Обоснованная критика
20.11.2015 в 12:11
Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по итогам I - III кварталов 2015 года. Документ был составлен на основе информации официального сайта госзакупок, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы, а также обращений юридических и физических лиц и вопросов, заданных в рамках проведенных министерством семинаров и вебинаров по закупочной тематике. По итогам мониторинга Минэкономразвития, являющееся главным регулирующим органом российской закупочной системы, сформулировало целый ряд критических замечаний к действующей редакции ФЗ-223 и предложений по его реформированию. Эти предложения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ФЗ-223, находящемся на рассмотрении в Государственной Думе. Отметим, что изменение Закона о закупках отдельных видов юридических лиц является важнейшим вопросом реформирования российской закупочной системы на нынешнем этапе ее развития. В частности, этот вопрос стал темой совещания, проведенного премьер-министром Дмитрием Медведевым в конце сентября, а также одной из ключевых тем состоявшейся в середине октября конференции по антимонопольному регулированию.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По состоянию на 30 сентября 2015 года на сайте госзакупок было зарегистрировано 77 317 организаций, проводящих торги в соответствии с ФЗ-223; за первые 9 месяцев текущего года была зарегистрирована 3191 организация. Свои положения о закупках опубликовали на официальном сайте 69 142 организации (89% от числа зарегистрированных). Оставшиеся организации либо не завершили разработку соответствующего положения, либо закупают в соответствии с Законом 44-ФЗ, либо попадают под исключение, позволяющее не применять нормы ФЗ-223. За последние три года (с 1 октября 2012 года по 30 октября 2015 года) на официальном сайте было размещено 3 097 866 извещений о закупке на общую сумму более 47 трлн руб. В частности, за I - III кварталы текущего года на сайте было опубликовано 985 907 извещений на общую сумму 13,9 трлн руб. (для сравнения: за первые 9 месяцев прошлого года количество извещений о закупке составило 815 316, а их суммарная стоимость - 10,7 трлн руб.), то есть, несмотря на все кризисные явления в экономике, объем закупок, регулируемых ФЗ-223, вырос на 17% в количественном и на 23% - в стоимостном выражении. Таким образом, речь идет о колоссальном рынке, практически втрое превышающем рынок госзаказа, регулируемого ФЗ- 44. Информация о заключенных договорах поступала из двух источников: из ежемесячной отчетности, размещаемой заказчиками на сайте госзакупок, и из реестра договоров. Причем эти данные существенно отличаются друг от друга. Так, по данным ежемесячной отчетности, в I - III кварталах текущего года были заключены договоры на общую сумму свыше 13,6 трлн руб., а по данным реестра - на 9,8 трлн руб. По мнению экспертов Минэкономразвития, столь значительное расхождение может быть связано с двумя причинами: техническими ошибками при заполнении ежемесячной отчетности и неполным ведением реестра договоров (то есть когда заказчик включает в него не все подписанные контракты). В отраслевой специализации закупок наибольшую долю занимает строительство. Так, по данным реестра договоров, заключенных за I - III кварталы текущего года, объем заказов в этой сфере составил 2415 млрд руб. (27%). Следом идут: сырая нефть, газ и услуги по их добыче - 1308 млрд руб.; машины и оборудование - 809,6 млрд руб.; финансовые услуги - 515,7 млрд руб.; транспортные средства и транспортные услуги (431,8 и 406,5 млрд руб. соответственно). В пятерку крупнейших заказчиков, по данным того же реестра, входят ООО "Газпром переработка Благовещенск", ЗАО "Уралсевергаз - независимая газовая компания", ПАО "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина, г. Екатеринбург", ООО "Газпром комплектация" и ОАО "Нефтяная компания "Роснефть".
НАЛИЦО СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Если отсортировать размещенные за I - III кварталы текущего года закупки по способу их проведения, то получится следующая картина: на долю заказов у единственного поставщика приходится около 51%; на долю основных конкурентных способов закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) - менее 5%; остальные 44% - это "иные способы", придуманные самими заказчиками. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2014 года показатели уровня конкуренции ухудшились. Так, согласно прошлогодним данным, на закупки у единственного поставщика приходилось 46% размещенных заказов, на основные конкурентные способы закупки - 13%, а на "иные способы" - 41%. Если сравнить первые девять месяцев текущего и прошлого года, то доля открытых конкурсов упала с 7 до 2%, доля электронных аукционов - с 3 до 1%, доля запросов котировок - с 2 до 1%. Среднее количество поданных на один лот заявок за первые девять месяцев текущего года составляло 1,1, тогда как за аналогичный период прошлого года - 1,4. Авторы доклада связывают такое снижение конкуренции с негативными явлениями в экономике. Необходимо отметить, что приведенные данные кардинально отличаются от статистики торгов по ФЗ-44, где преобладают конкурентные способы закупки, так называемых "иных способов" не существует, а в подавляющем большинстве тендеров участвуют несколько претендентов. Что касается пресловутых "иных способов", то, как отмечают эксперты Минэкономразвития, их общее количество перевалило за 2700. С одной стороны, их наличие позволяет заказчикам "устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности". Однако, с другой стороны, в документе отмечено, что заказчики, "пользуясь рамочными нормами Закона № 223-ФЗ, с помощью различных наименований способов закупок маскируют закупку у единственного поставщика, а также уклоняются от соблюдения требований Гражданского кодекса РФ, касающихся проведения конкурсов и аукционов". Кроме того, было отмечено, что многообразие способов закупки снижает их прозрачность, затрудняет подготовку потенциальных поставщиков к участию в торгах и к подаче жалоб на действия заказчика, а также создает предпосылки для сговора недобросовестного заказчика с поставщиком. Все это, как известно, является ограничением конкуренции. Помимо констатации снижения конкуренции авторы доклада сделали еще ряд критических замечаний. В частности, было отмечено, что ФЗ-223 не позволяет ФАС проводить плановые и внеплановые проверки; контролирующий орган может только рассматривать жалобы на совершенные нарушения. Статистика таких жалоб приводится по данным ФАС за первое полугодие текущего года. Всего за этот период центральным аппаратом и территориальными органами антимонопольной службы было рассмотрено 8956 жалоб, поданных в рамках ФЗ-223. Из них 3579 жалоб были признаны обоснованными, 4372 - необоснованными; более тысячи жалоб не были рассмотрены ввиду отсутствия в ФЗ-223 оснований для этого. Кроме того, подверглась критике деятельность операторов электронных торговых площадок - ЭТП. В документе было указано отсутствие правового регулирования и надлежащего контроля их деятельности, а также технические проблемы с аккредитацией на ЭТП, приводящие к временным и финансовым затратам участников торгов.
КОНТУРЫ РЕФОРМЫ
По результатам мониторинга эксперты Минэкономразвития сделали вывод о том, что "действующая редакция Закона № 223-ФЗ не в полной мере обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок". Критику главного регулятора закупочной системы вызвали, в частности, следующие положения закона и сложившейся практики его применения: - большое количество малопонятных способов закупки; - действующая система информационного обеспечения закупок, которая не позволяет установить, все ли организации, обязанные проводить торги по ФЗ-223, зарегистрировались на сайте госзакупок;
- существующий (явно недостаточный) перечень оснований для обжалования действий заказчиков. В документе отмечено, что в целях исправления ситуации министерство разработало законопроект о внесении изменений в ФЗ-223. Государственная Дума 15 сентября приняла его в первом чтении; в настоящее время идет работа над поправками к проекту. Перечислим главные новации, установленные данным правовым актом: - вводится исчерпывающий перечень способов закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений и заказ у единственного поставщика); - установлена обязанность заказчиков проводить все конкурентные способы закупок в электронной форме (одновременно предлагается сократить количество ЭТП); - увеличено число оснований для обжалования действий заказчика и установлена возможность обжалования действий оператора ЭТП; - улучшено информационное обеспечение закупочной процедуры, в частности, создан реестр заказчиков и запрещена оплата контракта до его включения в реестр договоров. Кроме того, ряд положений законопроекта направлен на сокращение технической работы заказчиков по составлению отчетности. По мнению авторов, предложенная реформа ФЗ-223 должна повысить уровень соблюдения заказчиками его требований, расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам, снизить издержки заказчиков и поставщиков, выстроить четкую систему контроля закупочной системы.
«Московские торги» от 19.11.2015