Лесополоса Генко посылает SOS
Уникальный памятник природы, защищающий землю от ветровой эрозии почвы, может исчезнуть с карты Ульяновской области, если вовремя не взяться за его восстановление сейчас.
О том, как это сделать наиболее эффективно и кто в ответе за полезащитную лесополосу, говорили на выездном совещании в Новомалыклинском районе председатель комитета ЗСО по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии Анатолий Голубков, специалист отдела по обеспечению работы комитета Евгений Лисов, и. о. директора департамента лесного хозяйства Ульяновской области Лев Павлов.
Изначально полезащитные лесные полосы, которые создавал в начале XX века известный русский лесовод, лесничий Нестор Генко, были предназначены для защиты малолесных районов с интенсивным ведением сельского хозяйства от ветровой эрозии почв. «Зеленые» преграды разнообразны по своему составу. Основные из них — дуб, клен, сосна, береза, вяз, липа. В генковских лесополосах идут процессы естественного возобновления. На значительной площади они уже дали второе поколение насаждений.
Работы по созданию защитных лесных полос продолжались и в последующие годы и сегодня представляют большую научную и практическую ценность.
На сегодняшний день на территории нашей области располагаются полезащитные лесные полосы общей длиной 25 км и шириною 600 м. Их площадь составляет 1 265 га. Эти полосы находятся в юго-восточной части Мелекесского района, часть из них — внутри землепользования совхоза им. Н.К. Крупской, часть — на границе с Самарской областью. Они состоят из двух неравнозначных по площади участков: большего — площадью 1 044 га и меньшего — площадью 221 га.
На лесополосах Генко запрещены строительные работы, сельскохозяйственная деятельность, сплошные рубки леса. В настоящее время лесополоса Генко — памятник природы и является особоохраняемой природной территорией.
В период морозной зимы двух прошлых лет и засухи 2010 года многие деревья, в основном березы, погибли. Другая проблема — замусоривание лесополосы. Лесоводы опасаются, что засохшие березы упадут. Это сделает лесополосу непроходимым и пожароопасным объектом. Первым забил тревогу председатель совхоза им. Крупской Анатолий Голубков. Еще в прошлом году он обратился в профильное министерство правительства Ульяновской области, где ему пообещали разобраться с этим вопросом. Но воз и ныне там. А тем временем ситуация с каждым днем только усугубляется.
— Это самое высокое место по отношению к городу Димитровграду и городу Тольятти, — отметил Анатолий Голубков. — Отсюда берут начало реки, которые текут в разные стороны. Для нашей лесостепной местности генковская лесополоса — это уникальный объект. Мы обязательно должны найти способ навести здесь порядок, а именно: убрать сухие деревья и ликвидировать стихийные свалки.
Как оказалось, сегодня лесополосу арендует общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленник», зарегистрированное в Мулловке Мелекесского района. В договоре зафиксировано, что арендатор обязан соблюдать санитарный режим на взятой в аренду территории и проводить лесовосстановление. Поэтому не исключено, что он будет проводить санитарные вырубки при поддержке природоохранных структур правительства Ульяновской области, уверены участники совещания и предложили изыскать на эти цели средства в рамках реализации областной целевой программы «Охрана окружающей среды Ульяновской области». Кроме того, было решено разработать план мероприятий по расчистке и восстановлению уникального уголка природы на границе нашего региона с привлечением арендатора. Спикеры надеются, что всеобщими усилиями лесополоса Генко, созданная более века назад, еще много лет будет защищать поля Ульяновской области от ветровой эрозии.
"Народная газета", 23 июня 2011 г.