Академический час бюджета: в условиях макроэкономической неопределённости лучшего не дано.
В четверг 30 октября состоялось 25 заседание Законодательного собрания Ульяновской области V созыва. В отсутствие председателя парламента Анатолия Бакаева, работавшего на Ассоциации представителей законодательных органов власти ПФО, провел его первый вице-спикер Валерий Малышев. «Гвоздем» программы стало принятие в первом чтении областного бюджета на следующий год.
Вице-спикер, председатель бюджетного комитета ЗСО Алсу Балакишиева так охарактеризовала проект областного бюджета-2015: «С момента внесения проекта в Законодательное собрание 8 октября документ был размещен на сайте ЗСО. Общественное обсуждение бюджета на 2015 год продолжается и будет идти до его принятия во втором чтении. Наша принципиальная позиция заключается в том, что пожелания населения должны быть отражены в проекте. Таким образом, наш бюджет — публичный, учитывающий мнение общественности и местные инициативы. Поэтому мы по праву называем его народным. Отмечу, что бюджет сформирован по программному принципу: все расходные обязательства включены в соответствующие государственные программы с учетом местных инициатив. Это водоснабжение, газификация, дорожное хозяйство, строительство жилья для молодых семей, развитие сельских территорий и другие насущные вопросы. Местные инициативы — это предложения простых людей. Они будут поддерживаться из областного и муниципального бюджетов. Я считаю, что бюджет, сформированный на основе местных инициатив, позволит сделать его более эффективным, а налогоплательщики, население, будут более ответственно относиться к расходованию средств.
11.06 — Заседание открывается гимном России.
11.13 — Регистрация. Присутствует 29 депутатов. Начинается выдвижение дополнительных вопросов в повестку дня.
11.15 — Председатель мандатной комиссии Анатолий Еленкин просит после окончания всей повестки перевести заседание в закрытый режим и заслушать информацию комиссии.
11.19 — Утверждена окончательная повестка дня.
11.22 — С отчетом о проделанной с 20.09.2013 по 30.10.2014 работе выступает член Совета Федерации
- представитель Законодательного собрания Ульяновской области, председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам СФ Сергей Рябухин.
Одним из основных направлений своей работы сенатор называет развитие бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, направленных на увеличение бюджетов регионов. «Россия — богатая страна, и она вполне способна обеспечить бюджеты всех уровней, — говорит Сергей Рябухин, — одна только деофшоризация может приносить более пяти триллионов рублей ежегодно. Нами разработан соответствующий пакет законопроектов, и сегодня ведется совместная с Госдумой работа по его проведению через нижнюю палату парламента». (Любопытна фраза сенатора: «Как и предполагалось, на тему деофшоризации выдвигались и «лукавые» законодательные инициативы».)
Также комитет СФ проводит активную работу по созданию предпосылок для развития парламентского бюджетного контроля; взаимодействует с органами исполнительной власти РФ по выделению дополнительных средств регионам; и — с подачи Законодательного собрания Ульяновской области — пытается навести порядок в законодательстве об уплате налога на прибыль организаций. (Существующее позволяет крупным предприятиям возвращать значимую часть выплаченных ранее налогов.) По последнему пункту Сергей Рябухин замечает, во-первых, что не может «найти авторов идей такой лазейки ни в правительстве РФ, ни в Госдуме» и, во-вторых, что «отменить закон можно, только предложив взамен что-то иное». Говоря об Ульяновской области, сенатор выделяет курируемые им направления (главные векторы прилагаемых им усилий для получения федерального финансирования): реконструкция железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный», дезактивация Соловьева оврага, строительство водовода для правобережной части Ульяновска, реконструкция аэропорта «Баратаевка» и взлетной полосы, строительство областных автодорог. За отчетный период Сергей Рябухин провел 10 приемов жителей области, рассмотрев 12 коллективных обращений, 23 обращения от граждан и 10 — от руководителей госучреждений различного уровня. Положительно решен 71 процент вопросов.
11.45 — На тему разрешения жалоб граждан выступает депутат Госдумы от Ульяновской области, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Юрий Синельщиков (КПРФ).
12.02 — О прогнозе социально-экономического развития области на 2015 — 2017 годы рассказывает министр экономического развития Олег Асмус.
Именно на основе этого прогноза и верстался бюджет региона-2015. Верстался, как отмечает министр, «в беспрецедентно сложных макроэкономических обстоятельствах». Второй раз в истории (после 2009 года) субъектам рекомендовано прорабатывать не три, а лишь два варианта — консервативный и умеренно-оптимистический. Причем базовым должен быть первый, а не второй (как обычно).
Бюджет-2015 основан на предварительных итоговых показателях текущего года, подсчитанных в сентябре. Это рост индекса промышленного производства на 0,7 процента (итог-2014 по отношению к итогу-2013), падение прибыли прибыльных предприятий на пять процентов, рост сельского хозяйства на 0,2 процента, рост инвестиций в основной капитал до 2,5 процента (притом, что по РФ второй год подряд показатель будет отрицательным), рост торговли на 1,8 — 2,4 процента (по РФ — отрицательный), рост средней заработной платы на 10 процентов, реальных доходов населения — на 2,7 процента и так далее…
Олег Асмус напоминает, что сентябрьский прогноз — не догма, и уже сегодня проходит первую корректировку. (Сергей Рябухин комментирует: «В США научились прогнозировать на срок до 50 лет, сегодня у них работа ведется по принципу советского Госплана, а мы до сих пор живем «призраками гайдаровщины»; у Министерства финансов, Минэкономразвития и Центробанка РФ вместе взятых нет ни одного плана развития событий — Совет Федерации создает собственную рабочую группу, которая до первого чтения бюджета РФ попытается его разработать».)
После небольшой дискуссии депутаты переходят к законодательной части повестки.
12.39 — В целях выполнения постановления правительства РФ от 15.04.2014 № 310 и появления возможности претендовать на выделение федеральных субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов частично отменяются налоговые льготы по налогу на имущество организаций для органов государственной власти и казенных учреждений. Помимо возможных федеральных преференций бюджет-2015 получает 378,5 дополнительных миллиона.
Вводятся изменения в патентную систему налогообложения в регионе. (По сумме потенциально возможного годового дохода область разделяется на две части — Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск и Чердаклинский район и остальные муниципалитеты; для последней вводятся пониженные размеры дохода.)
Бурную дискуссию вызывает проект, направленный на привлечение новых инвесторов и позволяющий приоритетным инвест-проектам области претендовать на повышенные преференции при увеличении первоначальных инвестиций и ускорении введения объектов. Выступают представители всех трех фракций, и не по одному разу. Лаконичнее всех Алсу Балакишиева: «А на что, как не на доходы от инвестпроектов, мы содержим всю социальную сферу, тратя на нее 73 процента бюджета?»…
13.13 — Начинается главная часть заседания — обсуждение бюджетного пакета документов на 2015 год. В первом чтении одобряется прогнозный план приватизации (ОГУП «Кузоватовский лесхоз» станет ООО, запланирована продажа 49 процентов акций ОАО «Нектар» и трех объектов недвижимости в районах) и программа управления государственной собственностью региона (разработчики ожидают трехкратного, по сравнению с предыдущими годами, роста доходов). В двух чтениях принимается бюджет Фонда территориального медицинского страхования.
13.23 — Председатель Счетной палаты Игорь Егоров заявляет, что в условиях «макроэкономической неопределенности следующего года правительство области максимально ответственно подошло к проекту бюджета-2015, он полностью соответствует Бюджетному кодексу РФ» и Счетная палата юридических претензий не имеет. Рекомендуется ежеквартально проверять, соответствуют ли выделяемые предприятиям льготы существующей отдаче, и в течение года вернуться к программе приватизации. Алсу Балакишиева представляет проект бюджета.
Василий Гвоздев характеризует доходную часть как «слишком оптимистичную» и отмечает, что для ее реализации предстоит немало сделать.
Александр Кругликов высказывает недовольство ростом госдолга области. (Сергей Рябухин в своем выступлении отмечал, что ведется грамотная работа по конвертации госдолга, переводу его с коммерческих на бюджетные кредиты. — Авт.).
Алексей Куринный перечисляет все проблемные моменты социального развития региона.
Ростислав Эдварс отмечает предстоящую огромную работу по расходной части.
Дмитрий Грачев говорит о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов и обещает подготовить несколько народных инициатив по развитию сельских территорий и капремонту.
Алсу Балакишиева напоминает, что в отличие от многих субъектов РФ в области «удержана доходная база» и бюджет-2015 превышает своего предшественника почти на три миллиарда.
Игорь Тихонов заверяет, что каждая расходная копейка будет еще раз перепроверена для поиска дополнительных резервов.
14.03 — Бюджет Ульяновской области на 2015 год принимается в первом чтении 25 голосами «за», при трех «против» и одном неголосовавшем. На кнопку не успевает нажать Леонид Кругликов.
Обсуждение собственно проекта бюджета — от представления до голосования — укладывается в академический час.
14.13 — Утвердив еще три законопроекта, депутаты уходят на получасовой перерыв. До конца заседания им предстоит рассмотреть еще более 200 пунктов повестки дня.
Игорь ТИХОНОВ: Я не помню, когда молодежная политика в регионе переживала расцвет
Сегодня в ходе заседания социального комитета ЗСО министр образования Ульяновской области Екатерина Уба официально заявила о грядущем назначении Оксаны Солнцевой на должность директора департамента молодежной политики.
ЗСО: Ившину отчитали
Депутаты ЗСО обошлись без вотума недоверия в адрес министра культуры, но посоветовали впредь «быть предельно честной».
Напомним, напряженность во взаимоотношениях Минкульта и областного парламента возникла на прошлой неделе, когда вдруг выяснилось, что у министерства нет денег на финансирование проектов, победивших в грантовом конкурсе, организованном Минкультом этой весной. В результате было сорвано участие ульяновской вокальной студии «Соловушка» в международном конкурсе в Пекине — коллектив рассчитывал на средства гранта, но денег так и не получил.
Пытаясь оправдаться в этой щекотливой ситуации, представители Минкульта ссылались на депутатов ЗСО, которые якобы перераспределили бюджет отрасли таким образом, что денег на выплату грантополучателям не осталось. Вице-спикер областного парламента Игорь Тихонов пояснил, что взваливать вину за сложившуюся ситуацию на парламент было некорректно со стороны Минкульта, ведь подготовка всех изменений в бюджет и перераспределение средств внутри отрасли — задача исключительно министерства и именно оно должно было взять на себя ответственность за срыв выплаты средств на реализацию грантовых проектов.
Депутаты даже заявили, что готовы выразить министру культуры Татьяне Ившиной вотум недоверия.
На этой неделе в ситуацию вмешался лично губернатор. Он распорядился предоставить всем 35 грантополучателям средства (общая сумма грантов — 10 миллионов рублей) в течение ноября-февраля.
Сегодня ходе заседания социального комитета ЗСО вопрос обсуждался вновь. Татьяна Ившина пояснила, что необходимые средства в бюджете удалось изыскать, грантополучатели получат их. Те, кто уже начал реализовывать свои проекты — в нынешнем году, остальные — в следующем. «Соловушка» примет участие в каком-то другом международном конкурсе взамен сорвавшегося в Пекине.
По мнению Игоря Тихонова, участие ульяновских творческих коллективов в международных конкурсах в нынешних политических условиях очень важно.
- Это элемент «мягкой силы», своего рода, народная дипломатия, — считает вице-спикер.
Ившиной же он посоветовал впредь быть предельно честной и в случае возникновения каких-то проблем не стесняться обращаться за помощью.
29 октября 2014 г
"Улпресса"
Алсу САДРЕТДИНОВА: Налоги и дороги
Где искать источники развития региона.
Как связан транспортный налог с ремонтом региональных трасс? Кто-нибудь из депутатов может это объяснить, и с цифрами и аргументами на руках доказать необходимость увеличения налога на транспортные средства?
С. Васильчиков, Ишеевка
Грядущие изменения налоговых ставок на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил с 10 до 12 рублей за «лошадку» вызвали много пересудов. Пока депутаты законодательного собрания взяли тайм-аут.
О судьбе транспортного налога, новых источниках финансирования ремонта дорог, о том, каков будет окончательный вердикт, и к чему готовиться ульяновским автомобилистам, рассказывает председатель комитета областного парламента по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Алсу САДРЕТДИНОВА.
На пороге реформы муниципалитетов: осталось поделить имущество
ВАСИЛИСА КРАСНОВА
В областном парламенте обсудили вопрос разграничения полномочий между районами и поселениями.
С 1 января 2015 года сельские поселения передадут ряд полномочий на районный уровень. Согласно изменениям в федеральный закон о местном самоуправлении из 39 вопросов местного значения за ними останется лишь 13. При этом закон предоставляет субъектам РФ право выбора одного из альтернативных способов исполнения муниципальными районами полномочий, передаваемых с уровня сельских поселений.
По какому пути пойдет Ульяновская область, стало ясно в конце сентября — тогда губернаторский совет региона поддержал введение на территории области механизма индивидуальной передачи полномочий с учетом особенностей территорий. Таким образом, районы получили право самостоятельно решать, какие вопросы местного значения оставить в ведении сельских поселений, кроме обязательных тринадцати. Правда, времени на то, чтобы определиться, у них осталось немного, ведь все изменения должны быть отражены в проектах местных бюджетов на 2015 год. Не случайно 17 октября вопрос разграничения полномочий стал главной темой «круглого стола», организованного комитетом Законодательного собрания области по бюджету и экономической политике.
Юрий Латышев: Дайте образованию лет пять тишины!
В начале минувшей недели в Пензе состоялось пленарное заседание форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», посвященное теме «Качественное образование во имя страны». В ходе мероприятия, в котором приняла участие делегация Ульяновской области, 15 октября состоялась встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным. В составе делегации был и народный учитель России Юрий Латышев. Вчера он рассказал корреспондентам, как прошла встреча с главой государства и какие вопросы на ней обсуждались.
Алсу БАЛАКИШИЕВА: Бюджет не должен верстаться чиновниками в кабинетах
«Ульяновская правда» уже сообщала, что бюджет области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов одобрен региональным правительством и восьмого октября, как и установлено законом «Об особенностях бюджетного процесса в Ульяновской области», внесен в Законодательное собрание. Об особенностях бюджета-2015, о новых бюджетных веяниях и правилах мы традиционно разговариваем сегодня с вице-спикером областного парламента, председателем комитета по бюджету и экономической политике ЗСО Алсу Балакишиевой, членом фракции «Единая Россия» и президиума Ульяновского регионального отделения партии «Единая Россия».
Отметим, что, в отличие от предыдущих встреч, этот разговор прошел на более жизненной, понятной неспециалистам ноте. Недаром Алсу Харисовна назвала бюджет-2015 народным…
СОЦИАЛЬНАЯ «КОНСТИТУЦИЯ»
11 октября в Законодательном Собрании состоялся круглый стол по обсуждению проекта закона «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области».
ЗАКАЗЧИКОМ ВЫСТУПАЕТ ГОСУДАРСТВО
Его значимость подчеркнул заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь ТИХОНОВ: «Необходимость проекта закона продиктована федеральным законодательством. Мы уже прошли несколько масштабных обсуждений крупных отраслевых законов: об образовании, об основах охраны здоровья граждан, о физической культу-ре и спорте. Сегодня наступила очередь отраслевого закона социального обеспечения и социальной защиты. Этот основополагающий закон — по сути «конституция» отрасли социального обслуживания населения. Без широкого обсуждения его содержания, целей, задач, механизмов реализации и гарантий эффективности депутаты ЗСО не могут его принять к рассмотрению».
Будет ли травиться Россия?
Закон о запрете энерготоников ещё не принят… Пример Ульяновской области в плане запрета алкогольных энергетиков может стать основой для аналогичного федерального закона.
Деятельность по запрету продажи алкоголесодержащих энерготоников в Ульяновской области характеризуется одним словом: борьба. В течение нескольких лет региональные законодатели выходили с запретительной инициативой, собирались тысячи подписей, проводились акции. И наконец летом этого года борьба с продажей алкогольных тонизирующих напитков принесла свои плоды — 3 июня 2014 года в Законодательном собрании был принят соответствующий закон. А первого июля он вступил в силу. И пусть, по свидетельствам активистов, не все предприниматели изначально восприняли запрет всерьез, но сегодня можно заметить — из многих магазинов алкогольные энергетики пропали.
Проект главного финансового документа региона внесён в ЗСО
Как и предполагала «Ульяновская правда», правительство региона внесло в Законодательное собрание области проект закона «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» восьмого октября. Первое чтение документа запланировано на очередном заседании парламента 30 октября.
Министр финансов региона Екатерина Буцкая на встрече с председателем Законодательного собрания Анатолием Бакаевым подтвердила, что правительство области в целом завершило работу над проектом бюджета на 2015 год. В конце октября после всестороннего подробного обсуждения в комитетах регионального парламента законопроект будет вынесен на заседание ЗСО. Принятие в первом чтении предполагает утверждение основных параметров областного бюджета: общего объема доходов, расходов и дефицита. Отраслевая структура расходов будет рассмотрена в ноябре во втором чтении бюджета.






