Законодательное Собрание Ульяновской области
Законодательное Собрание Ульяновской области
Законодательное Собрание Ульяновской области приступило к работе 6 января 1996 года, когда состоялось первое организационное заседание. Этому предшествовал самороспуск в октябре 1993 года Ульяновского областного Совета народных депутатов, назначение на 27 марта 1994 года выборов в новый законодательный (представительный) орган государственной власти Ульяновской области. Однако этот срок выдержан не был – за несколько дней до выборов движение демократических реформ и региональное отделение «Демократической России» подали иск в Ульяновский областной суд о неправомерности формирования двухпалатного парламента в субъекте Федерации. Иск был удовлетворен и новые выборы состоялись лишь 17 декабря 1995 года. Им предшествовали постановления Главы администрации Ульяновской области от 23.08.1995 и 24.08.1995 №№ 117, 118, 119 «О «Временном положении о законодательном собрании Ульяновской области», «О «Положении о выборах депутатов законодательного собрания Ульяновской области» и «О назначении выборов депутатов законодательного собрания Ульяновской области». Законодательное Собрание Ульяновской области первого созыва избиралось по одномандатным территориальным округам и состояло из 25 депутатов. Первым Председателем ульяновского парламента был С.Н.Рябухин (до 15.11.2001 года), в последующем избранный аудитором Счётной Палаты Российской Федерации. В настоящее время Сергей Николаевич - член Совета Федерации от Законодательного Собрания Ульяновской области, председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам.
Главной задачей первого состава областного парламента явилось создание основ современной правовой системы Ульяновской области. Учитывая, что в большинстве регионов Российской Федерации к тому времени уже действовали высшие представительные органы, сформированные в соответствии с конституционным принципом разделения властей, Ульяновское Законодательное Собрание могло использовать имеющийся опыт. Вместе с тем необходимо было выработать собственные подходы в организации деятельности, определить приоритетные направления. К особенностям начального этапа в деятельности областного парламента можно отнести отсутствие жестких регламентных норм, размытость сфер компетенции, слабую связь с нормами федерального законодательства. В периодической печати (средствах массовой информации) публиковались лишь наиболее важные документы, такие как Устав Ульяновской области, законы о бюджете, о выборах и т. п. Большинство нормативных правовых актов Законодательного Собрания именовалось как «решения», в то же время регулирование важных вопросов жизнедеятельности осуществлялось посредством постановлений и распоряжений Главы администрации области.
Второй созыв депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области был избран в декабре 1999 года. Он также состоял из 25 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам. Областной парламент продолжил работу по формированию и совершенствованию региональной правовой базы. Был принят ряд значимых законов – о порядке управления и распоряжения государственной собственностью, о регулировании земельных отношений, о прогнозировании и программах социально-экономического развития, о программе развития малого предпринимательства и т.д. Депутатами второго созыва был принят закон о комплектовании, начиная с последующего созыва, областного депутатского корпуса по смешанной системе, т.е. предоставление половины мандатов депутатам, избранным по партийным спискам.
В декабре 2003 года к работе приступило Законодательное Собрание Ульяновской области третьего созыва. Учитывая, что осенью 2003 года был принят Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Ульяновская область оказалась в числе «пилотных» регионов, приступивших к его реализации с 2004 года, были приняты законы Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области», «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области», о муниципальных выборах, о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями и т.п. Исходя из необходимости скорейшего оживления производства были разработаны и приняты законы о промышленной политике, инвестиционной деятельности. Депутаты третьего созыва внесли серьёзные изменения в совершенствование системы государственного устройства Ульяновской области. 19 мая 2005 года был принят новый Устав Ульяновской области. Он предусматривал введение взамен должности Главы администрации области должность Губернатора Ульяновской области, создание Правительства Ульяновской области и института Уполномоченного по правам человека. Также была проделана большая работа по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным.
В марте 2008 года приступило к работе Законодательное Собрание Ульяновской области четвертого созыва. Впервые в новейшей истории Ульяновской области оно было избрано на пять лет в составе 30 депутатов. Как и в третьем созыве, половина мандатов была отдана депутатам, баллотировавшимся по партийным спискам, при этом практически все депутаты, избранные по одномандатным территориальным округам, поддерживались той или иной политической партией. В итоге 24 места в парламенте достались представителям «Единой России», три места – КПРФ, по одному мандату получили «Справедливая Россия» и ЛДПР. Лишь один депутат не заявил о своей партийной принадлежности. Были сформированы фракции, создано семь комитетов. Однако кризис 2008 года вынудил внести коррективы в структуру Законодательного Собрания: количество профильных комитетов было сокращено до четырех. В связи с известными изменениями в федеральном законодательстве четвертый созыв проработал до осени 2013 года, фактически пять с половиной лет. На этот период пришлись важные изменения в политическом устройстве страны – внесены изменения в закон о политических партиях, определен новый порядок формирования Совета Федерации, возвращен институт прямых выборов губернаторов. 31 мая 2012 года состоялось организационное заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании, куда вошел и Председатель законодательного Собрания Ульяновской области.
Депутаты четвертого созыва продолжили совершенствование инвестиционного законодательства, приняли областные законы о ветеранах труда и «детях войны», усилили регламентацию в сфере расходования бюджетных средств. Всего в период работы созыва было принято 1286 законов Ульяновской области. Кроме законотворческой работы депутаты осуществляли представительские функции, проводили конференции и «круглые столы» по различным актуальным проблемам, «парламентские уроки» и экскурсии, выезжали на места, разбирали сложные ситуации. Для обмена опытом и установления контактов встречались с коллегами из других регионов, зарубежными делегациями.
Пятый созыв Законодательного Собрания Ульяновской области был избран 8 сентября 2013 года. Председателем областного парламента был избран А.А.Бакаев, сменивший Б.И.Зотова, возглавлявшего Законодательное Собрание в течение 12 лет. В отличие от четвертого созыва, возросло количество представленных депутатов – до 36. Соответственно увеличилось и число комитетов – их стало шесть. Депутаты нового созыва активно включились в законотворческую деятельность, сформировали программу взаимодействия с Губернатором и Правительством Ульяновской области, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными организациями. Учитывая, что состав законодательного органа значительно расширился и обновился, были пересмотрены и сложившиеся ранее формы работы, возросла интенсивность.
В сентябре 2018 года прошли выборы депутатов в областной парламент шестого созыва. Мандаты получили 36 человек, сформированы фракции представителей политических партий: «Единая Россия» - 17, «КПРФ» - 13, ЛДПР – 4, «Коммунисты России» - 1. Возглавили фракции соответственно: Гвоздев В.А., Гибатдинов А.М., Грачев Д.Н., Сурайкин М.А. Председателем Законодательного Собрания шестого созыва избран Малышев Валерий Васильевич, его заместителями стали руководители фракций. Утверждена структура парламента, в составе шестого созыва пять комитетов: комитет по бюджету и экономической политике, комитет по жилищной политике и коммунальному хозяйству, комитет по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды, комитет по социальной политике, государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества, комитет по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству. В Совет Федерации Федерального Собрания РФ от законодательной власти региона направлен Рябухин С.Н.