Материалы отчёта о деятельности по реализации инвестиционной и инновационной политики Ульяновской области в 2012 году
21.03.2013 в 14:04
1. Подписание межрегионального Соглашения «О торгово-экономическом и социально-культурном сотрудничестве в области авиации»
С 6-ю регионами Российской Федерации в мае 2012 года подписано Соглашение «О торгово-экономическом и социально-культурном сотрудничестве в области авиации». В подписании приняли участие Губернатор Ульяновской области, Губернатор Пермского края, Губернатор Самарской области, Губернатор Воронежской области, Премьер-министр республики Татарстан и Губернатор Московской области. Данное Соглашение является первым шагом по созданию Ассоциации авиационных регионов.
2. Участие Ульяновского авиационного кластера в конкурсе пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.
20 апреля 2012 года, в виде Проекта «Развитие авиационного кластера Ульяновской области», подана заявка в Минэкономразвития России для участия в конкурсе пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. В результате конкурса Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» вошёл во вторую группу. На основе пилотных программ развития кластеров входящих, как в первую, так и вторую группу, будут подготовлены рекомендации по внесению в установленном порядке предложений для корректировки федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, в целях обеспечения финансовой поддержки части предусмотренных проектов из средств федерального бюджета.
3. Проведение 47 Чемпионата России по вертолётному спорту.
С 1 по 3 июня 2012 года в Ульяновске в рамках проекта «Авиационная Столица России» прошел 47 Открытый Чемпионат России по вертолётному спорту. Мероприятие состоялось на аэродроме ДОСААФ России "Белый Ключ".
4. Проведение II Международного авиатранспортного Форума. 23-25 августа
авиатранспортный форум «МАТФ» - крупное деловое событие, посвященное гражданской авиации и её дальнейшему развитию.
На открытии форума присутствовали: Д.О.Рогозин, М.Ю.Бабич, М.Ю.Соколов, И.Е.Левитин, К.А.Титов, Михаэль Хармс, В.Е.Егоров, М.Ю.Слюсарь, А.В.Нерадько и другие.
В рамках МАТФ-2012 проведены следующие основные мероприятия:
1) Международный конгресс;
2) Международная выставка «Инновации в авиации»;
3) 1 Всероссийский форум малой авиации;
4) Молодёжный авиационный форум «Я - Авиатор»;
5) Авиашоу.
В Международном конгрессе приняли участие делегации из 16 стран мира. Общее количество участников 1200 человек, из них 99 иностранцев. Проведено 10 конференций и круглых столов, включая пленарное заседание. Было подписано 9 соглашений о сотрудничестве в различных областях.
На финансирование мероприятий, в рамках ОЦП «Ульяновск-авиационная столица России» на 2012-2-15 годы», выделено 20,0 млн. руб.
5. Вступление Ульяновского авиационного кластера в Европейское партнёрство аэрокосмических кластеров.
В ходе работы международного авиасалона ILA Berlin Air Show 12.09.2012 Ульяновский авиационный кластер был принят 40-вым членом Европейского партнерства аэрокосмических кластеров (ЕАСР).
Участие в подобной организации открывает широкие возможности кооперации и обмена опытом для авиапредприятий Ульяновской области. Доступ к информационным базам данных, технологиям и системам управления, образовательным программам, механизмам кооперации и финансовым инструментам - все это означает новый этап в развитии авиационной промышленности России и признание международным сообществом кластера Ульяновской области как полноправного субъекта международного отраслевого рынка.
6. Реструктуризация проекта «Авиационная столица России».
С целью успешной реализации наработок Ульяновского региона в области авиации, а также дальнейшего продвижения проекта «Авиационная столица России», принято решение о структурных изменениях в управлении проектом «Авиационная столица России» и организации ООО «Ульяновский авиационный кластер».
Проводимые изменения должны обеспечить:
- эффективное управление проектом «Авиационная столица России»;
- максимальную коммерциализацию проекта «Авиационная столица России»;
- концентрацию административного, интеллектуального и финансового ресурса для выполнения задач проекта «Авиационная столица России»;
- снижение бюджетной зависимости проекта «Авиационная столица России».
7. Совещание В.В.Путина в Ульяновске. Подписание контракта на производство 39 самолётов.
4 октября
Сумма контракта составила 140 млрд. рублей. Глава государства отметил, что это - самый крупный заказ в российском авиапроме за всю его непродолжительную историю. Ил-76МД-90А - первый, практически новый транспортный самолет, который российский авиапром произвел за последние 20 лет.
Для выполнения этой задачи необходима консолидация всех имеющихся авиационных ресурсов Ульяновской области.
8. Проведение VI Международной научно-технической конференци «Современные научно-технические проблемы авиационного транспорта».
На территории УВАУ ГА 11-13 октября 2012 года состоялась VI Международная научно-техническая конференция «Современные научно-технические проблемы авиационного транспорта». Конференция проводилась на основании совместного ■ решения Ульяновского филиала Поволжского межрегионального отделения Российской академии транспорта (PAT), Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института).
9. Проведение_III Международной_научно-практической
конференции «Системы управления жизненным циклом изделий авиационной техники»
1-2 ноября в Ульяновске на территории ЗАО «Авиастар-СП» прошла III Международная научно-практическая конференция «Системы управления жизненным циклом изделий авиационной техники: актуальные проблемы, исследования, опыт внедрения и перспективы развития».
В течение двух дней выступили порядка 200 специалистов крупнейших авиационных предприятий, авиакомпаний, конструкторских бюро, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений.
Планы на 2013 год Ульяновского авиационного кластера
1. Организация серийного производства Ил-76МД-90А на ЗАО «Авиастар-СП».
В 2013 году Ульяновским авиастроительным заводом ЗАО „Авиастар-СП" планируется заложить три серийных самолета Ил-76МД-90А.
2. Завершение реконструкция аэровокзала Ульяновск - Центральный. Полное выполнение мероприятия планируется в марте 2013. Открытие
нового аэровокзала запланировано на 12.04.2013. Финансирование осуществляется в рамках ОЦП «Ульяновск-авиационная столица» на 2012-2015.
3. Строительство инфраструктуры портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный».
В настоящее время завершено проектирование внешних сетей к границам ПОЭЗ, разработанные проекты отправлены на государственную экспертизу.
Состоялся открытый конкурс на выполнение работ по проектированию объектов инженерной инфраструктуры и транспортной сети ПОЭЗ, а также открытый конкурс на выполнение работ по проектированию объектов коммунальной зоны ПОЭЗ. Победителем в каждом конкурсе стало ЗАО «Казанский Гипронииавиапром».
4. Начало реконструкции Международного аэропорта «Ульяновск-Восточный».
Общий объём финансирования мероприятия составляет 2,3 млрд. рублей из федерального бюджета. Сроки реализации проекта - 2011-2020 годы. Заказчиком работ выступает ФГУП «Авиакомплект». В настоящее время заключён контракт, между ФГУП "Авиакомплект" и ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» на разработку проектной документации по объекту "Реконструкция аэродромной базы Ульяновск "Восточный". Стоимость контракта - 92 млн. рублей.
5. Организация Ассоциации авиационных регионов.
Ведётся активная работа по созданию Ассоциации авиационных регионов, предметом деятельности которой является реализация эффективной государственной и региональной политики, способствующей развитию авиационной отрасли в субъектах Российской Федерации и Российской Федерации в целом, путём межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации - членов Ассоциации.
6. Организация и проведение праздничных мероприятий посвященных 90-летию Гражданской авиации России.
В преддверии юбилея гражданской авиации (9 февраля) планируется организовать спортивные соревнования, тематические фотоконкурсы, проведение торжественных мероприятий и чествование ветеранов. Кульминацией праздничных мероприятий станет тожественная концертная программа.
7. Организация бизнес-миссии с предприятиями Европейского партнёрства аэрокосмических кластеров в Ульяновске.
Учитывая обоюдную заинтересованность в развитии партнёрских отношений как отечественных, так и зарубежных авиастроителей, планируется организовать на территории ЗАО «Авиастар-СП», в июле 2013 года (дата уточняется), бизнес-миссию с участием представителей «Аэромарт», фирм ЕАСР и российских производителей авиационной техники.
8. Активное участие в организации и проведении Международного аэрокосмического салона МАКС-
В рамках МАКС-2013 планируется организовать Международную конференцию «Авиастроение: новые возможности и вызовы», а так же Всероссийский молодёжный форум «Я-Авиатор!».
9. Организация и проведение праздничных мероприятий в честь Дня Воздушного флота РФ.
В День Воздушного флота России в Ульяновске традиционно проводятся праздничные мероприятия. Выступают детские ансамбли и звёзды эстрады, проводятся спортивные соревнования по авиационным видам спорта. Самым массовым и зрелищным событием праздника, несомненно, станет Авиационный салон.
Ю.Организация и проведение тематических конференций в Ульяновске.
В текущем году планируется организовать в Ульяновске:
- Конференцию для поставщиков и эксплуатантов Ил-76МД-90А;
- Международную конференцию «Кадровая политика в авиации: вызовы и решения»;
- Конференцию для поставщиков и эксплуатантов Ту-204СМ;
- Всероссийскую конференцию «Возобновление производства Ан-124 «Руслан».
Реализация инвестиционной политики в 2012 году и задачи на 2013 год
В сфере привлечения инвестиций в 2012 году можно отметить значительный рост, как относительно уровня 2011 года, так и наилучших докризисных показателей в 2008 году. Интегральный показатель - объём инвестиций в основной капитал составил 72,9 млрд. рублей, что превышает прошлогодний результат на 11,1 млрд. рублей. Индекс физического объёма составил около 117,3%. Для сравнения - в 2008 году объем инвестиций составлял 47,8 млрд. рублей.
В результате реализации инвестиционных проектов в 2012 году создано 4609 рабочих мест при плановом показателе в 3500 (в 2008 году -только 1200).
По прогнозным данным по итогам 2012 года объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет от организаций, реализующих только приоритетные инвестиционные проекты, составил 2,1 млрд. рублей.
Достигнуто целевое значение заложенного в Стратегию социально-экономического развития до 2012 года Ульяновской области показателя «Индекс физического объёма инвестиции в основной капитал в % к 2010 году»: при целевом значении в 114,8%, по итогам 2012 года индекс физического объёма инвестиций в основной капитал к 2010 году составляет 162,7%.
Проведены организационные изменения в структуре государственных органов, ответственных за привлечение инвестиций на уровне региона: сформировано Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области.
В 2012 году проведено более 25 презентаций региона за пределами области, было посещено 59 российских и международных выставок и других деловых мероприятий, большинство из которых имело отраслевую направленность и на участие в них не использовались бюджетные средства. В ходе подготовки к ним исследовано более 4 тысяч компаний. На форумах и выставках проведены переговоры с представителями более 450 компаний.
В результате этой работы повысилась не только узнаваемость региона среди делового сообщества России и ведущих экономических стран мира, например, таких как Германия и Япония, но и за год Ульяновскую область посетило 97 бизнес-делегаций и представителей инвесторов, целью которых было исследование возможности размещения бизнеса в Ульяновской области.
Результатом всей этой общей работы, внешней активности и целевого поиска стало включение Ульяновской области в число потенциальных площадок у 95 компаний. Конечный итог, который в течение двух лет увидят и почувствуют жители области, - проекты компаний:
- «Шэффлер Групп» (Германия) - проект по созданию производства автокомпонентовна территории промышленной зоны «Заволжье». Объем инвестиций —2,5 млрд. руб., Количество создаваемых рабочих мест - 200. Ввод завода в эксплуатацию намечен на конец 2014 года.
- «Жокей пластик» (Германия) - проект по строительству завода по производству пластмассовой упаковки. Количество создаваемых рабочих мест - 100. Объём инвестиций - 900 млн. руб. Ввод завода в эксплуатацию намечен на конец 2014 года.
- ЗАО «МП Пакаджинг» (Россия) - проект по строительству фабрики по производству гофролиста и гофроупаковки. Количество создаваемых рабочих мест - 180. Объём инвестиций- 1,4 млрд. руб. Сейчас активно идёт реконструкция бывших производственных корпусов завода «Электромаш».
- ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» (Россия) - проект строительства завода по производству молока. Количество создаваемых рабочих мест - 200. Объем инвестиций - 1 млрд.руб;
«ПилкингтонГласс» (Великобритания) - проект по созданию производства флоат-стекла. Объем инвестиций -10 млрд. руб., Количество создаваемых рабочих мест - 350.
- Подобранны площадки и начато строительство двух гипермаркетов в городе Ульяновске - компании «Лента» (г.Санкт-Петербург) Количество создаваемых рабочих мест - 1000. Объём инвестиций - 2 млрд. руб.;
- результат прошлогодней работы и проект компании «Легран» (Франция) по созданию производства низковольтного коммутационного оборудования на площадке типа Brownfield в Заволжском районе города Ульяновска. Объем инвестиций - 350 млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест - 100. Ввод завода в эксплуатацию намечен на конец 2013 года. В ближайшее время должно быть подписано инвестиционное соглашение, так как все условия уже обговорены.
Кроме этого в качестве инвесторов привлечены компании ОАО «Мордовцемент» (ГОК в Тереньгульском районе), ООО «Аквапарк» (ГК «Вис-Мос», создание аквапарка в г. Ульяновске), ОАО «РосБекон» (строительство свинокомплекса в Тереньгульском районе), ОАО «УКСМ» (кирпичное производство в г. Ульяновске), ООО «Кобальт» (комплексное освоение территории в Майнском районе), ООО «Лесная нива» (производство древесностружечных плит OSB и MDF).
Также подписано соглашение о реализации второй очереди проекта строительства ГОКа ООО «Ташлинский ГОК».
В течение года привлечено также три инвестора в сельское хозяйство:
- Аврора органик (США) - проект по строительству молочной фермы КРС на 6000 голов молочного стад. Количество создаваемых рабочих мест -200. Объём инвестиций - 7 млрд. руб.;
- ЗАО «Арви» (Литва) - проект по строительству индейководческих ферм, комбикормового завода и цеха убоя и мясопереработки. Количество создаваемых рабочих мест - 220. Объём инвестиций- 1 млрд. руб.;
И АПК «Новое», по которому пока не подписано инвестиционное соглашение, так не согласованы условия предоставления преференций.
Общий объём инвестиций в проекты, привлечённые в 2012 году, составит 25 млрд. руб. Количество создаваемых рабочих мест - 2600.
В 2012 году начали строительство ЗАО «МП Пакаджинг», «Народный пластик», «Гильдемайстер». В 2013 году весной - в начале лета на стройку выйдут «Джокей Ульяновск БГмбХ», ОАО «Молочный комбинат «Воронежский», «Шэффлер Групп», возобновит замороженное строительство ЗАО «Хемпель».
В 2012 году в Ульяновской области реализованы такие проекты, как:
- ООО «ТД Кварц», создание горнообогатительного комбината. Объём инвестиций 1300 млн. руб., количество рабочих мест - 50;
- ООО «Марс», строительство кондитерской фабрики в р.п. Чердаклы. Объём инвестиций 3800 млн. руб., количество рабочих мест - 150;
- ООО «Николь-пак», создание производства картонных гильз. Объем инвестиций 200 млн. руб., количество рабочих мест - 25.;
- ООО «Центр-Прогресс», строительство регионального торгово-развлекательного центра «Аквамолл». Объём инвестиций - 3200 млн. руб., количество рабочих мест при выходе на полную проектную мощность -более 2000.
Задачи на 2012 год были определены Губернатором Ульяновской области в Инвестиционном меморандуме Ульяновской области. К концу прошлого года мы подошли со следующим результатом.
а) Достижение темпов роста инвестиций в основной капитал не менее 105% к уровню 2011 года, что составит в абсолютных показателях не менее 70 млрд. рублей. В 2012 году, как и в предыдущем, в Ульяновской области отмечался рост инвестиционной активности. В январе-декабре 2012 года предприятиями, организациями всех форм собственности и населением на развитие экономики и социальной сферы использовано 72 862,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, или 117,3% к уровню 2011 года.
б) Создание за счёт реализации инвестиционных проектов 3,5 тысяч рабочих мест. В 2012 году за счёт реализации инвестиционных проектов создано 4609 новых рабочих мест.
в) Привлечение на территорию Ульяновской области 10 крупных инвесторов. Результатом работы по привлечению инвесторов в 2012 году стало положительное решение крупных компаний-инвесторов о размещении производства на территории нашего региона (см. выше)
г) Привлечение инвесторов каждым муниципальным образованием Ульяновской области, в частности:
три инвестора - города Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск, Чердаклинский район, Тереньгульский, Новоспасский, Сенгилеевский, Инзенский, Мелекесский, Старомайнский районы, Цильнинский и Ульяновский районы;
два инвестора - Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Новомалыклинский, Сурский районы;
один инвестор - Павловский район, Старокулаткинский, Радищевский, Николаевский районы.
Поставленная задача полностью выполнена Барышским, Базарносызганским, Вешкаймским, Кузоватовским, Николаевским, Новомалыклинский, Павловским, Сёнгилеевским, Старомайнским и Тереньгульским Сурским, Цильнинским районами и г. Ульяновском;
МО «г. Димитровград» привлек только двух инвесторов из трёх требуемых (67%) исполнения.
Карсунский и Майнский районы привлекли по одному инвестору 50% исполнения);
Чердаклинский, Инзенский, Мелекесский, Новоспасский районы, а также г. Новоульяновск привлекли по одному инвестору (33% исполнения).
Ульяновским, Старокулаткинским, Радищевским районами не привлечено ни одного инвестора.
Из привлечённых проектов крупнейшими являются:
- проект «РосАгро» (Базарносызганский район) по созданию комплекса КРС, объём инвестиций 8 млрд.рублей,
- лизинговый проект «Модернизация животноводческого комплекса на 1700 голов дойного стада КРС», инициированный ООО Агроферма «Урено-Карлинское». До 2015 года в проект планируется вложить 1,2 млрд.рублей.
Всего в 2012 году привлечено 43 инвестора, принявших решение о реализации проектов на территории муниципальных образований, кроме того в 2010-2011 гг. проведены переговоры о реализации 9 проектов, но оформление земельных участков и заход на площадку строительства инвесторы планируют осуществить в 2012 году.
д) Увеличение объёмов средств финансирования развития инфраструктуры. Осуществляется реализация областной целевой программы «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области» на 2011 -2014 годы», финансирование в 2012 году составило 102 млн. рублей (план - 787,6 млн. рублей).
Завершён проект планировки территории промзоны «Заволжье». На территории промышленной зоны «Заволжье» уже реализовано 3 крупных инвестиционных проекта зарубежных компаний с общим объёмом инвестиций более 12 млрд. рублей. На рубль бюджетных инвестиций, вложенных в строительство инфраструктуры этой промышленной зоны, нам уже сегодня удалось привлечь около 20 рублей частных инвестиций.
В настоящее время на промышленной зоне «Заволжье» ведётся строительство трёх предприятий с общим объёмом инвестиций более 8 млрд. рублей (компании «Хемпель» (Дания), «Аэрокомпозит» (Россия), «Народный пластик» (Россия).
Достигнуты договорённости и подписаны соглашения о реализации проектов с компаниями «Гильдемайстер» (Германия), «Пилкингтон» (Великобритания), «Шеффлер Групп» (Германия), «Джокей Пластик» (Германия) и рядом других.
Общий объём инвестиций от привлечённых в промышленную зону «Заволжье» инвесторов к 2014 году превысит 49 млрд. рублей. Компаниями, реализующими свои проекты на территории промышленной зоны «Заволжье» будет создано более 4 200 новых рабочих мест, выручка составит 53,3 млрд. рублей.
В создание необходимой инфраструктуры промышленной зоны «Заволжье» в период с 2008 года было вложено около 650 млн. рублей бюджетных средств. Полученные от резидентов налоги превысили затраты на инфраструктуру уже в 2010 году.
Для качественного предложения комплекса услуг потенциальным инвесторам и резидентам промышленной зоны необходимо предоставление определённого набора сервисов, в этих целях начата работа по созданию подразделения ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», выполняющего функции управляющей компании промзоны «Заволжье».
Продолжается работа с ВЭБ по вопросу открытия кредитной линии для проекта развития промышленной зоны «Заволжье». Привлечение новых инвесторов требует дальнейшего развития инженерной инфраструктуры промзоны. В 2012 году решена проблема с транспортной доступностью промзоны. Благодаря завершению строительства 44-го Инженерного проезда, соединившего промзону с Димитровградским шоссе, значительно упростилась автомобильная логистика. Затраты на строительство 44 проезда Инженерного составили 105 млн. рублей, на проектирование сетей -9,9 млн. рублей.
Задача на 2013 год - проектирование оставшейся сети дорог и начало их строительства, строительство газопровода и завершение закольцовки водопровода. Принято решение о финансировании (100 млн. рублей) строительства автомобильных дорог на территории промзоны за счёт средств Дорожного фонда Ульяновской области.
В 2012 году проведена предпроектная проработка промышленных зон «Карлинская», «Новоульяновск» и «Новоспасское». Задача на 2013-й год -поиск якорных резидентов для данных промзон;
Учитывая высокую активность производителей автокомпонентов в 2013 году целесообразно провести работу по формированию аналогичной промзоны в городе Димитровграде или Мелекесском районе. Это позволит повысить привлекательность Ульяновской области для потенциальных поставщиков открытого акционерного общества «АвтоВАЗ».
В отношении развития портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (ПОЭЗ):
• Согласован Проект планировки территории и План обустройства ПОЭЗ на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области и прилегающей к ней территории.
• Одобрен перечень ' объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ПОЭЗ, созданных на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, подлежащих строительству, реконструкции и капитальному ремонту в 2012 году.
• Подписано дополнительное соглашение о передаче Правительством Ульяновской области Министерству экономического развития РФ на срок существования портовой особой экономической зоны в Ульяновской области, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Ульяновской области, расположенными на территории портовой особой экономической зоны.
В настоящее время статусы резидентов ПОЭЗ присвоены пяти компаниям: «Волга-Днепр Технике Ульяновск» (Россия), «ФЛ Технике Ульяновск» (Литва), «Авиационный завод «Витязь» (Россия), «ААР Рус» (США) и «Интеравионика» (Россия) Общий объём инвестиций уже пришедших в ПОЭЗ резидентов составит 4,1 млрд.рублей, количество созданных рабочих мест - около 2 ООО. Из указанных выше компаний к реализации проекта приступило общество с ограниченной ответственностью «ФЛ Технике Ульяновск»: в настоящий момент ведётся разработка проектно-сметной документации по проекту, выход на строительную площадку намечен в середине 2013 года. Остальные компании начало реализации своих проектов связывают со степенью обеспеченности ПОЭЗ объектами инфраструктуры, по этой же причине большинство других инвесторов, проявивших интерес к ПОЭЗ, занимают выжидательную позицию.
На сегодняшний день завершены работы по оформлению земельно-правовых документов, а также изготовление проектно-сметной документации на инженерную инфраструктуру первого пускового комплекса (в 2012 году проектирование сетей ПОЭЗ профинансировано на сумму 12,1 млн. рублей). В настоящее время проводится государственная экспертиза ПСД на строительство объектов инфраструктуры III очереди ПЗ и I очереди ПОЭЗ, после чего будут известны точные суммы, необходимые для финансирования строительства. Срок окончания проведения экспертизы - март 2013. Начата процедура заключения договоров аренды с первыми резидентами.
Задача на 2013 год - осуществление строительно-монтажных работ сетей необходимых для функционирования резидентов первой очереди, а также начало реализации первых проектов.
е) Совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной политики Ульяновской области. Региональная законодательная база в сфере инвестиций направлена на привлечение инвесторов в Ульяновскую область. По результатам «Регионального опроса» Российско-Германской внешнеторговой палаты 2012 года Ульяновская область заняла 3 место среди российских регионов с наиболее благоприятными условиями для инвесторов (после Республики Татарстан и Свердловской области).
На данный в Ульяновской области работают следующие меры государственной поддержки в виде налоговых преференций проектам:
Приоритетному инвестиционному проекту предусматриваются налоговые льготы по двум налогам - по налогу на имущество организаций (ставка налога 0%) и по налогу на прибыль организаций (ставка налога 13,5% в областной бюджет) на срок окупаемости инвестиционных затрат, но не более 5 лет.
Статус особо значимого инвестиционного проекта предусматривает беспрецедентные меры поддержки: налоговые льготы по трём налогам - по налогу на имущество организаций (ставка налога 0%), по налогу на прибыль организаций (ставка налога 13,5% в областной бюджет), по транспортному налогу (освобождение) и предоставление субсидий.
В целях повышения конкурентоспособности мер господдержки Ульяновской области по сравнению с мерами господдержки соседних регионов (прежде всего - региональными мерами поддержки в промышленно-производственных ОЭЗ Республики Татарстан и Самарской области, имеющих с Ульяновской областью общую целевую аудиторию инвесторов) приняты изменения в налоговое законодательство по продлению периода господдержки, вступающие в силу с 1 января 2013 года. Законом Ульяновской области от 02.10.2012 № 127-30 «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» предусмотрено продление периода господдержки по налогу на прибыль для статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области с 8 лет до 15 лет. Также для резидентов ПОЭЗ Законом предусмотрено понижение ранее
По состоянию на 01.02.2013 статус приоритетного инвестиционного проекта присвоен 14 инвестиционным проектам: проекту «Строительство пивоваренного завода» ЗАО «СЛБМиллер РУС» {ранее - ООО «СЛБМиллер РУС»), проекту «Строительство фабрики по производству кормов для домашних животных в районе нос. Мирный Ульяновской области» ООО «Марс», проекту «Инвестиционная программа ООО «Ульяновская Нива» ООО «Ульяновская Нива», проекту «Создание животноводческого комплекса на 5200 голов дойного стада» ООО «Мегаферма «Октябрьский», проекту ((Строительство многофункционального торгово-развлскательного комплекса в пойме р.Свияга по Московскому шоссе в г.Ульяновске» ООО «ЦентрПрогресс», проекту «Строительство и эксплуатация Многопрофильного спортивного комплекса «Автодром» на территории Регионального спортивного парка «Симбирский» ОАО «Симбирское Кольцо», проекту «Строительство и эксплуатация торгово-развлекательного центра «Пушкаревскуе кольцо» ООО «Чистый звук», проекту «Организация производства свинины» ООО «Симбирский бекон», проекту «Строительство зданий и сооружений обогатительного комплекса на промплошадке ОФ кварцевых песков ГОК «Кварцверке Восточный» ООО «Торговый дом «Кварц», проекту «Реконструкция и модернизация птицеводческих помещений с выходом на проектную мощность- 27000 тонн мяса бройлеров в год и строительство убойного завода по переработке продукции» ООО «Симбирск Бройлер», проекту «Строительство завода газосиликатных изделий в городе Ульяновске» ЗАО «Завод газосиликатных изделий», проекту «Строительство завода сухих строительных смесей» ООО «Хенкель Баутехник», проекту «Строительство птицефабрики мощностью от 4600 тонн мяса птицы в год» ООО «Искра-СХ», проекту «Строительство фабрики по производству кондитерских изделий в районе нос. Чердаклы Ульяновской области» ООО «Марс».
Статус особо значимого инвестиционного проекта по состоянию на 01.02.2013 присвоен 7 реализуемым инвестиционным проектам: проекту «Инвестирование в строительство завода по производству авто комплектующих в Ульяновской области» ООО «ТАКАТА-ПЕТРИ Рус» (переименовано в ООО «ТАКАТА Рус»), проекту «Создание высокодоходного Агромодуля в составе свиноводческого комплекса на 24000 голов и мясоперерабатывающего цеха в Мслекесском районе Ульяновской области» ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс», проекту «Организация цеха по производству экструзноиного пенополнетирола» ООО «Завод Техно-НМКОЛЬ-Ульяновск», проекту «Строительство аквапарка на территории семейного отдыха «Александровский парк» ООО «АКВАПАРК», проекту «Организация цеха по производству изделий картонных спирально-навивных» ООО «Фабрика Николь-Пак Волга», проекту «Создание фабрики по производству высококачественного гофрированного картона и упаковки» ЗАО «ПМ Пакаджинг», «Строительство завода по производству автомобильных и промышленных компонентов в Ульяновской области» ООО «Шэффлер Мануфэкчеринг Рус». После завершения реализации проектов и подтверждения Правительством Ульяновской области факта завершения реализации проектов вышеуказанные организации получат право применять меры господдержки, предусмотренные для статуса особо значимого инвестиционного проекта установленной пониженной налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, с 13,5% до 0%.
Законом Ульяновской области от 02.10.2012 № 126-30 «О внесении изменений в статью 1 Закона Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» для организаций, реализовавших особо значимый инвестиционный проект, предусмотрено продление периода установления ставки 0% с 8 до 10 лет и установление ставки 1,1% на последующие пять лет.
Закон Ульяновской области от 02.10.2012 № 128-30 «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской-области «О транспортном налоге в Ульяновской области» предусматривает продление периода господдержки по транспортному налогу (освобождения) для статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области с 8 до 10 лет.
Несмотря На предоставляемые налоговые льготы закрепившиеся в регионе инвесторы существенно увеличивают объемы налоговых поступлений. В 2010 году объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, составил 1,2 млрд. рублей, при этом объём налоговых льгот, применённых вышеуказанными организациями, составил 289,9 млн. рублей.
В 2011 объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, составил 1,7 млрд. рублей, при этом объём налоговых льгот, применённых вышеуказанными организациями, составил 323,6 млн. рублей.
По прогнозным данным по итогам 2012 года объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет от организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, составил 2,1 млрд. рублей, при этом объём налоговых льгот, применённых вышеуказанными организациями, составил 267,2 млн. рублей.
Налоговые платежи организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты - это дополнительные доходы областного бюджета, возникшие в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Ульяновской области, по итогам 2012 года налоговые платежи только этих организаций составляют более 7 % доходной части областного бюджета на 2013 год.
ё) Внедрение механизмов государственно-частного партнёрства, в частности для реализации проектов в социальной сфере. В целях развития государственно-частного партнёрства впервые реализован механизм концессии - по итогам конкурса между Правительством Ульяновской области и ЗАО «Волга-Спорт» заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5 000 мест, оснащённого имуществом и оборудованием.'
ж) Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата региона в рамках пилотного проекта автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Деятельность по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории Ульяновской области осуществлялась при содействии региональной экспертной группы, созданной исключительно из представителей местного бизнес-сообщества специально для мониторинга внедрения требований Стандарта. Кроме того, 04.09.2012 на территории Ульяновской области открыто представительство АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Руководителем на сегодняшний день является генеральный директор НП ГК «Мотом» Коротин Ю.Ю.
В декабре 2012 года региональная экспертная группа, созданная специально для оценки работы по внедрению Стандарта, и состоящая исключительно из представителей бизнес-сообщества, признала выполненными полностью все 15 требований Стандарта. В частности, в рамках внедрения Стандарта в 2012 году разработаны и утверждены:
- Программа улучшения инвестиционного климата Ульяновской области на 2013-2017 гг. (одобрена 21.12.2012 распоряжением Правительства Ульяновской области № 884-пр, размещена на сайте Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области http://invest.ulgov.ru/invest/962/Y Разработчик, выбранный на конкурсной основе, - Фонд «Центр стратегических разработок», стоимость работ -3,0 млн. рублей;
- регламент сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна» (документ также размещён в свободном доступе в сети Интернет на сайте Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области http://invest.ulgov.ru/invest/support/escortA;
- Интерактивная инвестиционная карта Ульяновской области (размещается в сети Интернет по адресу www.ulyanovsk.orbismap.com). Разработчик - ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» (выбран на конкурсной основе), стоимость работ - 3,0 млн. рублей.
Задачи инвестиционной политики на 2013 год (задачи для Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области совместно с исполнительными органами государственной
власти Ульяновской области)
Основные задачи на 2013 год сформулированы в Инвестиционном меморандуме:
• достижение темпов роста инвестиций в основной капитал не менее 105 процентов к уровню 2012 года, что составит в абсолютных показателях не менее 81 млрд. рублей; создание за счёт реализации инвестиционных проектов 4,3 тысячи рабочих мест;
• привлечение на территорию Ульяновской области 12 крупных инвесторов;
• апробация каждым отраслевым министерством минимум одного пилотного проекта, пригодного к тиражированию на территории всего региона;
• соблюдение муниципальными образованиями динамики индекса физического объёма инвестиций в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012 годом, в частности:
о муниципальными образованиями «Базарносызганский район», «Радищевский район», «Тереньгульский район» - не менее 120%;
о муниципальными образованиями «Инзенский район», «город Ульяновск» - не менее 110%;
о муниципальными образованиями «Барышский район», «Вешкаймский район», «Карсунский район», «Майнский район», «Новомалыклинский район», «Павловский район»,
«Старокулаткинский район», «Ульяновский район», «Цильнинский район», «Чердаклинский район», «город Димитровград», «город Новоульяновск» - не менее 100%;
о муниципальными образованиями «Кузоватовский район», «Мелекесский район», «Новоспасский район», «Старомайнский район», «Сурский район» - не менее 80%;
о муниципальными образованиями «Николаевский район», «Сенгилеевский район» - не менее 50%.
• увеличение объёма финансирования развития инфраструктуры;
• совершенствование законодательной и нормативной правовой базы Ульяновской области с целью повышения инвестиционной привлекательности муниципальных районов;
• построение системы подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики,
• усиление работы по продвижению региона.
Задачи, решение которых направлено на повышение эффективности привлечения инвестиций (задачи для исполнительных органов власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований совместно с ОАО «Корпорация развития Ульяновской области»)
Говоря о конкурентоспособности Ульяновской области в сравнении с другими регионами, ведущими активную инвестиционную политику, следует отметить, что в настоящее время в нашем стратегическом положении наметился ряд «узких мест».
Для выполнения инвестиционных соглашений с уже привлеченными инвесторами и Министерством экономического развития РФ в части обязательств по ПОЭЗ необходимо в 2013 году достроить инженерную инфраструктуру и решить вопрос с газоснабжением ПОЭЗ и промзоны «Заволжье». Для финансирования строительства инфраструктуры III очереди ПЗ «Заволжье» и ПОЭЗ в 2012 году Корпорацией развития была направлена инвестиционная заявка в Сбербанк России. Подготовлены бизнес-план и финансовая модель проекта «Создание зон развития Ульяновской области». В текущем году Корпорация развития рассчитывает получить долгосрочный кредит. Для получения кредита необходимо провести процедуру предоставления государственной гарантии в размере 300 млн. рублей и принять нормативно-правовые акты касательно предоставления субсидий управляющим компаниям индустриальными парками. В настоящее время готовятся изменения в соответствующее законодательство.
Вопрос газоснабжения, а конкретно реконструкции ГРС, решается совместно с ОАО «Газпром».
Анализ основных причин отказа от локализации на территории Ульяновской области показал, что помимо фактора отсутствия требуемых промышленных площадок, в число, наиболее значимых входят экономические причины - освобождение от налогов и таможенных пошлин, компенсация стоимости площадок, бесплатное . подключение к инфраструктуре.
Поэтому отказ или снижение пакета налоговых льгот и субсидий является преждевременным. Тем более что даже с этим пакетом Ульяновская область уступает федеральным экономическим зонам промышленно-производственного типа, две из которых находятся рядом - в Татарстане и Самарской области. В начале 2012 года две компании ушли в федеральные ОЭЗ. А в середине прошлого года пакет льгот предоставляемых в ОЭЗ промышленно-производственного типа расширился, за счёт обнуления налога на прибыль в первые пять лет и продления льготной налоговой ставки до 49 лет, то есть на весь период действия особого режима зоны.
Поэтому предлагается продлить срок действия статуса «Особо значимый инвестиционный проект», сейчас он предоставляется только для проектов, которые должны быть реализованы до 2015 года.
К числу менее значимых причин отказа в локализации в Ульяновской области также относятся:
- логистика (близость поставщиков и потребителей);
- отсутствие необходимого сырья или недостаточный уровень развитости местных поставщиков и партнеров;
- недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры (обычно, как дополнительный фактор «против»).
В соответствии с этим в 2013 году целесообразным представляется также: развитие логистики и сервисов;
- развитие местных поставщиков и компетенций;
- реализация проектов развития социальной инфраструктуры.
Приход новых инвесторов, задаёт новые требования к городской среде, и для обеспечения заводов квалифицированной рабочей силой город должен быть привлекателен для жителей, чтобы удержать существующих и привлечь новых.
Это реалии современного времени - конкуренция городов за жителей, за интеллектуальные ресурсы. Чтобы город выжил и развивался, он должен соответствовать требованиям креативного класса.
В числе прочего привлекательная городская среда предполагает хорошие гостиницы, развитие сети общественного питания, развитие аэро- и железнодорожных вокзалов, удобную систему общественного транспорта, современные спортивные и медицинские учреждения, красивую и удобную архитектура города.
Результат деятельности по привлечению инвесторов зависит и от оценки ими городской среды. Поэтому в следующем году и далее планируется участвовать в проектах по развитию комфортной среды.
Первым таким совместным проектом видится проект «Умный город» (Smart-city) или «Город инноваторов» в Заволжском районе города Ульяновска.
Суть проекта «город Инноваторов» заключается в создании нового экологически чистого района города, обеспеченного всей необходимой инфраструктурой для привлечения, обучения и организации работы инновационных компаний, в котором будет продемонстрирован современный подход к принципам и технологиям градостроения, использованы мировые достижения в области строительства, энергосбережения и коммуникаций.
В 2013 году в сфере создания благоприятной среды проживания и ведения бизнеса в регионе необходимо решить ещё 3 наиболее острые проблемы, связанные с транспортом:
Первое. Открытие прямого авиасообщения с Германией. Вопрос остро стоит для тех европейских компаний, которые строят сейчас заводы на территории города. Наши партнёры ждут открытия рейса. Это Гильдемайстер, Шэффлер Групп, Жокей пластик и даже одна японская компания, с которой ведутся переговоры, заявила о такой потребности.
Второе. Много негативных откликов от инвесторов мы получаем касательно служб такси в городе. По нашему мнению, для начала в аэропортах, гостиницах должны появиться профессиональные
аккредитованные службы такси, которые используют хорошие специализированные автомобили, таксометры, выдают подтверждающие документы.
В 2013 -2014 году будут открыты сразу несколько новых предприятий промышленной зоны Заволжье. Требование всех инвесторов – открытие маршрута городского транспорта. Эту проблему надо так же решить в текущем году.
Третье. Для обеспечения новых производств кадрами в 2013 году необходимо заняться проектами в сфере образования. Задача готовить инженеров для новых производств в наших ВУЗах под потребности инвесторов. Есть спрос, и он будет расти на инженерные кадры, и выпускники школ должны иметь возможность получить востребованные в нашем регионе специальности не уезжая из области.
Главная задача в сфере образования - изменение 2-3 профтехучилищ, создание на их базе центров подготовки и переподготовки под нужды предприятий опорных кластеров.
Опыт самого успешного региона в России по привлечению инвесторов - Калужской области - показывает, что для обеспечения предприятий рабочей силой необходимо массовое жилищное строительство, с системой мер господдержки. Необходимо выработать меры поддержки строительства арендного жилья, поскольку практически от каждого второго инвестора есть такой запрос, а для строительного бизнеса такое жилье менее выгодное, чем простая продажа квартир.
На 2013 год в сфере повышения инвестиционной привлектальности можно выделить 6 приоритетных задач:
Первая - привлечь не менее 10 компаний с общим объёмом инвестиций 15 млрд. рублей.
Планируется улучшить работу за счет развития и изменения методов поиска и привлечения инвесторов. В том числе увеличить количество организаций-активных партнеров, от которых можно получить контакты потенциальных инвесторов в Россию, улучшить качество аналитической работы, в том числе мониторинга СМИ за счет новых методов анализа наиболее перспективных отраслей и стран.
Одной из наиболее перспективных отраслей остаётся автомобилестроение. В течение двух-трёх лет можно привлечь не менее 10 мировых компаний автомобильной промышленности к уже существующим в Ульяновской области почти сотне предприятий и организаций потенциальных участников автомобильного кластера. Нужно продолжать работу с АвтоВАЗом и УАЗом по локализации производителей автокомпонентов на территории нашей области. Уже в ближайшее время необходимо определить, какая организация будет заниматься развитием очень перспективного автомобилестроительного кластера. Такой организацией мог бы стать Центр кластерного развития.
Корпорация развития продолжит работу по организации мероприятий, направленных на повышение узнаваемости Ульяновской области, на продвижение её инвестиционного потенциала. Будем участвовать во всех значимых отраслевых выставках. В виду ограниченности бюджетных средств предлагается сосредоточиться на продвижении Ульяновской области в наиболее перспективных странах - Германии и Японии, а также провести предварительную разведовательно-оценочную работу в Китае, США и Турции.
Среди наиболее важных наших проектов, которыми мы занимались в 2012 году, проект нанотехнологического центра. Если удастся привлечь дополнительное финансирование, строительство зданий лабораторного и двух производственных корпусов наноцентра завершится в июне 2013 года. Это вторая приоритетная задача 2013 года.
В 2012 году полностью сформирована команда наноцентра, которая уже сейчас начала работу по поиску опытно-конструкторских работ, упаковке проектов и организации их финансирования.
Третья приоритетная задача - это завершение проектирования и начало строительства инженерных сетей для промзоны «Заволжье» и портовой особой экономической зоны. В том числе необходимо строить собственные объекты энергоснабжения для того чтобы быть конкурентоспособными с другими регионами, в которых инвесторов освобождают от платы за подключение. Если не строить собственную подстанцию, то мы вынуждены будем платить за инвестора плату за подключение сетевым компаниям, и у нас возникнут проблемы со списанием этих расходов.
Четвёртая. Совместно с филиалом ОАО «ОЭЗ» и Управляющей компанией авиакластера в 2013 году предстоит решение вопроса в федеральном правительстве по финансированию второго пускового
комплекса особой экономической зоны.
В прошлом году в ПОЭЗ добавились ещё два резидента: ООО «ААР Рус» (AAR Corp, США) - организация логистического центра для поставок в Россию авиационных запасных частей и компонентов, а также хранения товаров резидентов ПОЭЗ и других компаний. В дальнейшем планируется создание центра технического обслуживания авиатехники западного производства. Объем заявленных инвестиций -206 млн рублей.
ООО «ИнтерАвионика» (дочернее предприятие ГК «Ростехнологии»). Резидент построит производственно-сервисный центр, основными задачами которого будут: производство элементной базы для авиационных приборов и высокотехнологичного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для иностранной и отечественной авиационной техники. Кроме этого «ИнтерАвионика» планирует освоить ремонт бортового радио-электронного оборудования российского и иностранного производства. Производственно-сервисный центр будет введен в строй в 2014 году. Общий объем заявленных инвестиций - 283,2 млн. рублей.
Пятая приоритетная задача 2013 года - решение земельных вопросов. Это передача земли от «Агропарка» Корпорации развития под промзону «Карлинская», завершение покупки земли на промзоне «Новоульяновск», и возможное расширение Промзоны «Заволжье» и ПОЭЗ.
И шестая задача - это создание Управляющей компании промзоны «Заволжье». Назрел вопрос приведения её внешнего вида в состояние, не уступающее федеральным особым экономическим зонам. Это единственный, на данный момент, действующий индустриальный парк Ульяновской области и он является своеобразной витриной и для инвесторов и для руководителей федеральной власти. Сегодняшнее благоустройство территории, очистка дорог в зимнее время не соответствуют требованиям инвесторов. Необходимо кардинально решить вопрос с финансированием этих работ за счет средств областного или городского бюджета, чтобы отношение к этой территории было такое же, как к улице Гончарова.
Результаты реализации инновационной политики и задачи на 2013 год
Характеризуя состояние инновационного развития области в целом, необходимо отметить его достаточно высокий уровень. В частности, более 8 тысяч человек занято в научно-исследовательском секторе Ульяновской области. По доле НИОКР в ВРП Ульяновская область в пятерке лидеров среди регионов России.
Объем внутренних затрат на исследования и разработки в абсолютном выражении в 2012 году составил около 8 млрд. рублей, что в три раза больше по сравнению с 2006 годом. Объемы производства инновационных товаров составляют 19% общего объема.
По количеству поданых заявок на изобретения и полезные модели на 10000 человек Ульяновская область занимает 1 место среди регионов ПФО.
В регионе создана разветвленная инновационная инфраструктура для реализации собственного инновационного потенциала региона и привлечения инноваций извне. Создано более 15 инфраструктурных элементов, основными из которых являются:
• Центр коллективного пользования исследовательским оборудованием
• Технопарк «УлГУ - высокие технологии»
• НП «Ульяновский технопарк - УлГТУ»
• Научно-исследовательский технологический институт УлГУ
• Бизнес-инкубатор г. Ульяновск
• Бизнес инкубатор на базе филиала УгСХА в г. Димитровград
• Ульяновский областной центр трансфера технологий УлГТУ
• ОАО «Ульяновский технопарк»
• Ульяновский нанотехнологический центр
В рамках кластерного развития сформированы 5 кластеров, основными из которых являются авиационный и ядерный кластеры, вошедшие в число 25 инновационных кластеров.
Создано более 40 малых инновационных предприятий, треть из которых работает при вузах региона.
Проведены организационные изменения в структуре государственных органов, ответственных за инновационное развитие на уровне региона: сформировано Министерство" стратегического развития и инноваций Ульяновской области.
Бюджетные траты на науку и инновации в рамках ОЦП «Развитие инновационной деятельности» в 2012 году составили 72 млн.рублей.
Разработана программа развития инновационного
территориального кластера «Ядерно-инновационный кластер города Димитровграда Ульяновской области» (2012-2017 гг.). Программа включена в перечень 14 кластеров, которые будут участвовать в конкурсе Минэкономразвития России на получение субсидий для реализации инфраструктурных проектов.
Суммарно на реализацию проектов Программы ядерного инновационного кластера до конца 2020 года будет привлечено 57,4 млрд.рублей инвестиций. На начало 2013 года уже освоено 14,4 млрд.рублей, в том числе за 2012 год - 9,8 млрд.рублей.
Рассматривая Программу кластера с точки зрения экономической эффективности, сегодня мы можем сказать, что к 2020 году регион получит дополнительно 2460 новых рабочих мест на инновационных высокотехнологичных предприятиях, с высоким уровнем заработной платы.
Строительство на промзоне «Заволжье» Нанотехнологического центра. Основная часть средств, выделенных в рамках ОЦП «Развитие инновационной деятельности» (70 млн.рублей), была направлена на создание центра.
В июне планируется завершить строительство зданий лабораторного и двух производственных корпусов наноцентра. В 2012 году полностью сформирована команда, которая уже сейчас начала работу по поиску опытно-конструкторских работ, упаковке проектов и организации их финансирования. Создано 4 компании («Организация производства металломатричных нанокомпозитов», «Организация производства лакокрасочных материалов и готовых строительных смесей», «Компания транзитных продаж инновационной продукции «Инновации Трейд», ОКР «Создание технологии производства добавок из наномодифицированного диатомита для получения марок высокопрочного бетона»).
В настоящий момент в активной проработке находятся порядка 30 проектов и опытно-конструкторских разработок. Планируется, что более 20 стартапов - новых технологических бизнесов - начнут реализовываться уже в этом году. На инвестиционную деятельность планируется израсходовать в течение 2013 года более 520 млн. рублей. Основными направлениями расходования денежных средств по инвестиционной деятельности в 2013 году будут следующие:
- приобретение оборудования для проектных компаний;
- оплата долей в уставных капиталах проектных компаний.
Задачи на 2013 год Основные задачи развития региональной инновационной системы на 2013 год сформулированы в Инвестиционном меморандуме:
• доведение количества малых инновационных предприятий до 90;
• формирование международной истории успеха ульяновских малых инновационных предприятий;
• получение поддержки от РВК;
• доведение числа резидентов «Сколково», связанных с Ульяновской областью, до 7;
• начало функционирования «Ульяновского центра нанотехнологий»;
• построение системы взаимодействия научного сообщества с ульяновским бизнесом;
• принятие закона Ульяновской области «О поддержке предприятий, выпускающих инновационную продукцию»;
«упаковка» проектов федеральных инновационных кластеров;
внедрение системы стимулирования спроса на инновационную
продукцию;
реализация первого этапа проекта Инновационной обсерватории.
Итоги деятельности по развитию малого и среднего бизнеса в 2012 году и
задачи на 2013 год
По данным Управления федеральной налоговой службы по состоянию на 01.01.2013 в Ульяновской области зарегистрировано 61 602 ед. юридических и физических лиц. Из них около 50 тысяч ед. можно отнести к субъектам предпринимательской деятельности. За 2012 год зарегистрировано 8 726 новых субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проанализировав данные Федеральной налоговой службы, о количестве вновь регистрируемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за последние годы можно сделать вывод, что данный показатель остается стабильным и ежегодно в Ульяновской области более 8 000 человек открывают собственное дело.
По итогам 2012 года налоговые поступления от сферы малого и среднего предпринимательства составили:
1. По налогу, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения поступило 1 085 580,5 тыс. рублей, что составляет 101,8% от плана на январь-декабрь
2. По единому налогу на . вмененный доход поступило 631 484,9 тыс. рублей, что составляет 102 % от плана на январь-декабрь
По данным Федеральной налоговой службы в 2012 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставивших декларацию по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения возросло на 1168 единиц, причем 50% из них зарегистрировались в качестве субъектов предпринимательской деятельности благодаря мероприятиям поддержке стартапов предусмотренным ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы. Это один из самых репрезентативных показателей благоприятности экономической системы. Это не просто зарегистрированные, а именно вновь созданные субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие налоги и создающие рабочие места.
За 2012 год, по данным Министерства труда и социального развития Ульяновской области, субъектами малого и среднего предпринимательства создано 13 796 новых рабочих мест.
В рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в 2012 году принято решение о предоставлении поддержки по следующим мероприятиям:
- 10 субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговых платежей по договорам лизинга на общую сумму 5, 418 млн. рублей;
- 293 начинающим субъектам малого предпринимательства на открытие собственного дела на общую сумму 90,2 млн. рублей;
- 4 субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию инновационных проектов на общую сумму 20 млн. рублей;
- 5 субъектов малого и среднего предпринимательства на компенсацию части затрат на приобретение оборудования для производства теплоэнергии и электроэнергии путём использования альтернативных источников на общую сумму 2,94 млн. рублей;
обеспечено поручительство по кредитам 91 субъекта малого и среднего предпринимательства перед банками и лизинговыми компаниями, на сумму 232,2 млн. рублей, что позволило привлечь 507 млн. рублей кредитных ресурсов.
оказана микрофинансовая поддержка 110 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 83,68 млн. рублей
За 10 месяцев 2012 года банками Ульяновской области по кредитным продуктам малого и среднего бизнеса предоставлено 27 421 млн. рублей кредитных ресурсов.
Общий объём инвестиций за 2012 год субъектами предпринимательства в региональную экономику составит 33 млрд. рублей
В рамках действующей сети муниципальных центров поддержки предпринимательства за 11 месяцев 2012 года оказано более 23,5 тыс. услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, включающих в себя консультационные услуги и услуги по сопровождению бизнес-проектов. В рамках сопровожденных бизнес проектов создано 662 новых рабочих места. Одними из наиболее значимых проектов сопровожденных и реализованных в 2012 году в сфере малого и среднего предпринимательства можно считать проект по производству фруктовых и овощных соков ИП Дмитриева О.В. (45 рабочих мест, объём налоговых отчислений в 2012 году - 2,17 млн. рублей), проект производство хлебобулочных изделий ООО «Хлебокомбинат» (65 рабочих мест, объём налоговых отчислений в 2012 году - 0,58 млн. рублей), проект по производству стальных труб и фитингов ООО «СимТэП» (90 рабочих мест, объём налоговых отчислений в 2012 году - 1,32 млн. рублей) и пр.
В разрезе муниципальных образований Ульяновской области информацию о работе центров развития предпринимательства можно представить следующим образом:_
№ |
Муниципальное |
Консультационные |
Сопровождение |
Создание |
||||
п/п |
образование |
услуги |
проектов |
новых |
||||
|
|
|
|
рабочих |
||||
|
|
|
|
мест |
||||
1 |
город Ульяновск |
5496 |
10 |
17 |
||||
2 |
Майнский район |
2148 |
14 (из них 14 |
44 |
||||
|
|
|
реализовано) |
|
||||
№ п/п |
Муниципальное образование |
Консультационные услуги |
Сопровождение проектов |
Создание новых рабочих мест |
||||
3 |
Чердакли некий район |
1821 |
10 (из них 10 реализовано) |
18 |
||||
4 |
Сенгилеевский район |
1396 |
10 (из них 10 реализовано) |
10 |
||||
5 |
Старомай некий район |
1298 |
12 (из них реализовано 10) |
12 |
||||
6 |
Инзенский район |
1201 |
23 |
52 |
||||
7 |
Павловский район |
1194 |
32 (из них 32 реализовано) |
64 |
||||
8 |
Сурский район |
1088 |
6 (из них 6 реализованы) |
- |
||||
9 |
город Димитровград |
933 . |
15 |
- |
||||
10 |
город Новоульяновск |
683 |
10 (из них реализовано 10) |
13 |
||||
11 |
Ульяновский район |
620 |
21 |
36 |
||||
12 |
Кузоватовский район |
604 |
10 |
|
||||
13 |
Мелекесский район |
585 |
11 (из них реализовано 5) |
- |
||||
14 |
Барышский район |
534 |
5 |
35 |
||||
15 |
Радищевский район |
524 |
4 (из них 4 реализовано) |
175 |
||||
16 |
Новомалыклинский район |
479 |
149 |
20 |
||||
17 |
Цильнинский район |
403 |
10 |
14 |
||||
18 |
Карсунский район |
385 ' |
10 |
12 |
||||
19 |
Базарносызганский район |
330 |
14 |
20 |
||||
20 |
Вешкаймский район |
319 |
- |
- |
||||
21 |
Новоспасский район |
283 |
23 (из них 23 реализовано) |
78 |
||||
22 |
Старокулаткинский район |
271 |
34 (из них 32 реализовано) |
16 |
||||
23 |
Тереньгульский район |
212 |
10 |
10 |
||||
24 |
Николаевский район |
193 |
14 (8 из них в стадии реализации) |
16 |
||||
Вместе с тем, одним из основных факторов, способствующих повышению экономической активности и ресурсному обеспечению модернизации экономики является улучшение бизнес-климата.
Для получения максимального эффекта по улучшению бизнес-климата необходим подход, направленный на построение комплексной взаимоувязанной системы, использования элементов стратегического и индикативного планирования, определения четких и достижимых показателей, а также выработка механизмов ответственности за их неисполнение.
В рамках решения задачи по формированию самого благоприятного бизнес-климата создана Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области, в состав которой вошло 6 комитетов, деятельность которых затрагивает наиболее важные вопросы развития предпринимательства.
Условно основные направления работы Правительственной комиссии можно разделить на 4 блока:
- Сокращение количества и сроков административных процедур при предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства государственных и муниципальных услуг связанных с выделением земельных участков.
- Упрощение механизма и сокращение временных затрат при присоединении предпринимательских объектов к инженерной инфраструктуре, включая электро- водо- и газо- снабжение.
- Комфортное нормотворчество и оценка регулирующего воздействия действующих и принимаемых нормативных правовых актов.
- Минимизация административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В состав Правительственной комиссии вошли представители всех ведущих общественных объединений предпринимателей, представленных в Ульяновской области, включая «ОПОРУ РОССИИ», «Деловую Россию», Торгово-промышленную палату и другие.
Выделение земельных участков
В 2012 году Правительственной комиссией проработаны возможные варианты и сформулированы конкретные предложения по сокращению сроков административных процедур при выделении субъектам малого и среднего предпринимательства Ульяновской области земельных участков.
В настоящее время, после проведённых консультаций с заинтересованными органами власти и общественными объединениями предпринимателей Ульяновской области сформулирован типовой порядок предоставления муниципалитетами услуги по выделению земельных участков субъектам предпринимательства с оптимизированными сроками предоставления данной услуги.
Необходимо отметить, что в рамках проведённой работы удалось установить, что сроки предоставления муниципальных услуг в области земельных отношений, установленные самими муниципальными образованиями Ульяновской области практически повсеместно нарушаются, а также то, что существующие разрывы в административных действиях при оформлении земельно-правовой документации субъектами
предпринимательства доходят до 5 лет (включая трёхлетний срок действия акта выбора земельного участка для постановки на кадастровый учёт).
Так, например два варианта предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства земельных участков для строительства:
1) без предварительного согласования места размещения объекта (через торги);
2) с предварительным согласованием места размещения объекта (по акту выбора).
Если в первом случае сроки и порядок предоставления земельных участков четко установлены федеральным законодательством (Земельный Кодекс), то порядок предоставления земельных участков по акту выбора вызывает наибольшие вопросы и сроки предоставления земельного участка с момента подачи заявления до оформления договора аренды может составить до 5 лет.
Отличительные черты разработанного типового порядка предоставления земельных участков по акту выбора заключаются в сокращении сроков услуг оказываемых органами местного самоуправления:
1. Предварительное согласование места размещения объекта
- с действующих 300 календарных дней сокращается до 65 календарных дней,
2. Заключение договора аренды под.строительство
- с действующих 21 календарного дня до 14,
3. Получение градостроительного плана
- с действующих 30 календарных дней до 14,
4. Получение разрешения на строительство
- с действующих 14 календарных дней до 10 календарных дней. ИТОГО:
- действующие сроки - 365 календарных дней (1 год),
- сроки по разработанному регламенту - 103 календарных дня (3 месяца).
Таким образом, сроки услуг по предоставлению земельных участков по акту выбора, оказываемые органом местного самоуправления сокращаются до 3 месяцев.
Технологическое присоединение к инженерным сетям:
В рамках работы по сокращению сроков технологического присоединяя объектов малого и среднего предпринимательства к электросетевому хозяйству подписано соглашение между Правительством Ульяновской области и сетевыми компаниями, предусматривающее сокращение срока выдачи технических условий на технологическое присоединение к сетевому хозяйству мощностью до 100 кВт в два раза (до 15 календарных дней), а также сокращение срока подключения к электросетям мощностью до 100 кВт со 162 до 83 дней. *
Однако данные меры по формированию благоприятного бизнес климата являются локальными и являются, проявлением лояльности монополистов, к политике проводимой Правительством Ульяновской области. В этой связи целесообразно внести изменения в федеральные нормативные правовые акты в части указания конкретных сроков, а по возможности и максимального порога стоимости всех этапов прохождения процедур.
Также одной из системных проблем оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса является практика контрольно-надзорных органов при проведении как плановых, так и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не применять систему мер, направленных на профилактику и предупреждение правонарушений.
Основные задачи на 2013 год:
1) В связи с актуализацией мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, с учётом передового российского и зарубежного опыта, в 2013 году будет переформатирована система стимулирования развития малого и среднего предпринимательства:
i. В части поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства планируется передать на муниципальный уровень финансирование мероприятий, направленных поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства, с преимущественной поддержкой проектов, предусматривающих реализацию на основе готовых бизнес-кейсов. На территории каждого муниципального образования в соответствии с экономической целесообразностью разработать типовые бизнес решения (бизнес-кейсы) с «вшитыми» мерами ' государственной поддержки и кредитного финансирования. Сначала для поддержки проекта предоставляются государственные субсидии из бюджета, затем оказывается содействие в привлечении кредитных ресурсов при условии постоянного сопровождения проекта.
2. Поддержку действующих субъектов малого и среднего предпринимательства планируется сосредоточить на следующих мерах:
• поддержка инновационных проектов;
• субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам и договорам лизинга;
• компенсация первого взноса при заключении договора лизинга;
• софинансирование части понесенных затрат, субъектов малого и среднего предпринимательства в модернизацию производственного оборудования.
3. Главным стратегическим направлением в сфере развития малого и среднего предпринимательства необходимо избрать концепцию наращивания объёмов государственных фондов (микрофинансовая организация - «фонд «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» (размер фонда 147,5 млн. рублей) и фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств» (размер фонда 226,119 млн. рублей). Решение данного вопроса позволит предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства кредитные ресурсы на выгодных условиях, что снизит потребность в прямых субсидиях из бюджетов всех уровней субъектам малого и среднего предпринимательства.
2) В части необходимости внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты предлагаем:
1. В целях сокращения количества и сроков административных процедур при предоставлении государственных и муниципальных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, упрощения процедуры присоединения к инженерной инфраструктуре, минимизации административного давления при взаимодействии контрольно-надзорных органов с бизнесом предлагается внести следующие изменения в федеральные нормативные правовые акты:
- разработать и утвердить типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости (в настоящее время сроки нормативно не урегулированы);
- подготовить проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона от 04.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в части сокращения сроков осуществления кадастрового учёта с двадцати рабочих дней до десяти.
- подготовить проект Федерального закона «О внесении изменения в пункт .3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части сокращения сроков государственной регистрации прав с двадцати до десяти рабочих дней.
- подпункт 2 пункта 59 Приказа МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» дополнить абзацем следующего содержания:
К административной ответственности не привлекаются организации и граждане:
впервые совершившие нарушения требований пожарной безопасности;
- обратившиеся с заявлением о выдаче заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Процедура газификации является не только довольно затратной для субъектов предпринимательства, но и включает в себя порядка 10 продолжительных по времени этапов, включающих в себя получение технических условий, выбор проектной организации, проектирование, монтажные работы, подключение к магистральному газопроводу, пуско-наладочные работы и прочее, которые в среднем занимают от 300 до 320 календарных дней. Согласно предложений департамента развития экономики и предпринимательства, выработанных совместно с предпринимательским сообществом данные сроки вполне реально сократить до 100 дней. Для этого сегодня на первом этапе необходимо проработать вопрос с газовыми компаниями, осуществляющими деятельность на территории Ульяновской области, о заключении соглашения по сокращению сроков присоединения объектов предпринимательской деятельности к сетям газоснабжения до 100 дней (по аналогии с заключенным соглашением о подключении к электросетям), а на втором этапе проработать вопрос внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты в целях закрепления данного срока нормативно.
Необходимо отметить также выработанные предложения по совершенствованию федерального законодательства, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а так же о разработке Федерального закона, аналогичному Федеральному закону от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», которые уже направлены для рассмотрения в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания . РФ по экономической политике, инновационному развитию и
предпринимательству, Министерство экономического развития РФ и Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
1) Предлагается исключить из Налогового кодекса Российской Федерации обязанность субъектов предпринимательства уведомлять налоговые органы об открытии/закрытии лицевых счетов, так как данная обязанность существует и у банков, таким образом, дублирование данной обязанности представляется излишним.
2) Сложившаяся практика применения административных санкций за нарушения правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции выявила проблему в привлечении к ответственности лиц непосредственно допускающих нарушения требований законодательства, так как при выявлении подобного рода нарушений штрафные санкции применяются к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а не к продавцу, в связи с чем, предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ и корреспондирующие изменения в КоАП РФ.
3) В целях защиты средств .субъектов малого и среднего предпринимательства и снижения рисков неполучения прибыли либо утраты вкладов в случаях несостоятельности (банкротства) банка представляется целесообразным разработать государственную систему страхования вкладов юридических лиц по аналогии с системой, предусмотренной Федеральным законом от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в отношении физических лиц.
4) Учитывая то, что малый бизнес в России находятся на специальных режимах налогообложения. Установленный в настоящее время уровень страховых взносов ставит под угрозу функционирование даже стабильно работающих малых предприятий, считаем необходимым поддержать и уделить особое внимание начинающим предпринимателям в первые два года их существования. Кроме того, принятие решения о снижении размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, будет способствовать выведению из «тени» тех предпринимателей, которые в настоящее время осуществляют свою деятельность без регистрации в качестве предпринимателя.
Представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».