сайт обновлен 02.12.2025 в 00:00 RSS Печать

Подписка на новости

Ваше мнение

проводится с 20.06.2025 по 01.09.2025
Лето- пора каникул, поэтому вопросы обеспечения безопасности детей становятся еще более актуальным. На ваш взгляд, какие меры по её обеспечению необходимо усилить?

Одноклассники

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Обоснованная критика

20.11.2015 в 12:11
Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по итогам I - III кварталов 2015 года. Документ был составлен на основе информации официального сайта госзакупок, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы, а также обращений юридических и физических лиц и вопросов, заданных в рамках проведенных министерством семинаров и вебинаров по закупочной тематике. По итогам мониторинга Минэкономразвития, являющееся главным регулирующим органом российской закупочной системы, сформулировало целый ряд критических замечаний к действующей редакции ФЗ-223 и предложений по его реформированию. Эти предложения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ФЗ-223, находящемся на рассмотрении в Государственной Думе. Отметим, что изменение Закона о закупках отдельных видов юридических лиц является важнейшим вопросом реформирования российской закупочной системы на нынешнем этапе ее развития. В частности, этот вопрос стал темой совещания, проведенного премьер-министром Дмитрием Медведевым в конце сентября, а также одной из ключевых тем состоявшейся в середине октября конференции по антимонопольному регулированию.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По состоянию на 30 сентября 2015 года на сайте госзакупок было зарегистрировано 77 317 организаций, проводящих торги в соответствии с ФЗ-223; за первые 9 месяцев текущего года была зарегистрирована 3191 организация. Свои положения о закупках опубликовали на официальном сайте 69 142 организации (89% от числа зарегистрированных). Оставшиеся организации либо не завершили разработку соответствующего положения, либо закупают в соответствии с Законом 44-ФЗ, либо попадают под исключение, позволяющее не применять нормы ФЗ-223. За последние три года (с 1 октября 2012 года по 30 октября 2015 года) на официальном сайте было размещено 3 097 866 извещений о закупке на общую сумму более 47 трлн руб. В частности, за I - III кварталы текущего года на сайте было опубликовано 985 907 извещений на общую сумму 13,9 трлн руб. (для сравнения: за первые 9 месяцев прошлого года количество извещений о закупке составило 815 316, а их суммарная стоимость - 10,7 трлн руб.), то есть, несмотря на все кризисные явления в экономике, объем закупок, регулируемых ФЗ-223, вырос на 17% в количественном и на 23% - в стоимостном выражении. Таким образом, речь идет о колоссальном рынке, практически втрое превышающем рынок госзаказа, регулируемого ФЗ- 44. Информация о заключенных договорах поступала из двух источников: из ежемесячной отчетности, размещаемой заказчиками на сайте госзакупок, и из реестра договоров. Причем эти данные существенно отличаются друг от друга. Так, по данным ежемесячной отчетности, в I - III кварталах текущего года были заключены договоры на общую сумму свыше 13,6 трлн руб., а по данным реестра - на 9,8 трлн руб. По мнению экспертов Минэкономразвития, столь значительное расхождение может быть связано с двумя причинами: техническими ошибками при заполнении ежемесячной отчетности и неполным ведением реестра договоров (то есть когда заказчик включает в него не все подписанные контракты). В отраслевой специализации закупок наибольшую долю занимает строительство. Так, по данным реестра договоров, заключенных за I - III кварталы текущего года, объем заказов в этой сфере составил 2415 млрд руб. (27%). Следом идут: сырая нефть, газ и услуги по их добыче - 1308 млрд руб.; машины и оборудование - 809,6 млрд руб.; финансовые услуги - 515,7 млрд руб.; транспортные средства и транспортные услуги (431,8 и 406,5 млрд руб. соответственно). В пятерку крупнейших заказчиков, по данным того же реестра, входят ООО "Газпром переработка Благовещенск", ЗАО "Уралсевергаз - независимая газовая компания", ПАО "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина, г. Екатеринбург", ООО "Газпром комплектация" и ОАО "Нефтяная компания "Роснефть".

НАЛИЦО СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Если отсортировать размещенные за I - III кварталы текущего года закупки по способу их проведения, то получится следующая картина: на долю заказов у единственного поставщика приходится около 51%; на долю основных конкурентных способов закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) - менее 5%; остальные 44% - это "иные способы", придуманные самими заказчиками. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2014 года показатели уровня конкуренции ухудшились. Так, согласно прошлогодним данным, на закупки у единственного поставщика приходилось 46% размещенных заказов, на основные конкурентные способы закупки - 13%, а на "иные способы" - 41%. Если сравнить первые девять месяцев текущего и прошлого года, то доля открытых конкурсов упала с 7 до 2%, доля электронных аукционов - с 3 до 1%, доля запросов котировок - с 2 до 1%. Среднее количество поданных на один лот заявок за первые девять месяцев текущего года составляло 1,1, тогда как за аналогичный период прошлого года - 1,4. Авторы доклада связывают такое снижение конкуренции с негативными явлениями в экономике. Необходимо отметить, что приведенные данные кардинально отличаются от статистики торгов по ФЗ-44, где преобладают конкурентные способы закупки, так называемых "иных способов" не существует, а в подавляющем большинстве тендеров участвуют несколько претендентов. Что касается пресловутых "иных способов", то, как отмечают эксперты Минэкономразвития, их общее количество перевалило за 2700. С одной стороны, их наличие позволяет заказчикам "устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности". Однако, с другой стороны, в документе отмечено, что заказчики, "пользуясь рамочными нормами Закона № 223-ФЗ, с помощью различных наименований способов закупок маскируют закупку у единственного поставщика, а также уклоняются от соблюдения требований Гражданского кодекса РФ, касающихся проведения конкурсов и аукционов". Кроме того, было отмечено, что многообразие способов закупки снижает их прозрачность, затрудняет подготовку потенциальных поставщиков к участию в торгах и к подаче жалоб на действия заказчика, а также создает предпосылки для сговора недобросовестного заказчика с поставщиком. Все это, как известно, является ограничением конкуренции. Помимо констатации снижения конкуренции авторы доклада сделали еще ряд критических замечаний. В частности, было отмечено, что ФЗ-223 не позволяет ФАС проводить плановые и внеплановые проверки; контролирующий орган может только рассматривать жалобы на совершенные нарушения. Статистика таких жалоб приводится по данным ФАС за первое полугодие текущего года. Всего за этот период центральным аппаратом и территориальными органами антимонопольной службы было рассмотрено 8956 жалоб, поданных в рамках ФЗ-223. Из них 3579 жалоб были признаны обоснованными, 4372 - необоснованными; более тысячи жалоб не были рассмотрены ввиду отсутствия в ФЗ-223 оснований для этого. Кроме того, подверглась критике деятельность операторов электронных торговых площадок - ЭТП. В документе было указано отсутствие правового регулирования и надлежащего контроля их деятельности, а также технические проблемы с аккредитацией на ЭТП, приводящие к временным и финансовым затратам участников торгов.

КОНТУРЫ РЕФОРМЫ

По результатам мониторинга эксперты Минэкономразвития сделали вывод о том, что "действующая редакция Закона № 223-ФЗ не в полной мере обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок". Критику главного регулятора закупочной системы вызвали, в частности, следующие положения закона и сложившейся практики его применения: - большое количество малопонятных способов закупки; - действующая система информационного обеспечения закупок, которая не позволяет установить, все ли организации, обязанные проводить торги по ФЗ-223, зарегистрировались на сайте госзакупок;

- существующий (явно недостаточный) перечень оснований для обжалования действий заказчиков. В документе отмечено, что в целях исправления ситуации министерство разработало законопроект о внесении изменений в ФЗ-223. Государственная Дума 15 сентября приняла его в первом чтении; в настоящее время идет работа над поправками к проекту. Перечислим главные новации, установленные данным правовым актом: - вводится исчерпывающий перечень способов закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений и заказ у единственного поставщика); - установлена обязанность заказчиков проводить все конкурентные способы закупок в электронной форме (одновременно предлагается сократить количество ЭТП); - увеличено число оснований для обжалования действий заказчика и установлена возможность обжалования действий оператора ЭТП; - улучшено информационное обеспечение закупочной процедуры, в частности, создан реестр заказчиков и запрещена оплата контракта до его включения в реестр договоров. Кроме того, ряд положений законопроекта направлен на сокращение технической работы заказчиков по составлению отчетности. По мнению авторов, предложенная реформа ФЗ-223 должна повысить уровень соблюдения заказчиками его требований, расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам, снизить издержки заказчиков и поставщиков, выстроить четкую систему контроля закупочной системы.

 

«Московские торги» от 19.11.2015

Во имя Победы





Сбор материалов о поколении победителей продолжается. Вы можете присылать истории о своих родных героях и их фотографии на постоянно действующую электронную почту pobeda@zs.region73.ru. Расскажите, кем были эти люди на фронте и в мирной жизни, чем они жили и какое место занимали в сердцах своих близких.


Школа молодёжного парламентаризма

  • 11.09.2025 в 11:58
    11 сентября по инициативе Владислава Сизова состоялось первое занятие проекта «Школа молодого политика» по теме: особенности муниципальной службы.


  • 09.09.2025 в 11:57
    9 сентября Ирина Фадеева запустила региональное исследование по изучению системы социальной поддержки ульяновских студентов.


  • 08.09.2025 в 11:57
    8 сентября Богдан Андреев поприветствовал участников образовательной программы федерального проекта Российского союза молодежи «На волне новых возможностей» в Нижнем Новгороде.