Информация о результатах деятельности Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области за 2013 год
26.02.2014 в 09:41
По данным Ульяновскстата за январь-декабрь 2013 года в области родилось 14798 человек, что на 1,9% или 280 человек больше, чем за аналогичный период 2012 года (14518 человек). Коэффициент рождаемости составил 11,6 на 1000 населения и увеличился на 2,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (11,3 на 1000 населения).
Демографические показатели по рождаемости за 12 месяцев 2013 года улучшились в 15 муниципальных образованиях по сравнению с аналогичным периодом 2012 года: Кузоватовском (на 26,0%), Карсунском (на 15,7%), Старокулаткинском (на 11,8%), Цильнинском (на 10,9%) районах, г.Новоульяновске (на 9,8%), Павловском (на 8,4%), Мелекесском (на 8,1%), Майнском (на 7,6%), Вешкаймском (на 6,4%), Чердаклинском (на 5,2%), Новоспасском (на 5,0%), Ульяновском (на 4,0%), Тереньгульском (на 3,6%) районах, г.Ульяновске (на 3,5%), Николаевском (на 1,9%) районе.
Сократилась рождаемость в 9 муниципальных образованиях: Новомалыклинском (на 19,5%), Сенгилеевском (на 17,3%), Радищевском (на 17,2%), Базарносызганском (на 9,8%), Сурском (на 5,3%), Старомайнском (на 2,3%), Инзенском (на 1,0%), Барышском (на 0,9%) районах, г.Димитровграде (на 0,8%).
В рейтинге между муниципальными образованиями по уровню рождаемости пять первых мест занимают: Мелекесский - показатель рождаемости составляет 13,4 на 1000 населения (в 1,16 раза выше средне-областного показателя), Новомалыклинский – 13,2 на 1000 населения (в 1,14 раза выше средне-областного), Ульяновский - 13,1 на 1000 населения (в 1,13 раза выше средне-областного), Старомайнский - 13,0 на 1000 населения (в 1,12 раза выше средне-областного), Майнский – 12,8 на 1000 населения (в 1,10 раза выше средне-областного) районы. Последние пять мест занимают: Старокулаткинский – 7,6 на 1000 населения (в 1,53 раза ниже средне-областного), Радищевский – 8,2 на 1000 населения (в 1,41 раза ниже средне-областного), Базарносызганский – 8,3 на 1000 населения (в 1,40 раза ниже средне-областного), Сурский – 8,9 на 1000 населения (в 1,30 раза ниже средне-областного), Павловский – 9,0 на 1000 населения (в 1,29 раза ниже средне-областного) районы.
Число умерших за январь-декабрь 2013 года составило 18321 человек и увеличилось на 1,4% или 252 человека, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (18069 человек). Коэффициент общей смертности
составил 14,4 на 1000 населения и увеличился на 2,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (14,1 на 1000 населения).
Снижение показателей смертности за 12 месяцев 2013 года зарегистрировано в 8 муниципальных образованиях по сравнению с аналогичным периодом 2012 года: Павловском (на 12,0%), Кузоватовском (на 6,6%), Новоспасском (на 4,8%), Майнском (на 3,9%), Николаевском (на
3,4%), Новомалыклинском (на 2,9%), Вешкаймском (на 1,1%), Мелекесском (на 0,6%) районах.
Рост показателей смертности зарегистрирован в 16 муниципальных образованиях: Сурском (на 15,2%), Радищевском (на 9,5%), Сенгилеевском (на 8,4%), Карсунском (на 7,9%) районах, г.Новоульяновске ( на 4,6%), Инзенском (на 4,4%) районе, г.Димитровграде (на 4,3%), Тереньгульском (на 3,3%), Чердаклинском (на 3,0%) районах, г.Ульяновске (на 2,5%), Старокулаткинском (на 1,5%), Ульяновском (на 1,5%), Цильнинском (на 1,3%), Базарносызганском (на 0,6%), Старомайнском (на 0,6%), Барышском (на 0,5%) районах.
В рейтинге между муниципальными образованиями по уровню общей смертности первые пять мест занимают: Сурский - показатель общей смертности составляет 20,5 на 1000 населения (в 1,42 раза выше средне-областного показателя), Карсунский – 20,4 на 1000 населения (в 1,41 раза выше средне-областного), Новомалыклинский – 20,2 на 1000 населения (в 1,40 раза выше средне-областного), Старокулаткинский – 20,1 на 1000 населения (в 1,39 раза выше средне-областного), Барышский – 19,2 на 1000 населения (в 1,33 раза выше средне-областного) районы. Последние пять мест занимают: г.Ульяновск – 12,2 на 1000 населения (в 1,18 раза ниже средне-областного), Ульяновский – 13,3 на 1000 населения (в 1,08 раза ниже средне-областного), Чердаклинский – 13,6 на 1000 населения (в 1,06 раза ниже средне-областного), Новоспасский – 13,8 на 1000 населения (в 1,04 раза ниже средне-областного) районы, г.Димитровград – 14,7 на 1000 населения (в 1,02 раза выше средне-областного).
Такое соотношение показателей рождаемости и смертности привело к сохранению показателя естественной убыли на уровне прошлого года. Естественная убыль составила (-) 2,8 (2012 год – (-) 2,8).
В 13 муниципальных образованиях отмечено улучшение данного показателя, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В г.Ульяновске и 3 районах области (Новоспасском, Чердаклинском и Ульяновском) показатель естественной убыли лучше средне-областного показателя.
Коэффициент младенческой смертности за январь-декабрь 2013 года составил 8,5 на 1000 родившихся живыми и увеличился на 23,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (6,9 на 1000 родившихся живыми). Младенческая смертность зарегистрирована в 20 муниципальных образованиях (12 месяцев 2012 года – в 23 муниципальных образованиях). Самые высокие показатели – в Николаевском – 18,1 на 1000 родившихся живыми, Инзенском – 17,7 на 1000 родившихся живыми, Радищевском – 17,5 на 1000 родившихся живыми районах.
Из общего количества умерших 18321 человека – 51,4% составили мужчины (9418 человек), 48,6% - женщины (8903 человека). По возрастной структуре основную долю составила смертность лиц старше трудоспособного возраста – 70,7% (12956 человек); доля умерших в трудоспособном возрасте – 28,2% (5161 человек); доля детской смертности – 1,1% (204 ребенка).
В структуре причин общей смертности:
- первое место - болезни системы кровообращения (61,2% - 882,1 на 100 тыс. населения)
- второе место – новообразования (15,8% - 228,2 на 100 тыс. населения)
- третье место – неестественные причины смерти (10,1% - 145,0 на 100 тыс. населения)
- четвертое место – болезни органов пищеварения (3,7% - 53,8 на 100 тыс. населения)
- пятое место - болезни органов дыхания (3,0% - 42,6 на 100 тыс. населения).
За январь-декабрь 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года
снижение смертности отмечено:
- в классе болезней органов пищеварения на 1,6%
- в классе неестественные причины смерти на 0,8%:
- от прочих случайных отравлений на 10,7%
- от убийств на 6,2%
- от случайных отравлений алкоголем на 2,2%
- в классе болезней системы кровообращения на 0,1%:
- в том числе от ишемии всех форм на 11,0%
рост смертности отмечен:
- в классе инфекционные и паразитарные болезни на 23,0%:
- в том числе от туберкулеза всех форм на 13,9%
- в классе болезней органов дыхания на 11,8%:
- в том числе от пневмонии всех форм на 14,8%
- в классе новообразований на 2,7%
- в классе неестественные причины смерти:
- от всех видов транспортных травм на 6,5%
- от самоубийств на 3,8%
- от случайных утоплений на 3,6%.
В рейтинге по уровню смертности от сердечно-сосудистых заболеваний первое место занимает Карсунский (показатель превышает средне-областной в 1,56 раза), второе место – Новомалыклинский (в 1,51 раза), третье место - Сурский (в 1,49 раза), четвертое место - Кузоватовский (в 1,45 раза), пятое место – Старокулаткинский (в 1,44 раза) районы.
В рейтинге по уровню смертности от новообразований первое место занимает Старокулаткинский (показатель превышает средне-областной в 1,39 раза), второе место – Инзенский (в 1,28 раза) районы, третье место – г.Новоульяновск (в 1,26 раза), четвертое место – Карсунский (в 1,25 раза), пятое место – Чердаклинский (в 1,24 раза) районы.
В рейтинге по уровню смертности от неестественных причин первое место занимает Чердаклинский (показатель превышает средне-областной в 1,63 раза), второе место – Мелекесский (в 1,60 раза), третье место – Цильнинский (в 1,50 раза), четвертое место – Инзенский (в 1,34 раза), пятое место – Николаевский (в 1,28 раза) районы.
Доля смертности лиц старше трудоспособного возраста составляет 70,7%, в том числе на дому 80,4%, в том числе от болезней системы кровообращения 84,7%.
В трудоспособном возрасте умерло 5161 человек (28,2%). Из общего количества умерших – 73,6% составили мужчины (3801 человек), 26,4% - женщины (1360 человек).
Смертность лиц трудоспособного возраста, по причинам, имеет следующую структуру:
-первое место - сердечно-сосудистые заболевания (33,1% - 1708 случаев)
- второе место – неестественные причины смерти (26,6% - 1374 случая)
- третье место – новообразования (18,0% - 928 случаев)
- четвертое место - инфекционные и паразитарные болезни (6,6% - 341 случай)
- пятое место - болезни органов пищеварения (6,0% - 310 случаев).
В рейтинге по уровню смертности лиц трудоспособного возраста первое место занимает г. Новоульяновск (в 1,48 раза выше, чем в среднем по
области), второе место – Мелекесский (в 1,45 раза), третье место – Базарносызганский (в 1,43 раза), четвертое место – Инзенский (в 1,30 раза), пятое место – Сурский (в 1,29 раза) районы.
На дому умерло 11500 человек. Из общего количества умерших – 45,6% составили мужчины (5249 человек), 54,4% - женщины (6251 человек). Удельный вес смертности на дому составил 62,8% от общего количества умерших. Из умерших на дому – 80,4% (9249 человек) - это лица старше трудоспособного возраста; 19,4% - (2229 человек) лица трудоспособного возраста; доля детской смертности - 0,2% - (22 ребенка).
В структуре причин смертности:
-первое место - болезни системы кровообращения (69,1% - 7941 случай)
- второе место – новообразования (19,5% - 2242 случая)
- третье место – неестественные причины смерти (4,5% - 521 случай)
- четвертое место – болезни органов дыхания (2,1% - 244 случая)
- пятое место - болезни органов пищеварения (1,6% - 189 случаев).
В рейтинге высокий уровень смертности на дому зафиксирован в Новомалыклинском (в 1,68 раза выше, чем в среднем по области), Старокулаткинском (в 1,58 раза), Сурском (в 1,51 раза), Радищевском (в 1,43 раза), Николаевском (в 1,40 раза) районах.
Заболеваемость социально - значимыми заболеваниями
Заболеваемость злокачественными новообразованиями увеличилась на 5,0% и составила 417,1 на 100000 населения (
Высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в Барышском – 458,8 на 100000 населения, Старокулаткинском – 454,2 на 100000 населения, Вешкаймском – 448,2 на 100000 населения районах.
Низкие показатели заболеваемости зарегистрированы в Цильнинском – 333,5 на 100000 населения, Радищевском – 357,3 на 100000 населения, Ульяновском – 362,5 на 100000 населения районах.
Заболеваемость туберкулезом увеличилась на 2,5% и составила 74,7 на 100000 населения (
Высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в Мелекесском – 124,3 на 100000 населения, Николаевском – 115,6 на 100000 населения, Сенгилеевском – 104,5 на 100000 населения районах.
Низкие показатели заболеваемости зарегистрированы в Вешкаймском – 32,0 на 100000 населения, Павловском – 34,8 на 100000 населения, Сурском – 43,2 на 100000 населения районах.
Заболеваемость алкоголизмом снизилась на 1,6% и составила 128,4 на 100000 населения (
Высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в Кузоватовском –– 211,1 на 100000 населения, Сенгилеевском – 196,0 на 100000 населения, Новомалыклинском 180,7 на 100000 населения районах.
Низкие показатели заболеваемости зарегистрированы в Новоспасском – 9,1 на 100000 населения, Базарносызганском – 31,5 на 100000 населения, Радищевском – 59,5 на 100000 населения районах.
Заболеваемость наркоманией увеличилась на 9,7% и составила 13,26 на 100000 населения (
Высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в г.Димитровграде – 26,7 на 100000 населения, Сурском – 21,6 на 100000 населения, Сенгилеевском – 17,4 на 100000 населения районах.
Заболеваемость не зарегистрирована в Инзенском, Кузоватовском, Николаевском, Новоспасском, Старокулаткинском, Тереньгульском и Ульяновском районах.
Организация медицинской помощи населению Ульяновской области в 2013 году
Численность постоянного населения Ульяновской области составляет 1274,5 тыс. человек, из них сельское население составляет 331,0 тыс. человек, женщин – 54%, мужчин – 46%.
В 2013 году медицинская помощь жителям Ульяновской области оказывалась в 83 учреждениях здравоохранения подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области:
50 – больничных учреждений (20 ЦРБ, 6 УБ, 10 городских больниц, в том числе две детские, 6 областных больниц, «Детская больница восстановительного лечения № 1 психоневрологического профиля», Детская больница восстановительного лечения № 2 психоневрологического профиля, Дом ребёнка, УОКГВВ, Хоспис, Больница восстановительного лечения кардиологических больных, Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи, областной центр профессиональной патологии);
15 – амбулаторно-поликлинических учреждений (13 городских поликлиник, в том числе 5 детских и городская студенческая поликлиника, 1 городская стоматологическая поликлиника, Центр СПИД);
5 – диспансеров (онкологический, противотуберкулёзный, кожно-венерологический, кардиологический, врачебно-физкультурный);
4 – санатория (областной противотуберкулёзный санаторий «Инза», костно-туберкулёзный санаторий «Сосновка», детский противотуберкулёзный санаторий «Белое озеро», детский противотуберкулёзный санаторий «Юлово»;
9 – прочих учреждений здравоохранения (станция скорой медицинской помощи, станция переливания крови, медицинский информационно-аналитический центр, территориальный центр медицины катастроф, Резерв, центр медицинской профилактики, бюро судебно-медицинской экспертизы, дезинфекционная станция).
В структуре учреждений здравоохранения функционирует:
490 – фельдшерско-акушерских пункта;
7 – центров здоровья, в том числе два для детей;
50 – офисов общеврачебных практик (ОВОП);
Региональный сосудистый центр и 3 первичных сосудистых отделения;
Травмцентр первого уровня и 3 травмцентра третьего уровня.
В области ведется работа по реализации концепции 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению. Определены учреждения здравоохранения, выполняющие функцию межтерриториальных центров в части оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению; нормативно закреплены «зоны ответственности» указанных центров, заключены соответствующие соглашения между муниципальными образованиями. Созданы финансовые механизмы разграничения оказываемой медицинской помощи в соответствии с уровнем учреждения через систему клинико-статистических групп.
По состоянию на 01 января 2014 года в Ульяновской области число учреждений первого уровня, оказывающих первичную медико-санитарную помощь - 55 (юридических лиц): 13 самостоятельных поликлиник, 9 городских больниц, 20 ЦРБ, 6 участковых больниц, ССМП.
Кроме того, медицинская помощь оказывается в учреждении Федерального подчинения: ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения
осуществляется по территориально-участковому принципу, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации.
Специализированную медицинскую помощь оказывают учреждения второго уровня:
- ГУЗ Центральная клиническая медико-санитарная часть,
- ГУЗ Городская клиническая больница № 1 (Перинатальный центр),
- ГУЗ Детская городская клиническая больница № 1,
- Шесть ЦРБ, выполняющих функции межрайонных больниц (ГУЗ Барышская ЦРБ, ГУЗ Инзенская ЦРБ, ГУЗ Николаевская ЦРБ и ГУЗ Новомалыклинская ЦРБ, ГУЗ Теренгульская ЦРБ, ГУЗ Новоспасская ЦРБ),
- Три первичных сосудистых отделения (ГУЗ ЦКМСЧ, ГУЗ Барышская ЦРБ, ГУЗ ЦГКБ);
- Три акушерско-гинекологических центра (ГУЗ Барышская ЦРБ, ГУЗ Инзенская ЦРБ, ГУЗ Николаевская ЦРБ);
- Пять хирургических центров (ГУЗ Инзенская ЦРБ, ГУЗ Николаевская ЦРБ, ГУЗ Новомалыклинская ЦРБ, ГУЗ ЦК МСЧ, ГУЗ ЦГКБ);
- Три травматологических центра третьего уровня (ГУЗ Теренгульская ЦРБ, ГУЗ Новоспасская ЦРБ, ГУЗ Николаевская ЦРБ).
Третий уровень оказания медицинской помощи представлен государственными учреждениями здравоохранения: ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница, ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница им. Ю.Ф.Горячева, ГУЗ Ульяновский областной центр специализированных видов медицинской помощи, пять диспансеров (ГУЗ Областной клинический онкологический диспасер, ГУЗ Областной кардиологический диспансер, ГУЗ Областной клинический противотуберкулёзный диспансер, ГУЗ Областной клинический кожно-венерологический диспансер, ГУЗ Ульяновский областной врачебно-
физкультурный диспансер), в которых оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Анализ обеспеченности специалистами с высшим и средним профессиональным медицинским образованием системы здравоохранения Ульяновской области по состоянию на 01 января 2014 года
По состоянию на 01 января 2013 года численность специалистов с высшим профессиональным медицинским образованием составляла 4341
человек, численность специалистов со средним профессиональным медицинским образованием – 14633 человека.
По данным мониторинга по состоянию на 01 ноября 2013 года в систему здравоохранения Ульяновской области трудоустроилось 197 специалистов с высшим профессиональным медицинским образованием (из них выпускников 2013 года – 157 человек и трудоустроившихся из других регионов – 40 человек) и 241 специалист со средним профессиональным медицинским образованием (и них выпускников 2013 года - 173 человека и трудоустроившихся из других регионов - 68 человек).
Анализ трудоустроившихся по муниципальным образованиям:
В учреждения здравоохранения муниципального образования «город Ульяновск» трудоустроилось – 141 специалист ( из них выпускников 2013 года – 108 человек); выпускников 2013 года со средним профессиональным медицинским образованием – 120;
В учреждения здравоохранения, расположенные в сельской местности и рабочих поселках трудоустроилось – 46 специалистов (из них выпускников 2013 года – 39); выпускников 2013 года со средним профессиональным медицинским образованием – 44;
В ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России трудоустроилось - 10 специалистов - (все выпускники 2013 года), выпускников 2013 года со средним профессиональным медицинским образованием – 9;
Анализ трудоустроившихся врачей - выпускников 2013 года в разрезе специальностей:
Акушерство и гинекология - 16, анестезиология и реаниматология – 19, терапия – 37 (из них участковых терапевтов – 18), педиатрия – 12 ( из них участковых педиатров – 6); хирургия – 13, неврология – 8, стоматология – 9, дерматовенерология – 6, психиатрия – 4, травматология и ортопедия – 4, нейрохирургия – 4, общая врачебная практика – 4, оториноларингология – 4, клиническая лабораторная диагностика – 3, офтальмология – 3, рентгенология – 3, урология – 2, фтизиатрия – 2, онкология – 1, пульмонология – 1, ультразвуковая диагностика – 1, эндокринология – 1, эндоскопия -1.
Анализ трудоустройства в амбулаторно-поликлиническую службу и стационар:
амбулаторно – поликлиническая служба – 68 специалистов;
стационар – 89 специалистов.
Показатель соотношения врач - средний медицинский работник:
по состоянию на 01.01.2013 – 1/3,45;
по состоянию на 01.11.2013 – 1/3,41,
из них в сельской местности
по состоянию на 01.01.2013 – 1/ 4,2
по состоянию на 01.11.2013 – 1/3,8.
Итоги реализации региональной программы модернизации здравоохранения Ульяновской области
На 2013 год в рамках программы запланировано финансирование на общую сумму 507 495,5 тыс. рублей, из них средства ФФОМС – 4 385,3 тыс. рублей, средства областной бюджета - 503 110,2 тыс. рублей
- На укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения. На данное направление предусмотрено 462797,7 тыс.руб., в составе которых 0,95% занимают субсидии ФФОМС (4385,0 тыс.рублей).
- на внедрение информационных систем в здравоохранение предусмотрено 37981,6 тыс. рублей, из них 0,001% – субсидии ФФОМС (0,3 тыс.руб.)
- на внедрение стандартов оказания медицинской помощи выделено 6716,2 тыс. рублей средств областного бюджета.
Особое внимание при формировании и реализации программы модернизации было уделено совершенствованию медицинской помощи детям. Для этой цели было выделено финансирование
40267,8 тыс. рублей средств областного бюджета.
В рамках задачи по укреплению материально технической базы на учреждения здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям было израсходовано 39387,1тыс. рублей, в том числе по мероприятиям:
- завершение строительства 21695,3 тыс. рублей из областного бюджета;
- проведение капитального ремонта 3587,3 тыс. рублей. В полном объёме были отремонтированы и сданы в эксплуатацию объекты детского здравоохранения.
- оснащение медицинским оборудованием 14104,5 тыс. рублей из средств ФФОМС. Было поставлено 80 единиц медицинского оборудования в учреждения здравоохранения.
Улучшение материально технического состояния учреждений здравоохранения является базисным мероприятием модернизации здравоохранения Ульяновской области.
С учётом складывающейся демографической ситуации, строительство дополнительного лечебного корпуса и проведение капитального ремонта существующего акушерско-гинекологического комплекса Ульяновской областной больницы является центральным мероприятием в совершенствовании оказания медицинской помощи детям и женщинам, как одного из приоритетных направлений программы модернизации здравоохранения. Общая сумма финансирования строительства дополнительного лечебного корпуса для перинатального центра за два года составила 122082,7 тыс. рублей из областного бюджета, из них на
За 2013 в Ульяновской области проведена большая работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения в части проведения работ по капитальному ремонту объектов здравоохранения. Так за время реализации областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ульяновкой области» ремонтные работы в учреждениях здравоохранения выполнены на сумму 291750,1 тыс.рублей; отремонтировано 87 объектов в 60 учреждениях.
Кроме того, в рамках укрепления инфраструктуры программой модернизации здравоохранения было предусмотрено приобретение более 247ед. медицинского оборудования для 17 учреждений здравоохранения на общую сумму 71411,7 тыс.рублей , в том числе из средств федерального бюджета – 4385,0 тыс. рублей.
Одной из важнейших задач программы модернизации является внедрение современных информационных систем в здравоохранении. На реализацию мероприятий по информатизации системы здравоохранения Ульяновской области на 2013 год запланировано 37981,6 тыс. рублей.
Задачи, поставленные в рамках реализации мероприятия «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» на 2011-2013 годы выполнены в полном объеме. Внедрена и работает «Электронная регистратура», запись на прием к врачу может быть осуществлена любым удобным для пациента способом. В консультативные поликлиники
областных учреждений здравоохранения осуществляется 100% предварительная запись к врачу.
Все учреждения, работающие в ОМС, формируют реестры в единой информационной системе. Внедрен персонифицированный учет лекарственных средств. Приобретен программно-аппаратный комплекс «Центральный архив медицинских изображений (PACS - система). Приобретен и внедрен аппаратно-программного комплекс «Лабораторная система».
За 2013 год уровень в лечебные учреждения поставлено 115 автоматизированных рабочих мест (компьютеры), 19 принтеров формата А4,
3 принтера формата А3. Создан удостоверяющий центр Министерства здравоохранения Ульяновской области, в 2014 году продолжится работа по вводу его в эксплуатацию
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ульяновской области за 2013 год
В 2013 году на территории Ульяновской области мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» реализуются в соответствии с Сетевым графиком мероприятий по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области в 2013 году, утверждённым распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области 27.05.2013 № 439 (далее – Сетевой график).
Реализация мероприятий осуществляется по следующим направлениям:
– «Проведение мероприятий, направленных на формирование и популяризацию здорового образа жизни. Совершенствование медицинской помощи наркологическим больным, включая профилактику, диагностику и медицинскую реабилитацию наркологических больных»;
– «Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний»;
– «Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи»;
– «Совершенствование медицинской помощи матерям и детям»;
На реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2013 году запланировано 443 068,81 тыс. рублей, в том числе:
– из средств федерального бюджета 402 597,30 тыс. рублей (90,9% от общего объёма финансирования), средства освоены в полном объеме (100%);
– из средств областного бюджета Ульяновской области – 40 471,51 тыс. рублей (9,1%), из них выделено и освоено 35297,9 тыс.рублей (87,2 %).
Развитие первичной медико-санитарной
помощи и совершенствование профилактики заболеваний
В рамках обследования населения с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С с начала года обследовано 179 762 человек, произведено 210 677 обследований. За 2013 года взято на лечение 736 человек, всего получают лечение 2 770 человек, в том числе 2 341 человек, получающих лечение перешли с 2012 года. В 2013 году 125 человек ВИЧ-инфицированных, инфицированных вирусами гепатитов В и С получали лечение за счёт препаратов, закупленных в 2012 году.
В соответствии с заключённым от 11.07.2013 № 24-2/74/104-ДП между Минздравом России и Правительством Ульяновской области Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С на указанные цели выделена субсидия из федерального бюджета в размере 22 293,1 тысяч рублей.
В 2013 году поставлено антиретровирусных препаратов на общую сумму 275 311,2 тыс. рублей.
В соответствии с заключённым от 30.10.2013 № 506/Т-2013-1181 между Минздравом России и Правительством Ульяновской области Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств Ульяновской области, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий на указанные цели выделена субсидия из федерального бюджета в размере 31026,1 тысяч рублей.
За счет федерального бюджета преобретены медикаменты на сумму 31 128,2 тысяч рублей.
Повышение доступности и качества специализированной,
в том числе высокотехнологичной медицинской помощи
В 2013 году оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных учреждениях здравоохранения 2482 человекам, в федеральные учреждения здравоохранения было направлено более 4128 человек.
Кроме этого, в 2013 году оказана высокотехнологичная медицинская помощь 312 пациентам на базе медицинских учреждений Ульяновской области.
В соответствии с заключённым между Правительством Ульяновской области и Министерством здравоохранения Российской Федерации Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств Ульяновской области, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, в 2013 году бюджету Ульяновской области перечислена субсидия из федерального бюджета в размере 13 242,5 тыс. рублей, в областном бюджете Ульяновской области на эти цели предусмотрено 28 286,0 тыс. рублей. Общий объём финансирования по данному направлению составил 41 528, 5 тыс. рублей.
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям
Продолжается реализация программы «Родовой сертификат». За 2013 года учреждениями здравоохранения области представлено к оплате 42980 талонов к родовым сертификатам. Все талоны приняты. По состоянию на 01.01.2014 в ЛПУ перечислено 131 749,0 тыс. рублей
Согласно данным мониторинга обследований новорождённых на наследственные заболевания в 2013 году обследовано на галактоземию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз, фенилкенотурию, врожденный гипотиреоз – 14602 новорождённых. Выявлено 5 случаев заболеваний (по 1 случаю заболеваний муковисцидозом, фенилкенотурией, адреногенитальным синдромом, и 2 случая с заболеванием врожденным гипотиреозом). По аудиологическому скринингу обследовано около 12140
детей, у 20 ребят выявлено нарушение слуха. Все дети с выявленными заболеваниями взяты под диспансерное наблюдение.
В соответствии с заключённым от 08.05.2013 № 15/56 на 2013/85-ДП между Правительством Ульяновской области и Министерством здравоохранения Российской Федерации Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения региону предоставлена субсидия из средств федерального бюджета в размере 4 737,4 тыс. рублей.
В соответствии с заключённым от 11.11.2013 № 11 между Правительством Ульяновской области и Федеральным медико-биологическим агентством России Соглашением о предоставлении в 2013 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на финансовое обеспечение закупок компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для
реализации мероприятий по развитию службы крови предоставлены межбюджетные трансферты из средств федерального бюджета в размере
24 858,8 тыс. рублей.
Информация о реализации мероприятий ОЦП «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010-2013 годы» за 2013 год
На 2013 год в рамках программы запланировано финансирование из средств областного бюджета в размере 1153668,358 тыс. рублей. Действие программы в части финансирования приостановлено постановлением Правительства УО от 24.12.2012 № 620-П до 01.01.2014 года, таким образом, фактический объём средств, предусмотренный областным бюджетом на реализацию программных мероприятий, составил 196524,256 тыс. рублей, из них:
капитальный ремонт лечебного корпуса акушерско-гинекологического профиля (блоки А, Б, В) ГУЗ «УОКБ» – 68110,26 тыс. рублей;
проведение капитального ремонта здания профкома ГУЗ УОКБ для размещения КДЛ – 21789,161 тыс. рублей;
капитальный ремонт помещений ГУЗ «Кузоватовская ЦРБ» – 7558,472 тыс. рублей.
Средства в размере 5802,10 тыс.рублей выделены на софинансирование мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечения больных туберкулёзом, а также профилактических мероприятий в рамках соглашения от 30.10.2013 № 506/Т-2013-1181 «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечения больных туберкулёзом, а также профилактических мероприятий». Недофинансирование мероприятия составляет 1209,8 тыс.рублей.
По мероприятию «Внедрение стандартов оказания медицинской помощи» финансирование составило 93264,257 тыс. рублей, освоено – 83303,771 тыс.рублей, из них:
ГКУЗ «ОКПТД» – 47245,71 тыс.рублей;
ГУЗ «ОКД» – 12888,350 тыс.рублей;
ГУЗ «ЦК МСЧ» – 6051,480 тыс.рублей;
ГУЗ «Городская больница № 2» – 6457,242 тыс.рублей;
ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» – 4765,27179 тыс. рублей;
Минздравсоцразвития и спорта Ульяновской области – 5895,72 тыс.рублей.
По итогам 2013 года кассовый расход в рамках ОЦП «Развитие здравоохранения Ульяновской области» на 2010-2013 годов» составил 180761,663 тыс. рублей.
Основным критерием доступности в получении бесплатной медицинской помощи населением области являются показатели реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Уровень реализации Территориальной программы государственных гарантий в 2013 году в Ульяновской области высокий, что говорит о доступности оказания бесплатной медицинской помощи жителям области.
В области высокая доступность амбулаторно-поликлинической помощи. В рамках Территориальной программы государственных гарантий каждым жителем области сделано более 10,2 посещений на 1 жителя (нормативное значение – 9,7), доступность сохранилась на уровне 2012 года. (По данным за 2012 год число посещений на одного жителя по РФ составило 9,6; по ПФО - 9,4). Количество посещений к среднему медицинскому персоналу, ведущему самостоятельный амбулаторный приём, составило более 506,9 тысяч или 0,398 посещения на 1 жителя.
С 2008 года в области осуществляется организация системы оказания неотложной медицинской помощи хроническим больным в поликлиниках и на дому. Во всех муниципальных образованиях функционируют 49 отделений неотложной медицинской помощи. Объёмы по оказанию неотложной врачебной и доврачебной медицинской помощи населению составили 330,0 посещений на 1000 населения – рост с 2012 года на 21%. Развитие системы оказания неотложной врачебной и доврачебной помощи направлено на обеспечение норматива числа вызовов скорой медицинской помощи в соответствии с федеральным нормативом. Число вызовов скорой медицинской помощи в 2013 году снизилось с 0,332 до 0,330 вызовов на 1 жителя (нормативное значение – 0,318). (По данным за 2012 год обеспеченность скорой медицинской помощью по РФ 0,332, по ПФО 0,325.)
Приоритетным остаётся развитие стационарзамещающих технологий, Обеспеченность местами дневных стационаров 19,1 на 10 тысяч населения, выполнено 0,62 пациенто-дня на 1 жителя. (По данным за 2012 год обеспеченность стационарзамещающей помощью в расчёте на 1 жителя по РФ составила 0,538, по ПФО - 0,584). Стационарзамещающие виды помощи жителям Ульяновской области оказываются по 15 профилям. Стационарзамещающие технологии в регионе получили признание большинства групп населения, что выразилось в возрастающем уровне госпитализации больных - в 2013 году пролечено более 67 тысяч пациентов, среднее пребывание больного – 12,1 дня. Практически во всех муниципальных образованиях области функционируют койки дневного стационара на дому, за 2013 год пролечено более 1100 пациентов. Среди пролеченных пациентов основная доля – лица пожилого возраста, страдающие хроническими заболеваниями системы кровообращения, цереброваскулярной патологией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
При эффективной работе амбулаторного сектора здравоохранения отмечены позитивные тенденции оптимизации объёмов стационарной медицинской помощи: обеспеченность стационарной помощью на 1 жителя снизилась с 2,97 в 2012 году до 2,88 койко-дня (нормативное значение – 2,64), обеспеченность койками круглосуточного пребывания сохранилась на уровне 2012 года и составила 87 на 10 тысяч населения и с учётом возрастной структуры и уровня заболеваемости населения области является оптимальной для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению. (По данным за 2012 год обеспеченность стационарной помощью в расчёте на 1 жителя составила по РФ - 2,61, по ПФО - 2,67).
Доступность стационарной помощи сохранена. В круглосуточных стационарах области в 2013 году пролечено более 290 тысяч пациентов, уровень госпитализации составил 227 на 1000 жителей (2012 год - 228 на 1000 жителей). Средняя длительность пребывания больного на койке составила в 2013 году 12,8 дня (2012 год – 13,1 дня). Для достижения сбалансированности коечного фонда по отдельным профилям проводится реструктуризация коечного фонда. С 01 января 2013 года во всех муниципальных образованиях области открыты койки сестринского ухода. В течение 2013 года в учреждениях здравоохранения Ульяновской области функционирует 240 коек (160 коек для взрослого населения и 80 коек для детей) медицинской реабилитации для пациентов с соматической патологией, с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы.
На реализацию Территориальной программы государственных гарантий в 2013 году выделены финансовые средства в сумме 10,8 млрд. рублей, из них из областного бюджета – 2,2 млрд. рублей, 8,6 млрд. рублей - из средств бюджета ТФОМС. В течение года предприняты меры по привлечению дополнительных финансовых средств регионального бюджета, бюджета ТФОМС направленных на уменьшение дефицита финансирования Территориальной программы, финансирование Территориальной программы увеличилось на 364,43 млн. рублей. Соответственно дефицит финансирования снизился и составил 6,2 % (начало года – 9,4 %).
В 2013 году Министерством предоставлено и переоформлено в рамках полномочий по лицензированию 317 лицензий, в том числе 220 лицензий на осуществление медицинской деятельности, что на 42% больше, чем в 2012 году. Проведено 104 проверки соблюдения лицензионных требований и условий, что в 2 раза превышает количество проверок прошлого года. В 32 случаях были выявлены нарушения и составлены протоколы об административном правонарушении. Сумма взысканных штрафов превысила 500 тысяч рублей. Наиболее часто выявляемым нарушением при осуществлении медицинской деятельности, характерным как государственным учреждениям здравоохранения, так и частным медицинским организациям, является несоблюдение порядков оказания медицинской помощи в части стандартов оснащения медицинским оборудованием.
В настоящее время в государственную программу вносятся изменения, в которые предусматривают мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра в Ульяновской области.
Одним из основных направлений Территориальной программы на 2014 год является реструктуризация стационарной медицинской помощи, которая предполагает оптимизацию коечного фонда с высвобождением коек острого периода за счет интенсификации работы и перепрофилирования их в койки для долечивания и реабилитации. С 2014 года заложен новый индикатор стационарной помощи – число случаев госпитализации. Прогнозируется повышение эффективности работы койки за счёт увеличения оборота койки и сокращения сроков лечения. При этом, доступность стационарной помощи сохранится, медицинскую помощь в круглосуточном стационаре получат более 266 тысяч человек.
В соответствии с намеченным трендом, в регионе уже предприняты меры по развитию медицинской реабилитации. С 2013 года в учреждениях здравоохранения Ульяновской области открыты и функционируют 240 коек (160 коек для взрослого населения и 80 коек для детей) медицинской реабилитации для пациентов с соматической патологией, с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Койки медицинской реабилитации для взрослого населения функционируют на базе ГУЗ Центральная городская клиническая больница (20 коек), ГУЗ Городская больница № 2 (20 коек), ГУЗ Больница восстановительного лечения
кардиологических больных (30 коек), ГУЗ Центральная клиническая медико-санитарная часть (20 коек), ГУЗ Областной кардиологический диспансер (70 коек). Для детей – в ГУЗ Городская клиническая больница №1 (Перинатальный центр) (20 коек), ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница №1» и ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница №2» по 30 коек. В 2014 году число коек по профилю медицинская реабилитация увеличилось за счёт организации отделения медицинской реабилитации для детей на базе ГУЗ «Областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева» (30 коек).
В области так же предусматривается развитие паллиативной медицинской помощи. Число хосписных коек и коек сестринского ухода увеличится с 300 в 2013 году до 355 коек в 2014 году. При этом, особое внимание уделяется сельской местности. С учётом применения корригирующих коэффициентов в соответствии с преобладанием в структуре
населения лиц пожилого возраста, в районах области открыто дополнительно 35 коек сестринского ухода.
В рамках дальнейшего развития стационарзамещающих технологий в учреждениях здравоохранения Ульяновской области увеличено количество мест дневного стационара с 2431 места в 2013 году до 2568 мест в 2014 году - увеличение составит 137 мест. Так же, с 01.01.2014 работает дневной стационар в стационаре на 25 мест в ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница, что позволит, используя ресурсосберегающие технологии, оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь. Увеличилось до 80 число мест дневного стационара радиологического и онкологического профилей в ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, в ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 1» с 01.01.2014 года работает дневной стационар для реабилитации детей с неврологическими заболеваниями на 30 мест с финансированием из средств обязательного медицинского страхования.
Также, увеличиваются объёмы неотложной медицинской помощи как при поликлиниках, так и на дому. В настоящее время 49 отделений неотложной медицинской помощи функционируют во всех районах области и практически во всех учреждениях здравоохранения г. Ульяновска. В рамках внедрения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» и достижения целевых показателей Программы развития здравоохранения Ульяновской области в части соответствия федеральным нормативам числа вызовов скорой
медицинской помощи на 1 жителя и увеличения процента вызовов со временем доезда до 20 минут предусмотрено:
- увеличение количества неотложных вызовов переданных со станций и отделений скорой медицинской помощи для обслуживания в отделениях (кабинетах) неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинических учреждений;
- с учётом возросших объёмов неотложной медицинской помощи внесение изменений в графики работы отделений неотложной помощи медицинских учреждений, включая возможность обслуживания вызовов в неотложной форме в круглосуточном режиме;
- дополнительно открыть в медицинских учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, отделения (кабинеты, пункты) неотложной медицинской помощи с учётом потребностей прикрепленного населения.
На оказание лекарственной помощи льготным категориям граждан области бесплатно в 2013 году предусматривалось около 1,015 млрд. рублей.
В том числе,
ü из средств федерального бюджета – 828,29 млн. рублей:
- в рамках программы «7 высокозатратных нозологий» – 482,95 млн. рублей;
- в рамках обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи» – 345,34 млн. рублей;
ü из средств областного бюджета – 186,9 млн. рублей.
Необходимо отметить, что количество граждан, которые имели право на получение государственной социальной помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», за счёт уменьшения числа граждан, сохранивших за собой «соц.пакет», снизилось: в декабре 2013 года 34 020 человек, в 2012 году - 35 456 человек.
Несмотря на ежегодное уменьшение количества льготников, сохраняющих натуральную льготу в части льготного лекарственного обеспечения, количество учреждений здравоохранения, работающих в программе ОНЛП, где пациентам выписывают бесплатные рецепты и «окна» льготного отпуска (99 «окон»), где пациенты получают препараты по бесплатным рецептам, сохраняются на уровне предыдущих лет. Данные
мероприятия позволяют повысить уровень обеспечения пациентов лекарствами по бесплатным рецептам, кроме того, для удобства больных сохранена территориальная (шаговая) доступность и в 2014 году.
В программе ОНЛП в основном остались пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, требующие длительного и дорогостоящего лечения. Для организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами по бесплатным рецептам в 2013 году из федерального бюджета выделено 345,34 млн. рублей, организовано проведение 213 торгов. При проведении аукционов достигнута экономия в объёме 23% (99,37 млн. рублей), которая была дополнительно направлена на закупку необходимых препаратов.
За прошедший год пациенты обеспечены лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по 653,73 тыс. бесплатным рецептам на сумму 341,5 млн. рублей.
Программа «7 нозологий» внесла неоценимый вклад в качество оказываемой помощи пациентам. Лекарственная помощь лицам, больным гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лицам после трансплантации органов и (или) тканей по перечню централизованно закупаемых за счёт средств федерального бюджета лекарственных препаратов, в 2013 году предоставлена 876 пациентам, нуждающимся в лечении. Больным отпущены лекарственные препараты по 9012 рецептам на 371,2 млн. рублей.
В целях лекарственного обеспечения больных по семи высокозатратным нозологиям в 2014 году Министерством здравоохранения РФ организованы централизованные закупки препаратов для лечения данных больных в соответствии с заявками регионов. Аукционы проведены. Поставки препаратов в регион до конца
За счёт средств областного бюджета Ульяновской области организовано обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам граждан, страдающих заболеваниями, и граждан, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
По итогам 2013 года объём оказанной лекарственной помощи региональным льготникам вырос по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза: льготникам отпущены препараты по 293,3 тыс. рецептам на 171 млн. рублей, в 2012 году препараты отпущены на сумму 116,9 млн. рублей. Льготной лекарственной помощью в 2013 году воспользовались 41 тыс. льготников, в 2012 году – 38 тыс. человек.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лекарственное обеспечение граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На уровне региона принимаются возможные меры по решению вопроса
обеспечения лекарственными препаратами больных редкими (орфанными) заболеваниями. Так, в 2012-2014 годах решён вопрос обеспечения больных такими редкими (орфанными) заболеваниями как тирозинемия, лёгочная артериальная гипертензия, юношеский артрит с системным началом, фенилкетонурия, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, болезнь Фабри за счёт средств областного бюджета Ульяновской области. Лекарственными препаратами на общую сумму 40,69 млн. рублей обеспечены 74 человека. Работа в данном направлении продолжается.
Ситуация на фармацевтическом рынке Ульяновской области стабильная. Число аптечных учреждений в течение 2013 года сохраняется на уровне предыдущих лет (увеличилось на 2,6% и на 01.01.2014 составляет 552, из них: 276 аптек (в том числе- 53 аптеки ЛПУ), 274 аптечных пункта, 2 аптечных киоска).
Согласно Плану мероприятий по созданию государственной аптечной сети Ульяновской области 15 октября 2013 была завершена реорганизация путём присоединения акционерных обществ муниципальных образований ОАО Аптека №11, 39, 40, 43, 48 и «Димитровград-Фарма» к ОАО «УльяновскФармация». Аптечная сеть ОАО «УльяновскФармация» - 120 аптек и аптечных пунктов, расположенных во всех районах г.Ульяновска и Ульяновской области. В том числе в структуре ОАО «УльяновскФармация» функционируют 12 аптек «Социального формата», которые не приносят коммерческой выгоды из-за минимальных розничных наценок на лекарственные препараты.
ОАО «УльяновскФармация» предоставляет населению полный спектр фармацевтических услуг, в том числе носящих убыточный социальный характер: отпуск наркотических и психотропных препаратов, внутриаптечное изготовление лекарственных форм, обеспечение лекарствами льготную
категорию граждан, содержание убыточных социально-значимых аптек и аптечных пунктов, бесплатная консультация специалистов для всех посетителей кабинета врача.
В целях приближения лекарственной помощи жителям сельскихпоселений области фармацевтическую деятельность по розничному
отпуску медикаментов осуществляют 505 подразделений ЛПУ: 14 врачебных амбулаторий, 476 фельдшерско-акушерских пунктов, 15 офисов врача общей врачебной практики.
В 2013 году лицензии на осуществление фармацевтической деятельности получили 6 подразделений медицинских организаций: 2 врачебные амбулатории, 4 офиса врача общей врачебной (семейной) практики.
Объем отпущенных лекарственных препаратов сельским жителям через ФАПы увеличился. По итогам 2013 года он составил 47,5 млн. руб., что на 11% превышает показатели 2012 года и почти в 2 раза 2010 года.
Контроль за уровнем цен на лекарственные препараты сохранён, в том числе в муниципальных образованиях области. Стоимость лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по итогам мониторинга цен за 2013 год увеличилась на 5,9%. Еженедельный мониторинг ценна лекарственные препараты, цены на которые не подлежат регулированию (то есть на медикаменты, не включенные в перечень ЖНВЛП), в розничных аптеках области проведён рабочими группами муниципальных образований в 135 аптечных организациях, в том числе в 77 аптеках и 58 аптечных пунктах.
Ассортимент лекарственных препаратов в аптечных учреждениях составляет, в среднем, 4300 наименований.
Повышение эффективности использования финансовых средств Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области как субъекта бюджетного планирования
Деятельность Министерства в течение 2013 года была направлена на выполнение одной из главных задач - это повышение эффективности использования финансовых средств Министерства как субъекта бюджетного планирования.
Для финансового обеспечения реализации поставленной задачи Министерству как субъекту бюджетного планирования на 2013 год утверждены бюджетные ассигнования общим объёмом 18 292 711,2 тыс. руб., из которых 14 565 625,8 тыс. руб. – средства регионального бюджета, 3 727 085,4 тыс. руб. – федерального бюджета. В том числе, в третьем квартале 2013 года Министерством образования и науки Ульяновской области на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от
24 июня 2013 года № 419-пр «О передаче полномочий учредителя областных государственных казённых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были переданы дополнительные полномочия, на которые предусмотрены средства в сумме 297 979,1 тыс. рублей.
Кассовые расходы за 2013 год исполнены в сумме 17 813 660,3 тыс. руб. или на 97,4 % от суммы утверждённых ассигнований, в том числе по средствам областного бюджета – 99,3%, по средствам федерального бюджета – 90,0%.
Достижение стратегических целей и задач по социальной защите населения региона Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в 2013 году было обеспечено посредством реализации мероприятий одной федеральной, одной государственной, одной областной и семи ведомственных целевых программ:
1. Федеральная целевая программа – «Жилище на 2011-2015 годы», подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Полномочиями Министерства по реализации мероприятий данной ФЦП являются - приём документов и выдача сертификатов. За 2013 года выдано 30 сертификатов на сумму 38 810,8 тыс. рублей.
2. Областная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2013 годы
На реализацию мероприятий программы на 2013 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 15 663,6 тыс. рублей. Освоение бюджетных средств за год составляет 14 954,2 тыс. руб. или 95,5% годовых ассигнований.
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы
Согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.12.
маломобильных групп населения» получено финансирование их федерального бюджета в сумме 24 331,04 тыс. рублей.
В рамках Государственной программы подведомственными учреждениями реализуются мероприятия на сумму 12 179,0 тыс. руб. Освоение бюджетных средств за 2013год составляет 11 777,6 тыс. руб. или 96,7% годовых ассигнований, что соответствует утверждённому графику программных мероприятий.
4. Ведомственные целевые программы
С 2013 года в общий объём финансирования мероприятий Ведомственных целевых программ включены средства федерального бюджета. Сумма финансирования в 2013 году составила 8 590 891,5 тыс. руб., освоение за 2013 год составляет 8 307 844,3 тыс. руб. или 96,7% от годовых ассигнований, в том числе:
- «Социальная защита населения Ульяновской области на 2012-2014 годы» - 7 430 955,9 тыс. руб., освоено 7 176 431,0 тыс. руб., что составляет 96,6% годовых ассигнований;
- «Социальное обслуживание населения Ульяновской области на 2012-2014 годы» - 828 533,2 тыс. руб., освоено 816 939,3 тыс. руб., что составляет 98,6 % годовых ассигнований;
- «Адресная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Ульяновской области на 2012-2014 годы» - 62 402,8 тыс. руб., освоено 62 270,9 тыс. руб., что составляет 99,8 % годовых ассигнований;
- «Улучшение условий и охраны труда в Ульяновской области на 2012-2014 годы» - 180,0 тыс. руб., освоено 180,0 тыс. руб., что составляет 100,0 % годовых ассигнований;
- «Содействия занятости населения Ульяновской области на 2011-2013 годы» - общий объём финансирования 249 436,7 тыс. руб. (в т.ч. субвенции из федерального бюджета – 212 272,4 тыс. руб.; средства областного бюджета – 37 164,4 тыс. руб.). Освоено всего 232 685,9 тыс. руб. или 93,3% годовых ассигнований, из которых средства федерального бюджета 196 148,7 тыс. руб. или 92,4% годовых ассигнований, средства областного бюджета 36 537,2 тыс. руб. или 98,3 % годовых ассигнований;
- «Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, в 2012-2014 годах» - 2 725,8 тыс. руб., освоено 2 725,87 тыс. руб., что составляет 100,0 % годовых ассигнований.
- «Организация в Ульяновской области профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность» - 57,1 тыс. руб., освоено 17 1, тыс. руб., что составляет 30,0% годовых ассигнований.
5. Программа поддержки занятости населения Ульяновской области в 2013 году
Общий объём финансирования Программы составляет – 16 600,0 тыс. руб., в том числе субсидии из федерального бюджета 10 314,0 тыс. руб., средства областного бюджета 6 286,0 тыс. рублей. Освоено средств консолидированного бюджета за отчётный период 16 594,2 тыс. руб., что составляет 100 % годовых ассигнований.
6. Адресная инвестиционная программа
На 2013 год в областном бюджете на реализацию мероприятий адресной инвестиционной программы утверждены ассигнования в объёме 32 000,0 тыс. руб. Средства областного бюджета предусмотрены на завершение строительства здания комплексной реабилитации в ОГКУСО «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка». Исполнение данного расходного обязательства осуществляется через Министерство строительства Ульяновской области.
В течение 2013 года произведены расходы средств областного бюджета на сумму 31 720,3 тыс. рублей, что составляет 99,1% годовых ассигнований.
О перспективах развития регионального здравоохранения
в 2014 году
Самая главная задача, которая стоит сейчас перед здравоохранением – это максимально эффективная реализация всех программ и максимально эффективное использование всех ресурсов, которые направляются в здравоохранение.
В рамках государственной программы развития здравоохранения на 2014 год предусматривается продолжить развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения и укреплении её материально технической базы.
В первую очередь это:
Строительство федерального перинатального центра на базе ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница. В соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 № 1873-р на эти цели Ульяновской области выделено 2017,0 млн. рублей.
В Государственной программе развития здравоохранения Ульяновской области на 2014-2020 годы на 2014 год предусмотрено софинансирование строительства федерального перинатального центра в сумме 504,4 млн. рублей, в т.ч. на 2014 год – 129,071 млн. рублей.
По состоянию на 22.01.2014 года выполнены предпроектные работы на сумму 114,9 тыс. рублей по посадке здания перинатального центра на 150 коек на выбранном земельном участке на территории ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница. В связи с увеличением этажности здания, строительство которого планируется в охранной зоне объектов культурного наследия, в настоящее время проводятся мероприятия по внесению изменений в градостроительный план - проведены торги, выполняются работы по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия. После утверждения градостроительного плана будут выполнены геологические изыскания и топографическая съемка земельного участка для подготовки ПСД.
Заказчиком на разработку проектно-сметной документации назначен ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» Министерства строительства Ульяновской области. Подготовлено техническое задание на разработку ПСД на вынос инженерных сетей из пятна застройки (срок до 05.02.2014 будут объявлены торги). Заканчивается разработка технического задания на подготовку ПСД на строительство перинатального центра. Срок подачи документов на торги – 10.02.2014.
Завершается сооружение модуля центра «Служба крови». Из федерального бюджета выделено 240770,8 тыс. рублей. Стоимость модуля на основании конкурсных торгов составила 179344,8 тыс. рублей (оставшиеся средства – 61426,0 тыс. рублей идут на закупку оборудования)
До 01.07.2014 будет выполнена компьютеризация помещений и монтаж медицинского и технологического оборудования, на эти цели распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2569-р выделены федеральные средства в сумме 24858,8 тыс. рублей.
Стоимость строительных работ по подготовке площадки под монтаж модуля (софинансирование из областного бюджета) – 28797,674 тыс. рублей.
Реконструкция здания средней образовательной школы № 43 под филиал поликлиники №4. Разработана проектно-сметная документация (исполнитель ООО «Спецпроектмонтаж», стоимость ПСД 8,8 млн. рублей),
завершается проведение экспертизы. Сметная стоимость работ по реконструкции до прохождения экспертизы 160,0 млн. рублей.
Строительство пристроя для размещения компьютерного томографа ГУЗ Областной противотуберкулёзный диспансер, на пр. Инженерный. Проектно-сметная документация разработана ООО МСЦ «Медпроект» г. Самара. Стоимость работ по ПСД 5387,25 тыс. рублей. Проект и смета прошли экспертизу в ООО «Индекс-Поволжье». Подготовлено техническое задание на выполнение работ и 17.01.2014 передано в департамент государственных закупок для проведения торгов. Средства на оплату работ включены в государственную программу развития здравоохранения на 2014 год.
Капитальный ремонт ГУЗ Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн. Проведён комплекс мероприятий по техническому обследованию несущих конструкций зданий административно-поликлинического, хирургического и палатного корпусов; геологические изыскания и топографическая съёмка. Сметная стоимость по предварительным расчетам составляет 59,6 млн. рублей.
На ходатайство, направленное в Министерство здравоохранения Российской Федерации, получен ответ о поддержке нашей просьбы выделить средства из резервного фонда Президента Российской Федерации.
ФАП в с.Еделеево ГУЗ Кузоватовская ЦРБ. Разработана документация на выполнение ремонтных работ ФАП под ОВОП. Сметная стоимость работ 5339,6 тыс. рублей.
В 2014 году на средства ОМС планируется выполнить текущий ремонт помещений ГУЗ Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи на сумму 60,0 млн. рублей. Подготовлена документация и объект выставлен на торги.
Для этого учреждения так же выделяются целевые средства на разработку проектно-сметной документации на строительство пристроя для приемного отделения (в сумме 2,858 млн. рублей – объект выставлен на торги) и на проектирование и строительство кислородной станции (в сумме 3,534 млн. рублей).
Завершается техническое перевооружение сети газопотребления Ундоровской участковой больницы с установкой газовой блочной котельной ГУЗ «Ульяновская ЦРБ». Стоимость работ составляет 6410,870 тыс. рублей. На основании конкурсных торгов 09.12.2013 заключен договор.
Выполнены все подготовительные, строительные и монтажные работы, осуществляется пусконаладка оборудования. На оплату работ из бюджета 2013 года предусмотрено 3,0 млн. рублей,
В перечень планируемых к ремонту и строительству объектов включены объекты, на капитальный ремонт которых запланированы средства в государственной программе развития здравоохранения на 2014 год, но финансирование отсутствует:
- ФАП в Криушах ГУЗ Новоульяновская ГБ – 3,5 млн. рублей
- ГУЗ Радищевская ЦРБ – 4,5 млн. рублей
- ГУЗ Детская городская больница №3 – 3,0 млн. рублей
- ФАП С. Сара, с. Бар.Слобода ГУЗ Сурская ЦРБ – 3,0 млн. рублей
- ремонт участковых больниц Мелекесского района – 10,0 млн. рублей
- ФАП в с.Красный Гуляй Сенгилеевского района – 4,5 млн.рублей
- амбулатории в с. Тетюши и с. Тимирязевка ГУЗ Ульяновская ЦРБ – 7,0 млн. рублей.
Для выполнения первоочередных мероприятий разрабатывается проектно-сметная документация на следующие объекты:
Капитальный ремонт здания ГУЗ Детская городская поликлиника №4 (на ул. Дмитрия Кожемякина). Разработка ПСД 08.11.2013 выставлена на повторные торги. Ранее заключенный контракт с ООО «Волгапромпроект» расторгнут в связи с нарушением сроков выполнения контракта. Повторные торги проведены 29.11.2013. Победитель ООО НИЦ «Альфа-Экспертиза» г.Магнитогорск.
Ремонт помещений под размещение врачебной амбулатории с кабинетов врача общей практики в пос. Цемзавод Сенгилеевской ЦРБ. Завершается разработка ПСД . Ориентировочная сметная стоимость работ – 7,0 млн. рублей. Средства на оплату работ включены в государственную программу развития здравоохранения на 2014.
Разработана проектно-сметная документация:
- на строительство ограждения территории ГУЗ Областной противотуберкулёзный диспансер. Проектно-сметная документация разработана ООО «Инвестпроект», сметная стоимость 4,7 млн. рублей;
- на капитальный ремонт подразделений ГУЗ Инзенская ЦРБ с. Коржевка, с. Валгусы и в 7-м микрорайоне г. Инза. Общая стоимость ремонтных работ по сметам на эти объекты – 18,8 млн. рублей. Средства на оплату работ включены в государственную программу развития здравоохранения на 2014.
На финансирование всех объектов на строительство и ремонт в 2014 году выделено 314 млн. руб. Бюджете 2014 года утверждено 20 млн.руб., из средств ОМС – 60 млн.руб.
Развитие механизмов частно - государственного партнёрства в здравоохранении
Министерством уделяется особое внимание взаимодействию государства и бизнеса в достижении целей социально-экономического развития региона, а также повышению эффективности здравоохранения. В 2013 году в Положение о Министерстве заложен соответствующий раздел о полномочиях:
«2.2.5. Реализует мероприятия, направленные на развитие государственно-частного партнерства с целью повышения качества и доступности медицинских услуг, создания и развития конкурентного рынка медицинских услуг, развития инфраструктуры».
Кроме того, утверждён регламент сопровождения инвестиционных проектов в Министерстве (Распоряжение №907 от 15.08.2013 года). Сформирована рабочая группа по сопровождению инвестиционных проектов в Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области. Также утвержден порядок ведения реестра приоритетных инвестиционных проектов в сфере здравоохранения на территории Ульяновской области (Распоряжение №2414 от 12.12.2013 года). Кроме того, с 20.12.2013 года Министерство организует свою деятельность в соответствии со Стратегическим планом по развитию отрасли до 2016 года. На официальном сайте Министерства в соответствии с рекомендациями Министерства стратегического развития и инноваций представлена страница, посвященная инвестиционной деятельности и развитию государственно-частного партнерства (http://med.ulgov.ru/informasiya/
investoram.html).
В структуре Министерства ответственным подразделением за привлечение и сопровождение инвестиций является Департамент развития здравоохранения и реализации программ.
Сформирован Перечень проектов, приоритетных для развития здравоохранения и в еженедельном режиме ведётся реестр инвесторов.
Таким образом, в Министерстве разработана и действует система управления инвестиционной деятельностью и вопросами государственно-частного партнерства. Безусловно, система открыта и взаимодействует
совместно с Министерством стратегического развития и инноваций Ульяновской области, ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», общественными, научными и экспертными структурами.
О положительном опыте Министерства в реализации государственно-частного партнерства на территории Ульяновской области говорят следующие инвестиционные проекты:
В 2013 году для оказания медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью продолжено сотрудничество с немецкой компанией Фрезениус Нефрокеа в системе ОМС.
В нашем регионе сложилась практика привлечения частных медицинских организаций к реализации государственных гарантий. В 2013 году участвовали 9 медицинских организаций иных форм собственности: НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск» открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ООО «Дента-Люкс», Поликлиника «АВИЦЕННА», «Медицинский центр
«Академия», «ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА», «Альянс клиник», «Алмаз-Дент», «Стоматология Белый носорог», «Премьер-Дент.
С 01 апреля 2013 года по согласованию с руководством негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Ульяновск» ОАО «РЖД» передано на медицинское обслуживание по территориально-участковому принципу население п. Винновка муниципального образования «г. Ульяновск». В связи с тем, что данное учреждение укомплектовано узкими специалистами, улучшилось качество обслуживания населения, сократилось время ожидания на диагностические и лабораторные услуги.
В Территориальную программу на 2014 год вошли 14 медицинских организаций частной и иных форм собственности для бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, из них 6 – будут оказывать стоматологическую помощь населению, 4 – медицинские услуги (проведение УЗИ, КТ и МРТ исследований, ООО Консилиум и «Отделенческая больница на станции Ульяновск» - первичную специализированную медицинскую помощь. Так же, как и прошлые годы ООО «ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА», «Альянс клиник» – специализированную медицинскую помощь.
Строительство частной онкологической клиники с использованием методики лечения опухолевых заболеваний «Кибернож». На его базе будут сконцентрированы все последние достижения ранней диагностики (позитронно-эмиссионный, магнитно-резонансный и компьютерный томографы) и лучевого лечения онкологических заболеваний. Общий объём инвестиций в проект составляет
более 1 млрд. рублей. В конце 2014 года объект планируется сдать в эксплуатацию. Министерством осуществляется сопровождение проекта в ежемесячном режиме.
На территории Ульяновской областной больницы ведётся строительство филиала федеральной сети частной поликлиники «Цена-Качество» (г. Москва). Открытие поликлиники запланировано на сентябрь 2014 года.
В стадии проработки находятся более 10 проектов, среди ключевых:
1) Строительство ООО «ФАЙДА» прачечного комбината по стирке белья в социальной сфере, в том числе для учреждений здравоохранения (I этап).
Проект планируется создавать «с нуля». Для реализации проекта необходим земельный участок, площадью
инвестиций – 120 млн.руб. Планируемое количество создаваемых рабочих мест – 30-40 человек.
2) Сотрудничество с ведущим в мире учреждением здравоохранения Клиникой Мэйо (США):
- проведение международного курса «Nexus Medicus Venous Forum 2014» в
г. Ульяновске 3, 4 апреля
- совместные курсы в рамках постдипломного образование для работников здравоохранения с выдачей сертификата Клиники Мэйо;
- электронные консультации для пациентов;
- проведение совместно со специалистами Клиники Мэйо консилиумов и консультаций в режиме телемедицины;
- совещание врачей одной или разных специальностей для обсуждения состояния больного, уточнения диагноза и способов лечения (консилиум);
- реализация в рамках действующих российских и международных программ совместных проектов и научных исследований в области сердечно-сосудистой патологии, эпидемиологии, фармакотерапии и т.д.
3) Создание Инновационного научно-реабилитационного комплекса на базе санатория-профилактория ОАО «УАЗ».
Результатом реализации проекта станет функционирование многопрофильного Инновационного и научно-реабилитационного комплекса, роль которого в Российской Федерации и Ульяновской области в реализации программы оздоровления работников, в том числе и бюджетной сферы, станет основополагающей.
Реализация S.M.A.R.T.-задач. Задача по выведению непрофильных функций учреждений здравоохранения на аутсорсинг является основной для Министерства здравоохранения Ульяновской области. В большинстве государственных учреждений здравоохранения в сторонние организации переданы почти все непрофильные функции:
- услуги по стирке белья (34 ГУЗ);
- сервисное техническое обслуживание компьютерной и офисной техники (89 ГУЗ);
- обслуживание медицинского оборудования (56 ГУЗ);
- уборка и вывоз мусора (87 ГУЗ);
- утилизация твёрдых бытовых и медицинских отходов (63 ГУЗ);
- охранные и информационные услуги;
- юридическое сопровождение.
В настоящее время в 14 учреждениях здравоохранения функции по организации горячего питания пациентов стационаров переданы в сторонние организации.
Перспективными видится передача административно-управленческих функций на аутсорсинг, организация деятельности в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и оказание платных медицинских услуг в следующих учреждениях с обременением по реконструкции, строительству и ремонту. В частности:
- Строительство и управление хирургического корпуса на 350 коек ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» (г. Ульяновск). Предполагается передача административно-управленческих функций на аутсорсинг, организация деятельности в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и оказание платных медицинских услуг. Сметная стоимость строительства 3,7 млрд. рублей.
- Строительство и управление филиалом городской поликлиники № 4 (бывш. школа №43, г.Ульяновск). Предполагается передача административно-управленческих функций на аутсорсинг, организация деятельности в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и оказание платных медицинских услуг. Сметная стоимость реконструкции и ремонта 210,0 млн.руб.
Одной из приоритетных задач на федеральном уровне в отрасли здравоохранения остается развитие первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему, в том числе, в удалённых районах и сельской местности. В регионе остро стоит задача по увеличению количества ФАПов, фельдшерских пунктов, сельских амбулаторий и офисов и отделений врачебной общей практики. Министерством 18.12.2013 года успешно проведены переговоры с управляющей компанией в сфере коммерческого
здравоохранения и государственно-частного партнёрства Euromed Group (г.Санкт-Петербург), заключено соглашение об открытии ОВОП и ФАП. По предварительным расчетам общая сумма вложений компании в офисы и ФАПы может составить порядка 300 млн.руб. (открытие одного ОВОП, включая ремонт и оборудование, 5-7 млн.руб.).