П Р О Т О К О Л публичных слушаний по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
06.11.2020 в 09:45
Председательствовал: |
Чепухин А.В. – председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике. |
Присутствовали:
Алексеева М.Е. |
– первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области; |
Брюханова Н.Г. |
– исполняющий обязанности Министра финансов Ульяновской области; |
Володарский М.К. |
– депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике и коммунальному хозяйству; |
Гвоздев В.А. |
– первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области; |
Гибатдинов А.М. |
– заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области, член комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике; |
Грачёв Д.Н. |
– заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области – председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству; |
Егоров И.И. |
– Председатель Счётной палаты Ульяновской области; |
Жаринова Л.Л. |
– заместитель Министра финансов Ульяновской области; |
Иванов И.Г. |
– депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, член комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике; |
Киселёва О.В. |
– эксперт Министерства финансов Ульяновской области, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный университет»; |
Ковель В.В. |
– председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды; |
Кузин В.И. |
– депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, член комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по социальной политике, государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества; |
Малышев В.В. |
– Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области, член комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике; |
Хакимов Р.Ш. |
– депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, член комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды; |
Шерстнёв С.А. |
– председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по социальной политике, государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества. |
РЕГЛАМЕНТ
публичных слушаний по проекту закона Ульяновской области
«Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
1. Открытие публичных слушаний.
Председательствующий: Чепухин А.В. – председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике.
2. Определение секретариата для ведения протокола публичных слушаний.
3. Характеристика основных показателей проекта закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Доклад: Брюханова Н.Г. – исполняющий обязанности Министра финансов Ульяновской области.
4. О заключении Счётной палаты Ульяновской области на проект закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Доклад: Егоров И.И. - Председатель Счётной палаты Ульяновской области.
5. О работе депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Выступление: председатели комитетов Законодательного Собрания Ульяновской области, депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
6. Выступление участников публичных слушаний по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Участники публичных слушаний:
Киселева Ольга Владимировна – эксперт Министерства финансов Ульяновской, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный университет»;
Светуньков Максим Геннадьевич – представитель Ульяновского общественного фонда «Рапир», профессор кафедры психологии и педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный университет».
7. Подведение итогов проведения публичных слушаний.
РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ:
1. Открытие публичных слушаний.
Публичные слушания по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» открывает и ведёт председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания Ульяновской области Чепухин А.В.
Учитывая ситуацию с распространением коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничительных мер, принято решение провести публичные слушания по проекту областного бюджета Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с ограниченным количеством приглашённых в режиме онлайн-трансляции.
Публичные слушания проводятся в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Законом Ульяновской области от 2 ноября 2012 года
№ 123-ЗО «Об особенностях бюджетного процесса в Ульяновской области» и Порядком проведения публичных слушаний. С этой целью 23 октября 2020 г. издано распоряжение Председателя Законодательного Собрания № 220-р о проведении публичных слушаний по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Проект закона размещён в открытом доступе на сайтах Законодательного Собрания Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области. Все желающие могли с ним ознакомиться и высказать свою точку зрения. Вопросы принимались в электронной форме.
В публичных слушаниях приняли участие председатели комитетов Законодательного Собрания Ульяновской области, депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, один эксперт.
2. Определение секретариата для ведения протокола публичных слушаний.
Председательствующий предложил начать работу по представленному регламенту и ведение протокола возложить на сотрудников отдела документационного обеспечения управления аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области по вопросам правового и документационного обеспечения. По результатам публичных слушаний будет подготовлен протокол, который направляется Губернатору Ульяновской области и в комитеты Законодательного Собрания, а также протокол будет размещён на официальном сайте Законодательного Собрания Ульяновской области.
3. Характеристика основных показателей проекта закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Докладчик: Брюханова Н.Г. – исполняющий обязанности Министра финансов Ульяновской области.
В своем выступлении Брюханова Н.Г. представила результаты совместной работы по формированию проекта областного бюджета Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Проект закона со всеми материалами к нему размещен на портале «Открытый бюджет Ульяновской области» и с ним может ознакомиться любой желающий.
Основные параметры проекта детально обсуждались с отраслевыми министерствами, депутатами профильных комитетов Законодательного Собрания области, на заседаниях бюджетной комиссии под председательством Губернатора Ульяновской области.
22 октября проект областного бюджета Ульяновской области на предстоящую трёхлетку был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Ульяновской области и своевременно внесён в Законодательное Собрание Ульяновской области.
Несмотря на сложные экономические условия, в которых проходит формирование бюджета 2021-2023 годов, бюджетные приоритеты остаются неизменными – выполнение социальных обязательств перед гражданами и содействие достижению 5 национальных целей развития, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
А именно:
1) сохранение населения, здоровье и благополучие граждан;
2) возможности для самореализации и развития талантов;
3) комфортная и безопасная среда для жизни;
4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
5) цифровая трансформация.
Областной бюджет Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов составлен в условиях базового варианта прогноза социально-экономического развития Ульяновской области, который позволяет не только повысить точность бюджетного планирования, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных, не обеспеченных финансовыми ресурсами, расходных обязательств.
Согласно данному варианту прогноза, объём ВРП Ульяновской области вырастет в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 3,2 процента, объём промышленного производства увеличится на 1,6 процента. При этом прибыль прибыльных организаций составит 3 процента и это заложено в расчёте доходов по налогу на прибыль. Темп роста фонда оплаты труда на 2021 год составит 6,9 процента. Уровень инфляции на 2021 год составит 4 процента.
Показатель |
Ед. измерения |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Валовой региональный продукт |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,2 |
102,9 |
103,1 |
индекс-дефлятор в % к предыдущему году |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
|
Темп роста фонда начисленной заработной платы всех работников |
в % к предыдущему году |
106,9 |
107,1 |
107,0 |
Прибыль прибыльных организаций |
темп роста, % |
103,0 |
104,2 |
104,5 |
Индекс потребительских цен |
в % к декабрю предыдущего года |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
в % к предыдущему году, % |
106,9 |
107,1 |
107,0 |
Таким образом, параметры областного бюджета Ульяновской области на 2021-2023 годы сложились нижеследующим образом.
Доходы областного бюджета на 2021 год определены в объёме 64 566,0 млн. рублей.
Расходы на 2021 год предусмотрены в сумме 71 288,2 млн. рублей, что на 3 256,4 млн. рублей, или на 4,8 процента больше утверждённого бюджета на 2020 год.
Параметры областного бюджета спланированы на 2021 год с дефицитом в сумме 6 722,2 млн. рублей. Параметры Бюджетного кодекса соблюдаются.
Проект областного бюджета Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в полном объёме сформирован в «программном» формате.
В 2021 году планируется реализация 21 государственной программы Ульяновской области. Общий объём финансирования государственных программ составит 68 885,8 млн. рублей, или 96,6 процента от общей суммы расходов областного бюджета Ульяновской области.
Объём проекта доходной части областного бюджета на ближайшие три года формирован с учетом новой реальности, которая отметилась сложными экономическими условиями, связанными с пандемией коронавируса, которые отразились на налогооблагаемой базе региона.
Исходной базой для разработки проекта доходной части бюджета на 2021 год являются показатели бюджета на текущий год с учётом ожидаемого исполнения, предложений главных администраторов доходов, а также основных параметров базового варианта прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2021-2023 годы, предусматривающего рост ВРП 103,2 процента.
Расчёт осуществлялся исходя из норм прежнего законодательства, действующего в 2020 году, с учётом налоговых и бюджетных изменений, а также иных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации на момент его формирования.
В прогнозе 2021 года в целом структура доходов сохранена, по-прежнему более 80 процентов налоговых и неналоговых доходов формируют три ключевых доходных источника (акцизы, НДФЛ, прибыль).
Все мы знаем уже, что ключевой наш источник - акцизы (39,7 процентов). Общий объем спрогнозирован в сумме 19 462,3 млн. рублей, из них акцизы на алкогольную продукцию составляют 15 196,5 млн. рублей, из которых 13 388,0 млн. рублей – это акцизы на пиво. Рост акцизов на пиво к уточнённому плану составляет – 4 процента, или 513,0 млн. рублей.
Прогнозы объёмов производства выпускаемой продукции и суммы акцизных платежей были представлены основными производителями пива и пивоваренной продукции, осуществляющими свою деятельность на территории Ульяновской области (ООО «Завод Трёхсосенский» и АО «АБ ИнБев Эфес»).
По акцизам на «крепкий алкоголь» прогноз определён в сумме 1798,4 млн. рублей со снижением на 8,9 процентов, или на 175,6 млн. рублей.
Акцизы на нефтепродукты на 2021 год сформированы в сумме 4254,0 млн. рублей с учётом индексации ставок в среднем на 4 процента и постепенного увеличения норматива отчислений в региональный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты. Рост к уточненному плану 2020 года составляет 18,9 процентов или 675 млн. рублей.
Налог на доходы физических лиц занимает 24,9 процентов и спрогнозирован в сумме 12 228,2 млн. рублей, к уточненному плану 2020 года рост составляет 2,5 процента или 295,2 млн. рублей.
Рост обусловлен, с одной стороны, планируемым повышением МРОТ с 01.01.2021 с 12 130 до 12 392 рублей и индексацией прочим категориям работников бюджетной сферы с 1 июля 2021 года. С другой стороны, существенным фактором является ожидаемый рост имущественных налоговых вычетов в 2021 году в результате реализации различных видов государственных программ поддержки ипотеки.
Кроме того, при прогнозе поступлений учтён темп роста фонда оплаты труда, представленный Центром стратегических исследований Ульяновской области в размере 106,9 процентов и дополнительные поступления по результатам контрольной работы налоговых органов и погашению недоимки в сумме 63,6 млн. рублей.
Третий по размеру бюджетообразующий доходный источник - это налог на прибыль организаций, занимает 19,3 процентов и спрогнозирован в объеме 9459,6 млн. рублей, что на 11,5 процентов, или на 1225,5 млн. рублей ниже запланированных показателей 2020 года.
Прогноз на 2021 год осуществлялся с учетом оценки ожидаемого поступления в текущем году, темпа роста прибыли прибыльных предприятий -103 %, возврата сумм переплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта и поступлений от контрольной работы налоговых органов в сумме 115,5 млн. рублей. Кроме того, учтено предоставление налоговой льготы для IT-компаний, в соответствии с Федеральным законом №265-ФЗ от 31.07.2020 в объёме 25 млн. рублей.
Налог на имущество организаций занимает 6,6 процентов и запланирован в сумме 3247,6 млн. рублей со снижением на 67,8 млн. рублей, или на 2 процента, обусловленное применением пониженных ставок в отношении приоритетных торгово-инфраструктурных объектов в сумме 36 млн. рублей и неуплатой налога в связи с недостатком оборотных средств у налогоплательщиков.
В прогнозе учтено повышение налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с 1,6 до 2,0 процента, что в свою очередь дополнительно даст в областной бюджет 69,3 млн. рублей.
Транспортный налог предусмотрен в объёме 1279,5 млн. руб. с ростом к уточнённому плану текущего года на 8,3 процента или на 98,1 млн. рублей.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения спрогнозирован в сумме 2007,7 млн. рублей с ростом на 4,7 процента или на 89,3 млн. рублей.
Неналоговые доходы, к которым относятся арендные платежи, штрафные санкции, плата за использование лесов, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов спрогнозированы в общей сумме 1183,6 млн. рублей со снижением на 0,2 процента, или на 2,2 млн. рублей, обусловленное передачей с 1 января 2021 года норматива отчислений по платежам за негативное воздействие на окружающую среду с регионального уровня в бюджеты городских округов и муниципальных районов.
Таким образом, доходная часть областного бюджета в виде налоговых и неналоговых доходов сформирована в сумме 49 074,9 млн. рублей с ростом:
к уточнённому бюджету 2020 года на 0,4 процента или на 193,7 млн. рублей,
к оценке ожидаемого исполнения текущего года на 10,3 процента,
к факту 2019 года на 5,2 процента (+2415,8 млн. рублей).
Финансовая помощь из федерального бюджета предусмотрена на
2021 год в сумме 15 491,1 млн. рублей, из них дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности - 1 703,9 млн. рублей, дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы – 925,7 млн. рублей.
Обращаю внимание, что в соответствии с действующим трёхлетним бюджетом дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Ульяновской области из федерального бюджета на 2021 год утверждена в сумме 1 703,9 млн. рублей (на 2020 г.- 3 505,9 млн. рублей), что на 1 802,0 млн. рублей меньше чем на 2020 год. В настоящее время дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2021-2023 годы федеральным центром не распределены.
Кроме того, в проекте бюджета предусмотрена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели на 2021 год предусмотрены в сумме 925,6 млн. рублей.
Субсидии из федерального бюджета на 2021 год предусмотрены в сумме 5 675,0 млн. рублей.
Из общей суммы субсидий в 2021 году основную долю занимают:
– субсидии на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в сумме 804,2 млн. рублей;
– субсидии на осуществление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка – 649,9 млн. рублей;
– субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающихся начальное образование, – 429,2 млн. рублей;
– субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды – в сумме 310,6 млн. рублей;
– субсидии на создание центров выявления и поддержки одаренных детей в сумме 275,0 млн. рублей;
– субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях – в сумме 271,1 млн. рублей;
– субсидии на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях – в сумме 247,7 млн. рублей.
Субвенции на реализацию федеральных полномочий на 2021 год запланированы в сумме 3 665,9 млн. рублей.
Из общей суммы субвенций в 2021 году основную долю занимают:
– субвенции на выполнение полномочий Российской Федерации по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка – в сумме 1 195,7 млн. рублей;
– субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - в сумме 921,2 млн. рублей;
– субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, – в сумме 508,2 млн. рублей;
– субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов – в сумме 252,8 млн. рублей.
Иные межбюджетные трансферты на 2021 год предусмотрены в сумме 3 520,6 млн. рублей.
Из общей суммы иных межбюджетных трансфертов в 2021 году основную долю занимают:
– межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности в сумме 1 200,0 млн. рублей;
– иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - в сумме 340,0 млн. рублей;
– межбюджетные трансферты на проведение ремонтно-реставрационных работ на здании ОГАУК «Ленинский мемориал» в сумме 711,0 млн. рублей;
– межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам в сумме 550,5 млн. рублей.
Исполняющая обязанности Министра финансов Ульяновской области Наталья Геннадьевна Брюханова отметила, что часть межбюджетных трансфертов пока еще не известна, так как не все средства распределены. Объём безвозмездных поступлений будет уточняться в ходе исполнения федерального бюджета в 2021 году.
Расходы.
Коллеги, вы видите на слайде основные подходы к формированию расходной части областного бюджета:
1. Софинансирование национальных проектов предусматриваются в полном объёме.
2. Заработная плата с начислениями работникам бюджетной сферы на 2021-2023 годы рассчитывается с учётом указов Президента.
3. Ассигнования на выплату заработной платы неуказных категорий, а также государственных служащих с индексацией с 01.07.2021 на 4 процента.
4. Объём средств на предоставление мер социальной поддержки населения рассчитывался с учетом индексации с 1 февраля 2020 года на 4 процента.
Говоря о расходной части областного бюджета, необходимо отметить, что структура расходов сложилась исходя из приоритета социальной сферы, т.е. региональный бюджет остаётся социально ориентированным. В следующем году мы направим в социальную сферу свыше 45 млрд. рублей. Это 63,3 процента от общей суммы расходов.
Приоритетом государственной политики региона является создание условий для полноценного развития детей в Ульяновской области. «Детский бюджет» (т.е. расходы на поддержку семьи и детей) в 2021 году составит 16 122 ,6 млн. рублей, или 22,6 процентов от общей суммы расходов.
Одной из значимых задач развивающегося региона, наряду с поддержкой социально ориентированных отраслей, является поддержка отраслей реального сектора экономики. В 2020 году финансирование отраслей национальной экономики сохранится на должном уровне и будет обеспечена государственная поддержка сельского хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта.
Традиционно в областном бюджете значительный объём расходов (22,3 процента), или 15874,1 млн. рублей приходится на финансовую помощь муниципальным образованиям. Из общего объёма межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований предусмотрены:
˗ дотации в общей сумме 3240,6 млн. рублей;
˗ субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в сумме 7230,6 млн. рублей;
˗ cубсидии выделены в объёме 5362,5 млн. рублей.
Все виды финансовой помощи на 2020 год сохранены.
Основным видом нецелевой финансовой помощи являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области с объёмом финансирования на 2021 год в сумме 2 512,0 млн. рублей, что на 116,0 млн. рублей, или на 5 процентов превышает объём указанной дотации, предусмотренной местным бюджетам в текущем году.
В предстоящую трёхлетку сохранится механизм предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (2021 год – 578,5 млн. рублей).
В целях заинтересованности органов местного самоуправления в развитии своих территорий сохранится механизм стимулирования муниципальных образований. На эти цели будет выделено 150,0 млн. рублей:
– дотация по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 607-П (40 млн. рублей);
– дотация бюджетам муниципальных районов и городских округов, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала (10,0 млн. рублей);
– дотация за наилучшие результаты качества управления муниципальными финансами (8,0 млн. рублей).
В соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 28.11.2019 № 1444-р «О некоторых мерах по стимулированию повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» в 2021 году планируются новые виды стимулирования муниципальных образований путём предоставления дотации из областного бюджета Ульяновской области.
Это областные конкурсы:
«Лучшие городские и сельские поселения», по которому 6 городских поселений, занявших призовые места, получат 5,0 млн. рублей;
«Лучший муниципальный проект в области повышения качества жизни», на финансирование которого предполагается 15,0 млн. рублей;
«Лучшая стратегия социально-экономического развития городских и сельских поселений» с объёмом финансирования 5,0 млн. рублей.
Планируются средства на региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в сумме 6,0 млн. рублей.
На поддержку местных инициатив на 2021 год предусматриваются средства в размере 55,0 млн. рублей. Данные средства позволят муниципальным образованиям повысить гражданскую активность населения и решить конкретные вопросы местного значения.
Учитывая, что бюджет Ульяновской области является программным
то 96,6 процентов всех расходов областного бюджета Ульяновской области 2021 года будет финансироваться через государственные программы с общим объёмом финансирования 68 885,8 млн. рублей. В 2021 году планируется реализация 21 государственной программы Ульяновской области.
На территории Ульяновской области реализация национальных проектов осуществляется посредством региональных программ, мероприятия которых скоординированы с нацпроектами.
Всего на реализацию национальных проектов будет направлено
11 285,1 млн. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета –
5 809,6 млн. рублей, за счёт областного – 5 475,6 млн. рублей.
На территории Ульяновской области реализуются 11 национальных проектов, которые интегрированы в государственные программы Ульяновской области.
Брюханова Н.Г. остановилась более подробно на основных характеристиках наиболее значимых государственных программ Ульяновской области.
На реализацию государственной программы Ульяновской области «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» расходы запланированы на 2021 год в сумме 12 198,9 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 17,1 процентов).
На обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения в 2021 году предусмотрено 3 958,1 млн. рублей, из них на уплату кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, по исполнительным листам – 500,0 млн. рублей.
На уплату страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год предусмотрено 5 324,2 млн. рублей.
На развитие системы лекарственного обеспечения жителей Ульяновской области средства предусмотрены на 2021 год в сумме 1 380,8 млн. рублей.
На реализацию мероприятий в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» в областном бюджете на 2021 год предусмотрено 11 980,3 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 16,8 процентов).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
– внедрение федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования - в сумме
4 385,0 млн. рублей;
– содействие развитию дошкольного образования – в сумме 2 494,7 млн. рублей;
– обеспечение деятельности подведомственных учреждений – в сумме 1 758,0 млн. рублей;
– развитие дополнительного образования детей и реализацию мероприятий молодёжной политики – в сумме 643,4 млн. рублей;
– реализацию регионального проекта «Современная школа» - в сумме 557,5 млн. рублей;
– реализацию регионального проекта «Успех каждого ребёнка», направленного на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребёнка» – в сумме 424,3 млн. рублей;
– организацию отдыха, оздоровления детей и работников бюджетной сферы в Ульяновской области – в сумме 399,5 млн. рублей.
На реализацию государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2021 год предусмотрены средства в сумме 12 384,0 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 17,4 процента).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
- предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан – в сумме 5 207,9 млн. рублей;
- поддержку семьи и детства – в сумме 4 479,2 млн. рублей;
- содержание подведомственной сети – в сумме 2 252,4 млн. рублей;
- модернизацию и развитие социального обслуживания и социальной защиты – в сумме 299,8 млн. рублей.
На реализацию государственной программы Ульяновской области «Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области» на 2021 год предусмотрено 2 617,7 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 3,7 процентов).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
– обеспечение деятельности подведомственных учреждений – в сумме 1 213,1 млн. рублей;
– модернизацию материально-технической базы областных государственных учреждений культуры, областных государственных архивов, областных государственных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств для детей, областных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств – в сумме 878,9 млн. рублей;
– модернизацию материально-технической базы муниципальных учреждений культуры – в сумме 115,1 млн. рублей.
На реализацию мероприятий государственной программы Ульяновской области «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области» на 2021 год предусмотрено 2 190,8 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 3,1 процента).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
– обеспечение деятельности подведомственных учреждений - в сумме
809,3 млн. рублей;
– на реализацию регионального проекта «Спорт – норма жизни», направленного на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Спорт – норма жизни» – в сумме 449,8 млн. рублей;
– оплату Концессионного соглашения – в сумме 354,0 млн. рублей;
– формирование материально-технической базы деятельности в сфере физической культуры и спорта на территории Ульяновской области – в сумме 301,0 млн. рублей;
– развитие спорта высших достижений – в сумме 189,2 млн. рублей.
На реализацию мероприятий государственной программы Ульяновской области «Развитие транспортной системы Ульяновской области» предусмотрено на 2021 год 8 872,8 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 12,4 процента).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
– на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Ульяновской области и Ульяновской городской агломерации» - в сумме 2 786,7 млн. рублей;
– на завершение строительства автомобильной дороги «Второй пусковой комплекс первой очереди строительства мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске» (II этап) - в сумме 1 200,0 млн. рублей;
– на реализацию регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» - в сумме 933,7 млн. рублей;
– в виде субсидий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и велосипедных дорожек и велосипедных парковок – в сумме 927,3 млн. рублей;
– на обеспечение населения Ульяновской области качественными услугами пассажирского транспорта - в сумме 641,6 млн. рублей;
– на реализацию регионального проекта «Безопасность дорожного движения в Ульяновской области» – в сумме 394,4 млн. рублей.
На реализацию государственной программы Ульяновской области «Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2021 год предусмотрено
4 766,4 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 6,7 процентов).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
– стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования -
в сумме 3 104,3 млн. рублей;
– развитие отдельных подотраслей растениеводства и животноводства –
в сумме 745,1 млн. рублей;
– комплексное развитие сельских территорий – в сумме 389,4 млн. рублей.
На реализацию государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2021 год предусмотрено 2 229,0 млн. рублей (удельный вес в общем объёме расходов 3,1 процента).
Запланированные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий:
– реализация регионального проекта «Оздоровление Волги», направленного на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Оздоровление Волги» - в сумме 829,1 млн. рублей;
– содействие в организации водоснабжения и водоотведения населения Ульяновской области - в сумме 484,8 млн. рублей;
– газификация населённых пунктов в Ульяновской области - в сумме 470,7 млн. рублей;
– содействие муниципальным образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительных периодов - в сумме 126,0 млн. рублей.
Исходя из прогнозируемой суммы доходов и запланированной суммы расходов, дефицит областного бюджета Ульяновской области на 2021 год сложился в сумме 6 722,2 млн. рублей, что составляет 13,7 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов, т.е. не превышает предельно допустимый размер дефицита. Покрытие дефицита средств будет осуществляться путём привлечения заёмных средств и с учётом необходимости сохранения безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет.
Таким образом, Брюханова Н.Г. отметила, что проект областного бюджета Ульяновской области на 2021-2023 годы, представленный на рассмотрение, является максимально возможным, с учётом мобилизации всех административных и налоговых ресурсов, нацелен на развитие отраслей, максимальную поддержку муниципальных образований Ульяновской области и проведение качественной долговой политики.
4. О заключении Счётной палаты Ульяновской области на проект закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Докладчик: Егоров И.И. - Председатель Счётной палаты Ульяновской области.
Егоров И.И. прокомментировал заключение Счётной палаты Ульяновской области по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» по слайдам.
(Слайды прилагаются на 13 л.).
5. О работе депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Докладчики: председатели комитетов Законодательного Собрания Ульяновской области, депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
Выступили:
Алексеева М.Е. |
|
Володарский М.К. |
|
Гвоздев В.А. |
|
Гибатдинов А.М. |
|
Грачёв Д.Н. |
|
Ковель В.В. |
|
Кузин В.И. |
|
Шерстнёв С.А. |
|
Чепухин А.В. |
|
6. Выступление участников публичных слушаний по проекту закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Киселева О.В. в своем выступлении высказала своё мнение по поводу основных параметров бюджета на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Что касается, прежде всего, доходной части бюджета, выразила опасения по поводу достаточно оптимистичного прогноза по поводу того, что прогнозные показатели 2021 г. больше фактического исполнения на 5,2 процента и по оценки чуть не на 10 процентов будут превышены. Весьма оптимистичный прогноз, поскольку реалии экономического развития хозяйствующих субъектов сегодня достаточно печальны. По данным федеральной службы государственной статистики, сальдированный финансовый результат за первые семь месяцев 2020 г. составил менее 60 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Это означает существенное падение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Поэтому, ждать роста налога на прибыль совершенно не приходится. Что касается налога на доходы физических лиц, конечно, рост будет. Прежде всего, рост НДФЛ связан с тем, что заработная плата бюджетников будет индексироваться однозначно, но реальные доходы населения, конечно, существенно будут снижаться, поскольку темпы инфляции превышают эту индексацию.
Впервые за многие годы с точки зрения финансовой независимости нерациональной структуры налоговых доходов бюджета Ульяновской области на следующий год будет нашим счастьем. Это касается большой доли акцизов. Именно этот налог будет являться стабильным источником пополнения доходов регионального бюджета. Конечно, нельзя таким образом восхищаться, но это единственный источник, который предполагает рост. Считает, что раньше нужно было использовать эту ситуацию. Увеличивать реальные доходы населения для того, чтобы расширять базу по НДФЛ, но в результате имеем что имеем.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, за первые семь месяцев 2020 г. поступление собственных налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета сократилось в среднем на 8 процентов. При этом наибольшее снижение показывает налог на прибыль – это 18 процентов. Ульяновская область останется в более благоприятной ситуации, поскольку структура налоговых поступлений на сегодняшний день более безопасная. Поэтому, такой прогноз по росту налоговых доходов, является оптимистичным. По расходам регионального бюджета радует то, что Правительство Ульяновской области поставило приоритетом выполнение своих социальных задач. Более 60 процентов, всех расходов будут направлены на социальную сферу. Отметила, что процент несколько снижается по сравнению с прошлым годом. Программный подход поддерживает, считает, что нужно более тщательно подходить к оценки эффективности государственных программ и тщательно смотреть все позиции расходов. Радует то, что более 50 процентов всех расходов в государственных программах региональных составляет 3 программы – это развитие здравоохранения, модернизация развития образования и социальная поддержка. Это опять же говорит о том, что в приоритете стоит решение социальных задач.
Поддерживает мнение, когда здоровье каждого гражданина является приоритетом. Основная помощь должна быть в сфере здравоохранения. Здоровье – это самое главное, самая главная ценность человека.
Выступили:
Алексеева М.Е. |
|
Володарский М.К. |
|
Гвоздев В.А. |
|
Гибатдинов А.М. |
|
Грачёв Д.Н. |
|
Егоров И.И. |
|
Киселева О.В. |
|
Ковель В.В. |
|
Кузин В.И. |
|
Шерстнёв С.А. |
|
Чепухин А.В. |
|
7. Подведение итогов проведения публичных слушаний.
Подводя итог мероприятия, председательствующий Чепухин А.В. отметил, что в формате публичных слушаний ознакомились с основными параметрами областного бюджета Ульяновской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, представленных в виде информации в доступной для граждан форме «Бюджет для граждан».
Исполняющая обязанности Министра финансов Ульяновской области Брюханова Н.Г. подробно доложила из чего будут складываться доходы областного бюджета и куда будут направляться средства.
Публичные слушания проведены в соответствии с регламентированным порядком.
После оформления протокола и его подписания, он будет направлен Губернатору Ульяновской области Морозову С.И., в комитеты Законодательного Собрания, а также будет размещён на официальном сайте Законодательного Собрания.
Председательствующий: |
А.В.Чепухин |
Протокол составила:
главный советник отдела документационного обеспечения |
Л.Н. Полынова |