Эдуард ШАБАЛИН: «Будущее набережной надо решать… вчера».

03.04.2013 в 09:07


 Вкус Венца: шашлык и пиво?
В преддверии летнего сезона главная набережная Ульяновска – традиционно в топе городских тем. А в эпицентре обсуждения -вопросы общепита. О летних кафе, которые есть и которые достойны Венца, мы говорим с депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области и директором Ленинского мемориала Эдуардом ШАБАЛИНЫМ.

По законам рынка
- Эдуард Сергеевич, «Летний Венец» – это еще и культурный проект, которому в этом году исполнится пять лет. Может быть, не нужны на набережной кафе в принципе, если они не вписываются в формат места отдыха высокого качества?
- Нужно исходить из законов организации досуга населения, которые четко диктуют регламент: что первично, что вторично в освоении территории для отдыха. Летние кафе — это фактор номер один. Можно устроить прокаты, установить экраны для просмотра фильмов, поставить аниматоров, но если человеку негде присесть, выпить стакан сока или сходить в туалет, эта территория погибнет.
- Даже набережная с таким шикарным видом на Волгу? Но в 70-е годы там кроме лотков с мороженым и газировкой ничего не было. А народ туда тянулся.
- В 70-е годы, когда построили Ленинскую мемориальную зону, Венец был территорией «ноу-хау». Он сам был главным привлекательным элементом. Люди ходили смотреть на него, как на чудо! Как на Красную площадь в Москве. Гуляли целыми семьями, с друзьями, с гостями города. Это было высококультурное место отдыха с особой атмосферой. Главное – оно было в новинку. Хотя не надо забывать, что рядом был центральный парк имени Свердлова, фуникулер, светомузыкальный фонтан. Так что развлечений хватало.
А в 90-е годы Венец опустел. Появились новые формы досуга: рестораны, дискотеки, шашлычные и т.д. Они открывались везде, и люди пошли туда. Венец вымер. Тем не менее он всегда оставался знаковым для Ульяновска местом. Ведь когда в начале двухтысячных в Ульяновск приезжал Путин, губернатор Шаманов привел его именно на Венец, и они сидели в палаточном кафе на Венце у Шайбы. По сути это было первое кафе, которое появилось в нашей новейшей истории на Венце.
Лет пять назад мэрия решила оживить набережную и дала отмашку заполнить Венец. Туда пошли все подряд без отбора и контроля. Мы получили анархию. Летние кафе проявили себя с негативной стороны: каждый вечер пьянство, грохот музыки, караоке, крики. Причем из каждого кафе, а они стояли впритирку. Тут же справляли нужду, сыпалась одноразовая посуда, мусор. Благая инициатива приобрела дурной оттенок.

Как в каменном веке
- Последние годы кафе группируются вдоль набережной у Ленинского мемориала, и это уже не шатры с пластиковой мебелью и посудой. Но ощущения, что картина изменилась кардинально, все равно нет…
- Ульяновск по уровню развития сезонного общепита застрял в 90-х. Хотя нельзя отрицать, что прогресс есть – все-таки кафе стали более стационарными, в них появилась приличная мебель, какая-то культура обслуживания, во всяком случае, кое-где можно увидеть скатерти, стеклянную посуду. Но мы в данном случае должны ориентироваться на лучшее, а не на то, что бюджетнее.
Что касается Венца – это место особое, эстетическое, и культура обслуживания здесь должна быть высокой. В соседних регионах летние кафе — это фактически рестораны под крышей, капитальные павильоны, которые сами по себе являются украшением. Вот такие павильоны должны разместиться по всему Венцу: у филармонии, Краеведческого музея, фонтана, рядом с фуникулером, у Ленинского мемориала. Не более четырех равноудаленных точек.
- Сезонный бизнес потянет рестораны под открытым небом?
- Естественно такой проект не может быть однолетним. Оператор должен быть уверен, что вложив серьезные средства, он на несколько лет получит гарантии возврата инвестиций и естественно возможность заработка.
Как человек, который проработал в системе досуга 20 лет, я могу точно сказать, что организация летнего кафе ресторанного уровня может стоить от 12 до 20 млн рублей. За два миллиона построить достойное летнее кафе нельзя. За эти деньги можно организовать импровизированную «забегаловку» с пивом и шашлыками. Но не более.
Отбор операторов должен производиться с подачи власти. И приглашения к участию в конкурсе надо рассылать действующим ресторанам vip-класса, которые уже зарекомендовали себя. Когда речь идет об организации кафе на Венце, нельзя приглашать «лишь бы кого».
Легитимные способы ограничить круг участников есть, например, условием участия в конкурсе может быть обеспечительный платеж, который вносится до аукциона. Это отсекает спекулянтов, у которых ничего нет, кроме желания перепродать место. Условием может быть опыт работы в сфере общепита, объем инвестиций, благоустройство территории и создание инфраструктуры (туалеты, скамейки, урны и т.д.).
Причем нужно устраивать публичные обсуждения проекта развития Венца. Идеи, предложения, возникшие в ходе живой дискуссии, надо протоколировать. Это будет дополнительный механизм для контроля за соблюдением договорных условий. Если оператор не выполняет своих обязательств, муниципалитет должен расторгать с ним договор.
- Готов ли ульяновский бизнес вкладываться в крупные проекты, от которых отдачу можно получить через годы?
- Готов. Потому что мы говорим именно о бульваре Новый Венец, элитной территории города.
Летние кафе на Венце работают прибыльно. За день бывает 200-250 чеков. Если средний чек 500-600 рублей (2 шашлыка + 2 салата + 2 сока-пива), сумма получается приличная. В месяц такие кафе зарабатывают больше, чем любой стационарный ресторан в Ульяновске. А за сезон на Венце собирают бюджет, которого хватит и для оператора бизнеса, и для развития территории Венца.
У кафе, которые стояли в прошлом году, была задача собрать за сезон максимум денег. Это логично для сезонного бизнеса. И тут нужна жесткая позиция власти в интересах города и населения, которая должна четко регламентировать условия работы предпринимателей.
- Не получится ли, что на Венце будут работать vip-заведения для vip-клиентов, и стакан сока для большинства останется недоступным?
- Сегодня в «забегаловках» на Вение работают максимальные по городу пены. Выше уже не будет. И потом есть законы рынка: бизнес не станет завышать цены, уменьшая поток посетителей. Ему это невыгодно.

Это лето мы проспали
- От кого зависит, заработают эти проекты, или мы еще несколько лет будем дискутировать, каким быть летнему Венцу?
- Инициатива должна идти от муниципалитета. Схему дислокации летних кафе формирует муниципалитет, он же дает разрешение на работу.
Вокруг темы отдыха на Венце общественность всегда будет бурлить. Все это хорошо, но у общественных организаций нет ресурса, полномочий, чтобы «протолкнуть» тот или иной проект. Зато общественность может контролировать исполнение проекта.
- А вы сами выступали по проблеме летних кафе на Венце?
- Как депутат я выступал по этому поводу в прессе и на совещаниях неоднократно. Все понимают, все согласны, но… Даже губернатор лично неоднократно поднимал данный вопрос. Сам ходил по Венцу. Собирал идеи и предложения, которые заслушивались на совещаниях. Но витающая в воздухе идея никак не может найти достойного воплощения. Уже очевидно, что проект, о котором я говорю, не нынешнего лета. Это лето мы проспали. Но именно сейчас нужно начинать работу над проектом следующего года. Схему движения я уже обозначил: объявить конкурс среди операторов (рассылка только зарекомендовавшим себя заведениям), которые хотели бы развивать ресторанный бизнес на главной набережной города, рассмотреть заявки, провести открытое обсуждение проектов в виде конкурентных переговоров с присутствием заинтересованных сторон. Дополнения процессе конкурсного обсуждения потенциальными участниками. Концепция развития общепита на Венце должна быть вынесена на обсуждение к концу этого лета, чтобы в марте следующего года операторы начали ее реализовывать.
Уже сейчас нужно создать комиссию в администрации города по этой теме. Привлечь депутатов Городской Думы, Законодательного Собрания, представителей исполнительной власти, общественности. Подключить к обсуждению наших блогеров — пусть участвуют. Я готов принять участие в этой работе и как депутат, и как специалист, много лет проработавший в сфере досуга и развлечений.
- А этим летом на Венце будут работать кафе?
- Насколько мне известно, тем кафе, которые стояли у Мемориала в прошлом году, на этот год разрешения пока не дали.
Но в качестве прогноза могу предположить, что те же кафе окажутся на тех же местах. Потому, что 15 апреля в мэрии поймут: изменить что-либо нельзя, время потеряно, значит, надо опять все оставить, как есть. И это решение будет оправданным только при условии, что мы сразу, не откладывая, начнем работать над проектом летнего Венца следующего года.
Записала Анастасия АЛЕКСАНДРОВА

"Аргументы и факты" - Ульяновск , 3 апреля 2013 года  

Теги: Шабалин Э.С.  
Вернуться назад