В Законодательном Собрании обсудили возможность введения принудительного лечения от алкоголизма и наркомании
28.03.2012 в 16:57

Система лечебно-трудовых профилакториев, в которых от алкоголизма и наркомании лечили принудительно (по решению суда) была создана в Советском Союзе в 1974 году. В 1991 году она была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР. В последующем данная система была признана несоответствующей Конституции и международным актам о правах человека.
Тем не менее, проблема осталась. В своем обращении на имя Председателя Законодательного Собрания Андрей Ларионов приводит следующую статистику по Ульяновской области. Удельный вес преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, в нашем регионе составляет 27,2% (по России – 20,1%). В 2011 году зарегистрировано 967 отравлений алкоголем, из них 361 - с летальным исходом, за появление в общественных местах в пьяном виде к административной ответственности привлечено 43270 человек.
По мнению Андрея Ларионова, создание специализированных учреждений для содержания людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, позволит снизить уровень бытовых преступлений и предупредить общественно-опасные деяния. Но согласно закону «О полиции» организация принудительного лечения от алкоголизма не входит в компетенцию территориального органа МВД России, поэтому начальник УМВД РФ по Ульяновской области обратился в областной парламент с предложением разработать федеральный закон «О принудительном лечении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». Этот закон, по его мнению, должен создать правовые основания для создания на базе Минздрава учреждений с функциями ЛТП.
Его поддержала заместитель Председателя областного парламента Тамара Дмитриева, которая сообщила, что в региональную общественную приемную Путина постоянно поступают обращения от членов семей наркоманов и алкоголиков, которые просят защитить их от побоев и воровства со стороны родственников, страдающих пагубными пристрастиями. Но сделать это в существующих законодательных рамках – практически невозможно, так как у полиции нет полномочий, а у больных – желания лечиться.
В ходе обсуждения участники совещания согласились с тем, что данный вопрос давно назрел. После того, как в 2010 году были ликвидированы медвытрезвители, всех лиц в состоянии тяжелого алкогольного или токсического опьянения, находящихся в бессознательном состоянии и утративших способность передвигаться, доставляют в больницы. Региональный Министр здравоохранения Валентина Караулова озвучила статистику – ежедневно от 40 до 80 вызовов «Скорой помощи» приходится на нетрезвых граждан. Этот контингент отличается пьяными дебошами, порчей больничного имущества и конфликтными ситуациями с другими пациентами. Большинство из последних негативно воспринимают соседство с алкоголезависимыми, которые нередко являются так называемыми асоциальными личностями.
- Предполагается, что человеку в алкогольном опьянении оказывается медицинская помощь, но зачастую ему необходимо просто проспаться и прийти в себя, - говорит Алексей Куринный, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, главный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи, - Но механизма компенсации затрат на содержание таких больных не предусмотрено. При этом порядка 20% ресурсов здравоохранения идет именно на лечение этой группы. В итоге снижается финансирование на других пациентов, которые госпитализируются с инфарктами, инсультами и хотят получить качественные медицинские услуги, происходит отвлечение медицинского персонала от экстренных случаев.
Люди, находящиеся в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения, представляют угрозу не только для семьи и близких. Валентина Караулова привела пример, как в приемном покое нетрезвый пациент сломал руку лечащему врачу. При этом на то, чтобы усмирить таких больных, в медучреждениях нет ни специальных средств, ни персонала.
- Я считаю, что эту проблему решать необходимо, однако этот вопрос все же не медицинской сферы, а охраны общественного порядка. У нас есть наркологический диспансер для оказания специализированной помощи таким больным, но люди не спешат туда обращаться, так как будут поставлены на учет со всеми вытекающими последствиями, - подвела итог своему выступлению Министр здравоохранения.
Существуют препятствия и правового характера: согласно Конституции РФ, забота о собственном здоровье – это право, а не обязанность гражданина.
- Все признают, что это острейшая медицинская, социальная и правовая проблема. Мы понимаем, что хронически больных людей нужно изолировать на время, для проведения лечения и реабилитации. Но как это сделать, не нарушая прав и свободы человека? Пока мы не можем ответить на этот вопрос. Нет в мире системы, позволяющей принудительно изолировать человека, не признанного преступником. Это тяжелейший вопрос, который одним нашим совещанием не решить, - высказал свою точку зрения Игорь Тихонов, председатель социального комитета областного парламента.
Сложности связаны еще и с тем, что законодательство Российской Федерации в принципе не предусматривает возможность создания учреждений для принудительного лечения. Принятие же такого законопроекта на федеральном уровне влечет за собой необходимость комплексных изменений законодательства Российской Федерации и требует глубочайшей проработки всей правовой базы. Поэтому подготовить исключительно на региональном уровне проект закона с соблюдением всех требований к концепции и разработке проектов федеральных законов – крайне сложная задача.
Тем не менее, предпринимать шаги в этом направлении необходимо. По итогам совещания было принято решение подготовить совместное обращение Законодательного Собрания и УМВД РФ по Ульяновской области в Государственную Думу РФ с просьбой рассмотреть данную проблему на экспертном совете, который может дать рекомендации реализовать данную инициативу Правительству РФ или взяться за ее выполнение самостоятельно.
Текст обращения с обобщенными предложениями юристов, депутатов, медиков и сотрудников органов внутренних дел будет подготовлен в ближайшее время, и вынесен на утверждение Законодательного Собрания Ульяновской области.
Поделиться ссылкой