3 июля текущего года масштабных парламентских слушаниях по этой проблеме. Поблагодарив всех депутатов и все фракции за активную работу по разрешению проблем обманутых дольщиков, сообщил, что в ответ на обращения Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина уже в 52 регионах страны прошли общественные слушания с представителями региональной власти, с участием обманутых дольщиков, застройщиков и правоохранительных органов. За этот же период АИЖК получило от регионов заявки на выделение порядка 100 участков земли более чем на 400 гектар.
Говоря о планах дальнейших действий, Николай Николаев заявил о необходимости качественной доработки «дорожных карт» и целого ряда документов, в первую очередь, исключения противоречивых данных и расплывчатых формулировок. Депутат считает необходимым «настоять, чтобы Министерство строительства и ЖКХ уже немедленно публиковало все «дорожные карты» в Интернете», «чтобы люди видели отношение своих региональных властей к проблеме обманутых дольщиков, чтобы они сами могли оценить и качество этих «дорожных карт», и самое главное, достоверность той информации, которая в них изложена». Со своей стороны Н.Николаев заверил, что рабочая группа тоже «будет следить за чётким исполнением всех тех обязательств, которые взяли на себя регионы».
Согласно принятому закону с 1 января 2018 года должна действовать Единая информационная система жилищного строительства, в которую, по словам депутата, «должна вноситься вся информация и все документы, которые связаны со всеми объектами долевого строительства, текущими или проблемными». Николай Николаев заявил о необходимости серьёзного контроля за соблюдением сроков введения в эксплуатацию этой системы, потому что, на его взгляд, «только полная открытость этой сферы жилищного строительства способна привести к решению накопившихся здесь проблем».
В соответствии с принятыми в законодательство поправками до конца года должен заработать государственный компенсационный фонд долевого строительства, который призван обеспечить безопасность вложений граждан в долевое строительство. Но, по словам Н.Николаева, нельзя забывать о действующих 750 тысячах договоров долевого участия, которые должны быть застрахованы. В связи с этим депутат обратился к Центральному банку с просьбой «провести адресную проверку страховых компаний на предмет наличия у них реальной системы мониторинга застрахованных объектов долевого участия». «Только ЦБ может сегодня заставить страховые компании проводить такой мониторинг по единым параметрам и передавать данные в Министерство строительства, региональным властям, в правоохранительные органы, в конце концов, нам, в депутатский корпус, чтобы мы могли контролировать и реагировать на все риски, которые возникают», - отметил он.
Говоря о законотворческих планах в области долевого строительства, депутат обратил внимание на то, что «впервые введены реальные требования к застройщикам, которые привлекают деньги граждан», но еще «в зоне риска жилищно-строительные кооперативы» и «предстоит серьёзное реформирование законодательства», в частности, по ужесточению ответственности бенефициаров серийных недобросовестных застройщиков.
«Владельцы застройщиков должны отвечать своим имуществом перед гражданами, деньги которых они привлекают», - заявил Николай Николаев. – «Мы не намерены отступать, пока не будут решены проблемы всех обманутых дольщиков страны».
www.duma.gov.ru, 22 сентября 2017 года
Повестка Госдумы сформирована после опроса общественного мнения
В осеннюю сессию депутаты займутся самоорганизацией и обсудят общественно значимые законопроекты
Приоритетом Государственной Думы в начавшейся 13 сентября осенней сессии станут законопроекты о животных, безопасности дорожного движения, носителях русского языка, а также реализация Послания Президента России и работа над проектом бюджета. Об этом сказал спикер нижней палаты Вячеслав Володин, открывая первое пленарное заседание после депутатских каникул.
Обратная связь налажена
В конце июля — начале августа ВЦИОМ провёл опрос россиян, в ходе которого выяснил приоритетные для граждан законопроекты, над которыми, по их мнению, должны работать парламентарии. Председатель Госдумы Вячеслав Володин, положив начало осенней сессии, призвал депутатов формировать повестку исходя из интересов жителей России. Спикер также заявил, что будет продолжена практика общественного обсуждения важнейших проектов законом. Напомним, летом в Госдуме, например, прошли слушания по проблемам обманутых дольщиков, затем они состоялись в ряде регионов и ещё в 11 субъектах Федерации пройдут в ближайшее время.«Через этот формат мы обеспечиваем обратную связь с гражданами, видим проблемы законодательства и возможности его совершенствования», — подчеркнул Володин.Вместе с тем, чтобы повысить эффективность законотворческой работы, комитеты Госдумы перераспределят нагрузку. Ещё 12 сентября на Совете Думы было принято решение о передаче 45 законопроектов от Комитета нижней палаты по госстроительству и законодательству. Сейчас основная нагрузка — около 71 процента от общей - лежит на семи комитетах из 26. 50 процентов законодательных инициатив и вовсе рассматривают только четыре комитета. Поэтому Вячеслав Володин во вступительной речи обратился к руководителям перегруженных комитетов, чтобы они сами инициировали передачу законопроектов коллегам.
Для повышения качества законопроектов также решено усилить эффективность Молодёжного парламента. Как отметил спикер, необходимо максимально вовлечь в его работу представителей молодёжных организаций парламентских партий. Уже в конце ноября в Госдуме пройдёт Молодёжный форум, на котором будут обсуждаться соответствующие вопросы.
Бюджет внесут 29 сентября
Депутатам также предстоит завершить работу по реализации Послания президента 2016 года до того, как прозвучит Послание текущего года. Пока что по его итогам принято 50 законопроектов из 98. 25 находятся на рассмотрении, 18 одобрены в первом чтении, семь — на стадии предварительного рассмотрения. 23 инициативы должны быть внесены, причём над 19 из них работает Правительство, а остальными — депутаты Госдумы. Вячеслав Володин посоветовал законодателям поторопиться и сделать всё, чтобы законопроекты были рассмотрены до конца сессии.Кроме того, одна из ключевых задач нового рабочего отрезка — обсуждение проекта бюджета, который Правительство внесёт в Госдуму 29 сентября. Работа над документом уже ведётся, ещё в июле состоялись парламентские слушания, посвящённые основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Сегодня начинаются консультации по бюджету с Правительством и комитетами Госдумы.
При этом стало известно, что нижняя палата расширит формы парламентского контроля за исполнением бюджета. В повестке заседания Госдумы 13 сентября — законопроект, расширяющий полномочия Счётной палаты, представители которой будут участвовать при рассмотрении проекта бюджета негосударственных фондов и отчётов об их исполнении.При этом фракции «Справедливая Россия» и КПРФ считают, что подходы в бюджетной политике в целом нужно менять.
«Если мы не примем экстренные меры, которые должны начаться с принятия нового курса бюджета, нас ждут большие потрясения, — сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов во время выступления руководителей фракций. — Если вам объявляют войну, вы должны максимально мобилизовать все ресурсы. Что мы имеем сейчас? Нищие беднеют, олигархи увеличивают свой доход, а большинство граждан недовольны своим положением».
Международные визиты должны иметь конкретную цель
Приоритетным вопросом международной повестки работы Госдумы на осень станет налаживание межпарламентских связей. Однако председатель Госдумы призвал наполнять отношения с другими странами конкретным содержанием, чтобы прекратить практику «парламентского туризма».«Визиты и поездки должны быть обоснованными, иметь конкретные цели и задачи, чтобы там принимались решения в интересах нашей страны», — подчеркнул Вячеслав Володин.Спикер отметил, что необходимо повышать эффективность работы российских делегаций в Парламентских ассамблеях ОДКБ, ОБСЕ, СНГ. Особенное внимание при этом, по его словам, следует обратить на борьбу с терроризмом. В этой сфере нужна совместная работа, координация дальнейших шагов. В ноябре в Исламабаде вопросы борьбы с главной угрозой мировому сообществу будут обсуждаться на совещании с участием глав парламентов России, Ирана, Пакистана, Турции. А в октябре в Санкт-Петербурге пройдёт 137 ассамблея Межпарламентского союза, участие в которой уже подтвердили 76 глав парламентов иностранных государств. Вячеслав Володин назвал это событие «глобальным съездом парламентариев», так как речь идёт о самой представительной ассамблее за последние годы.
Выборы состоялись, пора приступать к работе
Председатель Госдумы в своей речи отметил, что предстоящая сессия достаточно короткая, но важная по характеру и объёму задач. В связи с этим, по его мнению, надо приложить максимум усилий для достижения конкретных целей и результатов. Спикер в заключение пожелал депутатам плодотворной работы.Руководители парламентских фракций во время своих выступлений в начале пленарного заседания сосредоточились на итогах выборов. По словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, на выборах в России не обеспечена конкуренция.«На выборах встречаются противники, и нормально, что они ведут противостояние. Мы не обеспечиваем конкуренцию, а без конкуренции нет развития — всё стоит, — сказал руководитель либерл-демократов. — Но противостояние не должно выходить за рамки закона».
Руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов обратил внимание, что благодаря Центральной избирательной комиссии, парламентским партиям и главам регионов ситуация на выборах меняется в лучшую сторону. Но выборы в Краснодарском крае, по словам депутата, справороссы не собираются признавать, так как там были допущены нарушения.
Что касается планов на осеннюю сессию, фракция «Справедливая Россия» собирается вносить альтернативный бюджет и будет настаивать на отмене муниципального фильтра. В партии большинства к таким предложениям относятся скептически.
Вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов подчеркнул, что в регионах проходили выборы в органы местного самоуправления, замещался 34 451 мандат. И единороссы выдвинули на этом уровне 98 процентов кандидатов.
«У меня вопрос к остальным партиям: как вы будете собирать подписи муниципальных депутатов для прохождения квалификационного требования, чтобы выдвинуть своего кандидата в губернаторы, если вы просто не участвуете в муниципальных выборах? — спросил Неверов. — Квалификационные требования — это не «муниципальный фильтр», как его называют. Это отношение партии к муниципальному уровню власти».
Оппозиция предлагала отменить муниципальный фильтр для парламентских партий, но это, отметил зампред, поставит их в неравные условия с непарламентскими партиями.
«Выборы состоялись, и теперь необходимо приступать к работе», — констатировал Сергей Неверов.
Он поблагодарил избирателей за доверие и призвал коллег из регионов «взять пример с Госдумы и дать возможность занять руководящие должности представителям других партий».
Автор: Мария Соколова. "Парламентская газета", 13 сентября 2017 года
Г. Карелова: Развитие женской повестки — признание того, что женщина должна играть более активную роль в экономике
На полях Восточного экономического форума прошла сессия «Усиление роли женщин для экономического роста и развития».
Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова считает прорывом, что на таком крупном международном мероприятии как Восточный экономический форум впервые отдельная сессия была посвящена усилению роли женщин в экономике.
По ее словам, развитие женской повестки — признание того, что женщина должна играть более активную роль в экономике. Это уже четко обозначенный тренд, который должен наполняться конкретными мерами. Среди таких мер, Галина Карелова видит, в частности, государственную поддержку женского предпринимательства. Во многих странах это воспринимается как один из эффективных путей решения проблемы занятости населения. Сенатор отметила, что в Китае это помогло создать более 4 млн новых рабочих мест.
Вице-спикер СФ поддержала позицию Министра экономического развития РФ Максима Орешкина в том, что не нужны никакие особенные квоты для женщин, важнее создать условия, которые позволят женщине полнее реализовать себя, оптимальным образом совместить материнский труд, семейные обязанности с профессиональными возможностями. Поддержка женского предпринимательства может стать тем ключом, который позволит это сделать, сказала она.
Галина Карелова напомнила, что Совет Федерации предметно занимается этой темой. Так, по рекомендации палаты регионов, ряд банков ввел специальные кредитные продукты, ориентированные на женщин-предпринимательниц. Выработаны предложения, которые направлены в Правительство, которые, в частности, касаются налоговых льгот для многодетных матерей, развития образовательных центров, центров поддержки НКО.
«Сегодня Россия находится в шестой десятке среди стран мира по развитию женского предпринимательства, хотя женщины составляют более половины трудоспособного населения. Уверена, что в ближайшие годы мы будем менять эту ситуацию. Меня очень порадовало сообщение Министра о том, что Правительство РФ готовит новый пакет мер, который будет позитивно влиять на женскую занятость, и мы будем его активно поддерживать», — подчеркнула вице-спикер СФ.
www.council.gov.ru, 7 сентября 2017 года
Госдума поможет Кремлю законами, а оппозиции – трибуной
Депутаты строят планы на осенне-зимний предвыборный сезон.
Осенью Госдума сосредоточится на реализации президентского послания Федеральному собранию. Для этого нужно одобрить 98 законов: 50 из них уже приняты, 23 находятся на рассмотрении, еще 25 законопроектов пока не внесены. На закрытии весенней сессии председатель Думы Вячеслав Володин говорил, что приоритетом кроме этого будут международное сотрудничество и парламентский контроль. Как пояснила председатель комитета по регламенту Ольга Савастьянова («Единая Россия»), контроль планируется усилить по трем направлениям: расширить взаимодействие со Счетной палатой, добиться более длительного обсуждения госпрограмм и усилить контроль за выполнением постановлений Думы по итогам правительственных часов. До конца года при Володине сформируют два новых совета – по культуре и межконфессиональным отношениям и экспертный совет для анализа резонансных законопроектов. Планы международных поездок тоже утвердят в ближайшее время: пока известно, что Дума готовит конференцию «Парламентарии против наркотиков» и примет участие в конференции по борьбе с терроризмом в Пакистане.
Единороссы, как обычно, будут проводником президентских инициатив, а кандидаты от оппозиции обязательно используют Думу как площадку для агитации, говорит эсер Александр Бурков. Самыми жаркими обсуждения станут ближе к Новому году, предполагает он. Во время президентских выборов Дума всегда играла роль трибуны для кандидатов и продвижения президентских инициатив, соглашается коммунист Сергей Обухов, приводя в пример лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который «будет использовать Думу на 100%».
Заметное место в кампании займут вопросы исполнения президентских поручений по решению проблем простых людей, предполагает политолог Александр Пожалов. Поскольку в парламентской повестке в 2017 г. преобладают социально-экономические сюжеты, а осенью работа Госдумы будет строиться вокруг принятия бюджета на первую трехлетку нового президента, то, занимаясь этими вопросами, Госдума и Совет Федерации станут одними из участников президентской кампании, соглашается он.
Весной Дума переработала резонансные инициативы правительства для профилактики социального напряжения, стал применяться особый формат первого чтения – одновременно с голосованием палата формулирует предложения по переработке законопроекта ко второму чтению, напоминает эксперт: «Весной депутаты распробовали формат открытых парламентских слушаний – это тоже форма парламентского контроля за ведомствами и региональными властями в социально чувствительных вопросах. Мы помним, что слушания по переработке закона о реновации были назначены после того, как Владимир Путин предупредил, что не подпишет закон, нарушающий права москвичей». Ну а к концу года Дума станет площадкой для самопрезентации кандидатов от оппозиции, но критика будет звучать не в адрес президента, а в отношении премьера и министров, прогнозирует Пожалов: «Уже в ходе голосования по бюджетному пакету будущие кандидаты в президенты от парламентской оппозиции начнут занимать более резкую позицию по отношению к министрам экономического и социального блоков».
Дума – это средоточие политики и политиков, напоминает член совета директоров близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «Кто-то выдвинется в президенты и, возможно, попытается использовать парламентскую площадку в своих целях, кто-то станет доверенным лицом». Единороссы как крупнейшая фракция тоже не останутся в стороне от президентской кампании, но вряд ли можно сказать, что в кампании будет использоваться Дума, считает эксперт: «Все-таки это отдельный институт со своими конституционными полномочиями».

Ольга Чуракова, "Ведомости", 29 августа 2017 года
137-я Ассамблея Межпарламентского союза может стать одной из самых представительных за последние годы – В. Матвиенко
Для участия в форуме уже зарегистрировалось 50 делегаций, 600 парламентариев.
На сегодняшний день для участия в 137-й Ассамблее Межпарламентского союза зарегистрировалось уже 50 делегаций, 600 депутатов парламентов. Мы получили подтверждение от 130 государств о готовности приехать. Об этом сообщила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопросы журналистов в ходе поездки в Санкт-Петербург.
«Мы ожидаем, что 137-я Ассамблея МПС станет одной из самых представительных», — отметила она.
Председатель СФ рассказала о том, что проведена полная инспекция хода подготовки к 137-й Ассамблее МПС. Таврический дворец и «Экспофорум» практически готовы к мероприятию. Валентина Матвиенко выразила уверенность в том, что форум пройдет на высоком уровне. «Санкт-Петербург — один из самых демократичных городов, и эта атмосфера демократии будет присутствовать на 137-й Ассамблее МПС».
Говоря о возможном участии в мероприятии лиц, которым запрещен въезд в Россию, Председатель СФ подтвердила, что не будет никаких ограничений для членов парламентов, включенных в состав национальных делегаций. Она напомнила, что Россия дала соответствующие гарантии. «Мы изначально заявляли о неприемлемости санкций, ведь парламентарии представляют интересы избирателей и должны вести диалог друг с другом», — сказала Валентина Матвиенко.
Она напомнила, что по инициативе России на одной из Ассамблей было принято заявление Межпарламентского союза о недопустимости санкций в отношении парламентариев.
«Мы хотим создать условия для свободного, открытого, непредвзятого, неангажированного диалога парламентов всех государств», — заявила Председатель СФ. По ее мнению, эта позиция находит все больше понимания.
Касаясь темы новых антироссийских санкций и недружественных действий со стороны США, Валентина Матвиенко высказала мнение о том, что России не стоит отвечать на них. «Я сторонница того, чтобы не раскручивать дальше этот виток противостояния. Не всегда нужно руководствоваться принципом «око за око».
«Иногда надо быть выше, не втягиваться в те провокационные меры, которые шаг за шагом декларируются Соединенными Штатами Америки», — сказала глава СФ.
http://www.council.gov.ru/, 24 августа 2017 года
Принципиальная норма
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас — о муниципальном фильтре как механизме народовластия и конкурентности
Единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. И механизм, не слишком удачно названный муниципальным фильтром, направлен как раз на реализацию этой статьи Конституции. Его основная цель — обеспечить политическую конкуренцию и право граждан на участие в управлении с низовых уровней, начиная с муниципального.
Механизм сбора подписей муниципальных депутатов при выдвижении кандидатов на выборах призван стимулировать политические силы, заинтересованные в решении проблем населения, улучшении жизни людей. Однако практика показала, что многие из таких политических сил грешат нежеланием работать на уровне местного самоуправления. Это касается в том числе и парламентских партий: крупные игроки с готовностью выдвигают кандидатов в органы государственной власти и совершенно не изъявляют желания участвовать в муниципальных выборах.
Тем не менее уже есть положительный пример работы муниципального фильтра в Москве. В этом году оппозиционные кандидаты активно продвигают свои предвыборные программы с целью избрания именно в муниципальные органы власти. Именно на это и направлена работа муниципального фильтра.
Органы местного самоуправления в соответствии с Основным законом отделены от органов государственной власти. Это, в частности, означает, что они обладают выделенной компетенцией, конституционными полномочиями для решения вопросов местного значения и финансово-экономической самостоятельностью.
Однако здесь необходимо понимать: местное самоуправление обладает той же природой, что и государственная власть, а значит, функциональное и прочее взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти необходимо. Именно из этой позиции исходил Конституционный суд, признавая принципиальную конституционность нормы о муниципальном фильтре. Он указал, что хотя органы местного самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, однако обладают публично-властными полномочиями, выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
Возможно, действующий механизм несовершенен и в дальнейшем может претерпеть изменения. Но, на мой взгляд, они должны быть направлены не на отмену муниципального фильтра, а на поддержку тенденции укрепления политической роли органов местного самоуправления.
Есть тезис о том, что реальная народная демократия начинается тогда, когда на выборы органов местного самоуправления приходит больше граждан, чем на выборы органов государственной власти. На мой взгляд, этот тезис во многом справедлив. Доверие к власти со стороны граждан должно формироваться с самого близкого к ним уровня, призванного решать самые насущные, ежедневные проблемы людей.
А оценка деятельности политических партий, наличия или отсутствия у партий позитивной политической повестки во многом должна определяться тем, как эти политические силы ведут работу на уровне органов местного самоуправления.
Автор — глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, "Известия", 9 августа 2017 года