сайт обновлен 25.09.2017 в 16:17 RSS Печать

Подписка на новости

Фотоотчёт

Открытый урок "100 лет Революции". 19 сентября 2017...

Одной строкой

  • 22.09.2017 в 15:36
    22.09.17 В субботу, 23 сентября, на базе Ульяновского государственного технического университета пройдет праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». В нем примут участие Председатель областного парламента Анатолий Бакаев и депутат, координатор партийного проекта «России важен каждый ребенок» Елена Сорокина.
      
  • 22.09.2017 в 14:59
    22.09.17 председатель аграрного комитета Виктор Антипов проводит прием граждан по личным вопросам в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева.
     

Ваше мнение

проводится с 13.09.2017 по 13.10.2017
Из каких источников Вы получаете новости?

Облако тегов

Участие симбирян-ульяновцев в становлении и развитии российского парламентаризма

20.02.2012 в 20:29
1. Первые представительные органы управления в России

Российский парламент как общенациональное представительное учреждение, призванное осуществлять законодательные функции, появился в начале XX века, то есть значительно позднее появления данного института в странах Западной Европы (XVI - XVIII в.в.). Однако данный факт не дает оснований считать российский парламентаризм искусственным явлением, заимствованным с Запада. Своими корнями институты представительства в России уходят в глубь веков. Еще в седой древности на Руси сложилась и оттачивалась такая форма обсуждения и принятия важнейших решений всем миром, сходом, "собором", как вече. Идеи вовлечения широких масс в процесс принятия государственных решений формулировались в XI - начале XII в.в. митрополитом Илларионом, киевским князем Владимиром Мономахом.

В Московском государстве со второй половины XVI до середины XVII в.в. заметную роль в законотворческой деятельности играли Земские соборы, обеспечивавшие представительство некоторых общественных сил. На самом многочисленном из них в 1613 г. был избран на царство Михаил Федорович Романов, в 1649 г. Земский собор утвердил новый общегосударственный правовой кодекс - Соборное уложение, в 1653 г. на Соборе был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Законосовещательной функцией в политической системе России в XV - XVI в.в. обладала Боярская дума - преемница княжеских советов Древнерусского государства. В этот период широкий круг политико-правовых вопросов, включавших идею происхождения верховной власти, выработки механизма принятия общегосударственных решений и роли в нем формировавшихся представительных форм организации власти, нашел отражение в произведениях И. Пересветова, А.Курбского, И. Тимофеева.

Об ограничении верховной власти представительным органом в XVIII в. размышлял В.Н. Татищев. Некоторые его мысли реализовались Петром I при создании Правительствующего сената с целью коллегиальной разработки и обсуждения государственных законопроектов.

Благодаря М.М. Сперанскому при Александре I началось рассмотрение вопроса о создании в России двухпалатного парламента, состоявшего из Государственного совета и Государственной думы. Но функционировать в 1810 г. начал только Государственный совет. Думе суждено было появиться только через 95 лет.

В первой половине XIX в. идеи парламентаризма, участия народных представителей в законотворчестве разрабатывались декабристами, о чем свидетельствуют "Русская правда" П.И. Пестеля и "Конституция" Н.М. Муравьева.

Непосредственному становлению российского парламентаризма способствовали демократические реформы Александра II и, в частности, земская реформа (1864), означавшая узаконение представительной власти на местах - на уровне уездов и губерний в форме земских собраний и управ, выборных и всесословных по своему характеру. Представительство различных слоев городского населения обеспечивали Городские думы (городская реформа, 1870 г.).

Во второй половине XIX в. роль народных масс в политической деятельности страны начинает рассматриваться в России под влиянием западноевропейских социалистических теорий. Отыскивая российский путь к социализму, А.И. Герцен и его единомышленники механизм приобщения народа к государственному управлению связывали с крестьянской общиной. В конце того же века различные формы народного представительства (от Народной думы и рабочего съезда до Учредительного собрания) рассматривались в трудах лидеров такого социалистического течения, как народничество, П.Л. Лаврова, П.К. Ткачева, Н.К. Михайловского, Л.Г. Дейча.

На рубеже XIX - XX веков, доказывая актуальность теории разделения властей, известные российские юристы Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и другие разрабатывали в качестве надежного противовеса абсолютизму идею правового государства и верховенства закона.

Идеи народно-представительной власти разрабатывали и марксисты: Г.В. Плеханов и его соратники по "Черному переделу", создавшие в Женеве марксистскую группу "Освобождение труда", вступивший в революционное движение в 1890-х годах В.И. Ульянов (Ленин). Вслед за Марксом и Энгельсом они изложили новый взгляд на государство, власть и законодательство, отбросив многое из того, что разрабатывалось их предшественниками и современниками в области идеи установления в России представительной власти.

2. Симбирское земство в системе представительных учреждений России

Действенной формой вовлечения различных слоев российского общества в решение хозяйственных и социальных задач, вопросов в сфере образования и здравоохранения стало земство - представительные и всесословные органы местного самоуправления. Они появились в России во второй половине XIX века в ходе реформ Александра II, когда в январе 1864 г. он утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земские представители (гласные) избирались помещиками, горожанами и крестьянами. Поскольку система выборов была основана частично на сословном, частично на имущественном принципах, в земских учреждениях и городских думах преобладало поместное дворянство и богатые горожане (ссылка - списки гласных). Процент участия крестьян был незначительным.

Земские учреждения в Симбирской губернии оформились в 1886 году. Как и повсюду в России, их возглавляли губернский и уездные предводители дворянства, в том числе А.И. Ермолов, первый председатель симбирского губернского земского собрания, А.П. Языков, Д.А. Бестужев, П.А. Ермолов, Ф.А. Головинский, А.И. Пантусов, Н.Д. Пазухин, Ф.А. Анненков, А.И. Ухтомский, А.Д. Тенишев и др.

079f01645d9ccd0c4116b2ee4c7a5059

Здание губ. земской управы

Взаимодействуя с государственными учреждениями (министерствами финансов, внутренних дел, народного просвещения и т.п.), симбирское земство заботилось о росте товарности крестьянских хозяйств, снабжая их через свои специальные склады сельскохозяйственными орудиями, а в засушливые годы - продовольственным и семенным зерном из других регионов. Земство обеспечивало преимущественно бесплатную медицинскую помощь: к началу XX века в губернии насчитывалось до 135 фельдшеров, уже в семи корпусах размещалась губернская многопрофильная больница, в 1898 г. первых пациентов приняла клиника для душевнобольных, построенная на средства В.Н. Карамзина - сына выдающегося историографа Н.М. Карамзина. В ведении симбирского земства находилось свыше 700 начальных школ с численностью учащихся более 60 тысяч и почти с двумя тысячами учителей.

В Симбирской губернии трудились такие выдающиеся земские деятели, как медики Д.Д. Краевич, К.М. Боровский, В.И. Кашкадамов, А.М. Модестов, П.Ф. Филатов; агрономы А.В. Михайлов, Н.Б. Миллер, Я.А. Поляков; ветеринарные врачи А.И. Зенкевич, А.И. Буланов, С.П. Скворцов, В.Н. Никифоров; инженеры А.А. Бауэр, А.П. Рубанов, Ф.И. Ливчак, архитектор А.А. Шодэ и др. Своим участием в работе местного самоуправления они вносили существенную лепту в формирование того слоя людей, который в России называют общественностью, то есть образованной, политически сознательной части общества, способной влиять на общественное мнение и политику государства.

23fe5ecc09dc5e100d96eb30f0857bee Земская школа в с. Промзино

Земские органы заняли как бы промежуточный уровень управления в губерниях и уездах. Они не имели завершенной вертикальной структуры в центре и занимались исключительно вопросами хозяйственного характера. Между тем им удалось сыграть очень позитивную роль в развитии экономики и культуры, в совершенствовании общественно-политической системы страны, в формировании политического опыта у наиболее активной части населения, востребованной в дальнейшем в процессе становления российского парламентаризма. Неслучайно, что многие будущие депутаты Государственной думы от Симбирской губернии были связаны с земской деятельностью.

3. Первый российский парламент и участие в нем представителей Симбирской губернии

Государственная дума (российский парламент) появилась в ходе первой буржуазно-демократической революции в России, ставшей испытанием для царского самодержавия. Николаю II приходилось выбирать: либо подавить революцию силой, введя военную диктатуру, либо пойти на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство. В обстановке, угрожавшей самому существованию самодержавия, царь согласился на второе, подписав 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте манифест, который содержал три основных пункта: обещание либеральных свобод, демократизация выборов в Государственную думу и придание ей законодательных функций.

Государственный совет был преобразован в верхнюю палату с правом утверждения (неутверждения) решений нижней - Думы. Были внесены коррективы в Основные государственные законы: из определения статуса монарха исключался термин "неограниченный", статьей 86 закреплялась законодательная власть Государственной думы и Государственного совета: "Никакой закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государя императора", однако, статья 87 давала право императору в перерывах между сессиями Государственной думы утверждать законопроекты в форме "высочайших указов". Но и при всех своих ограничениях Основные законы создавали условия для законодательной деятельности в Думе тем слоям населения, которые никогда не принимали участия в политической жизни страны. Тем самым они превращали самодержавие в конституционную монархию.

Выборы в I Думу проходили на основе избирательного закона, принятого в декабре 1905 г. Он расширял круг избирателей, но право выборов было не равным для избирателей разных курий. Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. В свою очередь выборщики избирались по четырем отдельным куриям избирателей - землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Выборной компании в I Государственную думу предшествовало бурное партийное строительство: причём некоторые из партий, формируясь в эмиграции, нелегально действовали в России. Организации РСДРП, ПСР, а осенью 1905 г. партии Конституционных демократов и Союза 17 октября (октябристов) оформились и в Симбирске.

Деятельность российского парламента началась 27 апреля 1906 г. с торжественного приема членов Государственной думы и Государственного совета в тронном зале Зимнего дворца. В приветственной речи Николай II обещал сохранить все дарованные им народу установления. Лидирующее положение в Думе заняли кадеты, довольно многочисленной группой были трудовики, выражавшие интересы российского крестьянства.

Характерной оказалась политическая ориентация и партийная принадлежность семерых депутатов I Государственной думы от Симбирской губернии: четверо из них были кадетами - С.М. Баратаев, князь, с 1901 по 1906 г. председатель губернской земской управы, организатор и председатель симбирского отделения партии Народной свободы, Н.И. Метальников, руководитель Ардатовского сельскохозяйственного общества, член уездного земского собрания, В.Н.Микешин, заведующий алатырским мужским училищем, член уездного земского собрания, И.Н. Пустошкин, член Симбирской губернской земской управы; остальные, за исключением беспартийного А.П.Андреянова, по своим идейным убеждениям относились к социал-демократам - А.Ф. Аладьин, выходец из крестьян с незаконченным университетским образованием, и трудовикам - П.Ф. Матвеев. Связь симбирских думцев-кадетов с земским движением лишний раз подтверждает его причастность к идейно-организационному оформлению либерально-демократических политических партий в России.

Депутаты-симбиряне Аладьин и Пустошкин поддержали в Думе требование политической амнистии и отмены смертной казни, присоединились к голосам за вотум недоверия правительству и к требованию права Думе определять состав правительства, "которое будет подчиняться воле народной". Аладьин, возглавивший группу трудовиков, большие надежды возлагал на "крестьянские комитеты на местах", если они возьмут решение земельного вопроса "в свои руки".

I Государственная дума просуществовала всего 72 дня и была распущена, поскольку, будучи призванной "вносить спокойствие в общество", как значилось в царском манифесте, лишь "разжигает смуту".

Роспуск Думы сопровождался сменой премьер-министра: вместо безынициативного Горемыкина председателем правительства был назначен волевой и энергичный П.А. Столыпин, расчитывавший на проведение либеральных реформ при сотрудничестве с Думой. II Дума начала работу 20 февраля 1907 г. В ней по-прежнему преобладали оппозиционные течения.

Состав депутатов II Государственной думы от Симбирской губернии, как и от других регионов, отразил поддержку народными массами трудовиков, эсеров, социал-демократов в надежде, что они решат в Думе аграрный вопрос в их интересах. Так, из шести думцев - симбирян четверо были трудовиками - О.М. Сытин, А.А. Нежеметдинов, М.С. Татаринов, А.А. Кузнецов и один - социал-демократом (меньшевик) Д.Л. Зимин.

II Дума решительно отказалась не только утвердить, но даже обсуждать царский указ от 9 ноября 1906 г. об аграрной реформе.

Откровенная обструкция со стороны Думы исполнительной власти поставила перед последней дилемму: или навсегда покончить с Думой, или изменить избирательный закон, чтобы создать в ней лояльное и работоспособное большинство. Избрав второй вариант, правительство 3 июня 1907 г. распустило II Думу, проработавшую всего три месяца, и опубликовало новое "Положение о выборах", изменив избирательный закон в пользу землевладельцев - латифундистов и городской буржуазии. В Симбирской губернии по этому закону из 80 выборщиков 43 были избраны землевладельцами, 17 - крестьянами, 19 - городскими избирателями и 1 - рабочими.

По своему партийному составу III Государственная дума, проработавшая весь положенный ей пятилетний срок, оказалась значительно правее первых двух. Правой политической ориентации придерживались трое из шести депутатов III Госдумы от Симбирской губернии - монархисты-черносотенцы А.Г. Быков, А.Н. Мотовилов, П.Н. Пантусов. Двое из депутатов, кадет А.Е. Березовский и октябрист А.Д. Протопопов, придерживались либерально-демократических взглядов, Д.И. Сиротов был беспартийным.

III Дума поддержала реформы Столыпина, главной из которых было землеустройство крестьян. В обсуждении этого вопроса деятельно участвовал симбирянин Березовский - бывший председатель Ардатовской уездной земской управы. Обобщая на примере Симбирской губернии ход столыпинской аграрной реформы, он выделил такие ее недостатки, как жесткое администрирование, приоритет, отдаваемый индивидуальным формам хозяйства - хуторам и отрубам, и отсутствие у общины возможности "распоряжаться своей землей так, как она того желает". Хуторское хозяйство, по его мнению, могло стать эффективным только при наличии у крестьян не менее 10 десятин земли, что исключало их развитие в Симбирской губернии, где до 50% крестьян владело от 5 до 8 десятинами земли.

III Государственная дума утвердила Указ о крестьянской реформе, поддержала образование Крестьянского банка, а также вдвое увеличила бюджетные отчисления на нужды народного образования, приняла закон об обязательном начальном образовании.

IV Государственная дума сформировалась накануне Первой мировой войны. Выборы в нее проходили осенью 1912 г. на основе третьеиюньского избирательного закона, и состав ее почти полностью повторил состав III Думы. От Симбирской губернии в IV Государственную думу вошло шесть человек: протоирей С.С. Медведков, земский врач П.С. Петров, землевладельцы А.А. Мотовилов, И.Е. Пулин и С.И. Самойлов, предводитель дворянства Алатырского уезда, а также А.Д. Протопопов, с февраля 1916 г. предводитель дворянства Симбирской губернии. За исключением Протопопова (октябриста), Петрова, члена партии прогрессистов, объединившей в 1912 г. крупную буржуазию и интеллигенцию, ориентированную на европейские либеральные ценности, депутаты-симбиряне придерживались правых, монархических взглядов.

Вступление России летом 1914 г. в мировую войну, её затяжной характер обострили социально-политическую обстановку в стране. Пассивность Думы в этих условиях вызывала недовольство масс, она теряла их доверие.

В итоге революционных действий рабочих, поддержанных солдатами, 27 февраля 1917 г. в Петрограде образовался Временный комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко и зародыш новой власти в форме Совета рабочих депутатов. 1 марта 1917 г. на совместном совещании Временного комитета Госдумы и представителей Петроградского Совета было образовано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. Николай II отрекся от престола. Самодержавие в России перестало существовать. 6 октября 1917 г. Временное правительство своим постановлением распустило IV Государственную думу, пятилетний срок полномочий которой истек, и объявило о начале избирательной кампании по выборам Учредительного собрания, которое должно было окончательно определить форму государственного правления в России.

Выборы в этот орган общенародного представительства проходили уже после Октябрьской революции. От Симбирской губернии в него, в частности, вошел Я.М. Свердлов, при участии которого в 5 часов утра 6 января 1918 г. Учредительное собрание было разогнано. 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Прекращение функционирования Думы и Учредительного собрания означало свертывание демократии в стране, установление тоталитарных начал в управлении обществом. Так закончился первый период парламентской деятельности в России.

Опыт функционирования Государственной думы, ее совместной деятельности с Государственным советом оказался невелик - немногим более десяти лет. Но несмотря на данное обстоятельство и тот факт, что законодательные права Думы были изначально ограничены и она не имела права формировать правительство, это был полноценный российский парламент, государственный институт, избиравшийся народом и осуществлявший законодательную деятельность, хотя и в узких рамках основных государственных законов.

Для активной части населения России, включая Симбирскую губернию, деятельность Государственной думы явилась школой политического опыта, а принцип гласности, позволявший использовать думскую трибуну для критики политики правительства, содействовал распространению в обществе демократических настроений.

Так, даже в условиях довольно сильной власти царя, Государственной думой и Государственным советом закладывались основы российского парламентаризма. "Россия растет год от году, развивается самосознание народа и общественное мнение", - писал П.А. Столыпин в одном из писем, подчеркивая, что нельзя "сбрасывать со счетов и наши парламентские установления. Как бы они ни были несовершенными, их влияние тем не менее вызвало радикальное изменение в России". Эта оценка выдающегося российского реформатора - важное свидетельство целесообразности дальнейшего развития парламентаризма в нашей стране.

4. Представительные и законодательные органы советского периода. Ульяновцы - депутаты Верховных советов СССР и РСФСР

Формирование новой системы государственного устройства в России началось 25 октября 1917 г., когда в Петрограде, находившемся фактически под контролем восставших масс, открылся II Всероссийский съезд Советов, объявивший о переходе всей власти в центре и на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы быстро росли по всей стране после Февральской революции. В марте 1917 г. Совет рабочих депутатов появился и в Симбирской губернии. Председателем его был избран рабочий-меньшевик И.М. Жижин. В августе исполком Совета пополнился группой рабочих во главе с большевиком А.П. Пресновым.

На II Съезде Советов Симбирская губерния была представлена шестью делегатами, в том числе тремя большевикмиа - П.И. Майковым, М.В. Фроловым, Рамоном и тремя левыми эсерами - М.И. Брайдо, В.Л. Вишняковым, Ф.С. Кормильцевым. Верховным органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов, а между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Съезд избрал рабоче-крестьянское правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком) во главе с В.И. Лениным.

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. оформил образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР, а в июле V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. В ней закрепилась система государственного управления, основой которой стали Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата. Советы на местах признавались высшими органами государственной власти и подчинялись лишь вышестоящим Советам. В то же время все звенья советской системы были пронизаны партийным влиянием, осуществляемым РКП(б). В декабре 1922 г. первые советские республики образовали СССР. Так в послереволюционный период в нашей стране складывался новый тип народного представительства и реализации законодательной функции - Советы. Теоретической основой их деятельности стал марксизм-ленинизм, который исходил из классового подхода в формировании и деятельности органов государственной власти. С установлением Советской власти принцип разделения властей был отвергнут. Теоретиками марксизма-ленинизма обосновывалась необходимость возникновения Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов и их преобразования сначала в Советы депутатов трудящихся, а затем в Советы народных депутатов как органы представительства всего народа. Но таковыми они стали только в начале 80-х годов, когда в Советы по стране было избрано более 2,2 млн. народных депутатов.

495c7e68a6789da6be3b85402d7db342

В первые годы Советской власти избирательная система была многоступенчатой, некоторые категории лиц к выборам не допускались, голосование было открытым. Всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании были введены Конституцией СССР 1936 г. Тогда же право законодательной власти получил Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик, краёв и областей. В ст. 126 Конституции отмечалось, что Коммунистическая партия представляет "руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".

В классическом виде советская модель управления оформилась в 30-е годы под руководством И.В. Сталина.

Отмеченные этапы становления новой Советской системы государственного устройства нашли свое отражение и на территории Симбирской губернии, которая в 1928 г. была преобразована в Ульяновский округ в составе Средне-Волжской области, а в 1943 г. - в Ульяновскую область.

7d38d48ca1d09ba53c0154545d6e95a6

Заседание Симбирского Совета -1917 год

В Симбирске, губернском центре, Советская власть установилась 10 декабря 1917 г., а в начале 1918 г. - по всей губернии. Первым председателем Симбирского губисполкома был В.Н. Ксандров (1917 - 1918 г.г.) Исполком Ульяновского областного Совета в 1943 г. возглавил К.В. Киселев. В декабре 1937 г. уже на базе новой избирательной системы ульяновцы участвовали в выборах в Верховный Совет СССР. Свои голоса они отдали за летчика-испытателя Героя Советского Союза С.А. Данилина, учительницу Мелекесской средней школы Е.В. Катаеву, куйбышевского инженера Ф.И. Коваленко, командующего войсками Приволжского военного округа М.Г.Ефремова. В июне 1938 г. избранниками ульяновцев на первых выборах в Верховный Совет РСФСР стали председатель Ульяновского горисполкома М.Ф. Бабин и бригадир тракторной бригады Тимерсянской МТС К.Г. Пракова.

Конституция СССР 1977 г., определяя характер и содержание советской политической системы и роль в ней принципа народовластия, подчеркивала, что государственная власть в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР. Более конкретно (ст. 6) она вновь фиксировала руководящую роль в обществе КПСС.

В 70 - 80 г.г. минувшего столетия Исполнительный комитет Ульяновского областного Совета народных депутатов возглавляли коммунисты В.П. Васильев, В.С. Кузьмичев, А.М. Большов, Ю.Ф.Горячев. Последним на этом посту был О.В. Казаров.

В конце 80-х годов в ходе перестроечных реформ М.С. Горбачева, нацеленных на демократизацию политической системы, происходит реанимация идеи съездов Советов: высшая власть в стране перераспределялась в пользу демократического органа - Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда. При этом часть народных депутатов на альтернативной основе избиралась прямым голосованием, а часть народных избранников проходила в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных организаций.

Народными депутатами от населения Ульяновской области стали первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Ю.Г. Самсонов, генеральный директор производственного объединения "Авто УАЗ" Ю.А. Исаев, инженер станкостроительного производственного объединения тяжелых и уникальных станков Ю.С. Шелухин, заместитель директора по научной работе НИИАР В.Б. Иванов, механизатор колхоза "Красное знамя" Карсунского района Н.Ф. Черняев - все члены КПСС. По спискам ВЛКСМ народным депутатом СССР стал директор Павловского детского дома Шамиль Абуталипов, по профсоюзным спискам - председатель Ульяновского обкома профсоюзов работников связи - Р.Г. Кулакова.

В 1990 г. в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР ульяновцы отдали свои голоса председателю Ульяновского облисполкома Ю.Ф. Горячеву, главврачу областной больницы П.П. Ракову, начальнику кафедры Ульяновского училища связи В.Д. Кадышеву, юристу научно-производственного объединения "Марс" В.А. Домниной, инженеру, начальнику Главного специального конструкторского бюро производственного объединения тяжелых и уникальных станков Е.Н. Киму, заместителю председателя Ульяновского облисполкома Б.А. Сараеву, председателю колхоза "Родина" Сурского района Н.И. Лаврушину, директору совхоза "Шиловский" Сенгилеевского района А.Г. Евдокимову, секретарю Ульяновского обкома КПСС О.В. Казарову. Все они, кроме беспартийной Домниной, были членами КПСС.

Тогда же на местах происходило разделение органов власти на законодательные (областные Советы народных депутатов) и исполнительные (исполкомы областных Советов народных депутатов). Весной 1990 г. 159 ульяновцев вошли в состав Ульяновского областного Совета народных депутатов. Председателем Совета был избран коммунист Ю.Ф. Горячев.

С изъятием в 1989 г. из Конституции СССР статьи о партийном руководстве Советы стали освобождаться от опеки партийных органов. Однако в самостоятельном режиме они проработали только до октября 1993 г.: Указом Президента РФ от 21 сентября № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Советы народных депутатов как полновластные органы прекратили свое существование.

Систему Советов народных депутатов - единую от Верховного Совета СССР до сельского Совета - можно классифицировать как квазипарламентскую, поскольку парламент (Верховный Совет) выступал как надстройка всей структуры представительных органов, оказывая заметное влияние на деятельность местной законодательной власти. Однако законодательные функции Советов были ограниченными: реальная власть в стране сосредотачивалась в руках формально негосударственной структуры - Коммунистической партии, создавшей жесткую вертикаль исполнительной власти через свои комитеты различных уровней. Вся же полнота реальной законодательной власти (как и исполнительной) была у высшего органа КПСС - Политбюро ЦК. Партийные комитеты, не обладавшие с правой точки зрения властными полномочиями, контролировали Советы, и все важные решения принимались сначала партийными органами и лишь потом утверждались Советами соответствующих уровней.

К числу причин, которые привели Советы к последней черте, относят отсутствие в СССР подлинно демократической избирательной системы, недопущение проведения выборов в Советы всех уровней на альтернативной основе: де-факто можно было только проголосовать за рекомендованную партийными органами кандидатуру. Таким образом, процесс внедрения принципа народовластия был заформализован, что снижало реальную заинтересованность народа в управлении делами государства. Высокие показатели явки избирателей к урнам для голосования, например, 99 и 99,1 процента на территории Ульяновской области в 1937 - 1938 г.г., больше свидетельствовали о законопослушании избирателей, добросовестном исполнении ими своего гражданского долга в условиях советского строя. На выборах народных депутатов РСФСР от Ульяновской области и при выборах Ульяновского областного Совета в 1990 г. потребовался уже второй тур выборов.

Однако не следует умалять представительной роли Советов: в условиях подлинной демократизации они могли бы стать значительным фактором осуществления народовластия. Но в силу разных обстоятельств объективного и субъективного характера демократические реформы конца 80-х годов привели к ослаблению связей между союзными республиками, развертыванию национал-сепапратистских движений и, в конце концов, к распаду Советского Союза.

Казюхин В.В., Константинова Л.М., кандидаты исторических наук

Сборник



Пожелания, предложения и отзывы на сборник "Родные герои. 1941-1945" вы можете направить в Законодательное Собрание по электронной почте pobeda@zs.region73.ru

Анонсы

  • Совет Федерации объявил приём работ на конкурсы

    С 1 сентября стартовал прием работ на конкурс детского рисунка «Природа родного края» и конкурс фоторабот «Экологические места России», которые проводятся под эгидой Совета Федерации и посвящены Году экологии в России.

    Работы принимаются на сайте www.эко2017.рф до 1 ноября 2017 года в электронном виде (формате JPG, разрешение 300 dpi) и размещаются участниками или их представителями. Положения о конкурсах размещены на сайте Законодательного Собрания в рубрике «Деятельность», раздел «Программы, конкурсы, проекты».

    Планируется, что выставка работ победителей и их награждение состоится 15 декабря в здании Совета Федерации.  

    Опубликовано 14.09.2017
  • "ЛЮБИМАЯ КНИГА"

    Молодёжный парламент при Законодательном Собрании Ульяновской области в рамках молодёжного образовательного проекта «Любимая книга» ко дню рождения Льва Николаевича Толстого (9 сентября 1828 года) проводит викторину по произведению писателя «Война и мир». 

    Ответы просим присылать по электронному адресу mpzs73@mail.ru до 25 сентября 2017 года. Три первых участника, приславших все правильные ответы, получат произведение русского прозаика. 
    Давайте вместе вспомним любимые произведения! (нажмите для скачивания анкеты).

    Опубликовано 29.08.2017
  • ОПРОС о семейных ценностных ориентациях молодежи

    Молодежный Парламент при Законодательном Собрании Ульяновской области просит Вас высказать свое мнение о семейных ценностных ориентациях молодёжи. Нам очень важно Ваше мнение, и мы будем благодарны, если Вы ответите на все вопросы.
    Для прохождения опроса - нажмите на ссылку

    Опубликовано 27.06.2017

Школа молодёжного парламентаризма

  • Вчера в 20:00
    Молодёжный парламент при Законодательном Собрании Ульяновской области открыл «ПОЧТУ ДОВЕРИЯ». Если у тебя есть оригинальные идеи и проекты, если ты мечтаешь научиться новому и быть в гуще событий, если ты хочешь поделиться своими проблемами, напиши нам: mpzs73@mail.ru
     
  • Вчера в 11:05
    23 сентября члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании приняли участие в организации спортивно-развлекательного мероприятия для семей Ульяновской области «Папа, мама и я - спортивная семья» на базе стадиона УлГТУ.
     
  • 20.09.2017 в 11:09
    20 сентября члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании приняли участие в заседании регионального парламента.