Все средства хороши. Три особенности финансового плана России на 2017-2019 годы

12.12.2016 в 13:17
Депутаты приняли в третьем - окончательном - чтении закон о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Каковы его особенности? Чего удалось добиться в процессе дебатов и корректировки исходного плана? И насколько полно утвержденный бюджет сможет выполнить стратегические задачи, которые эксперты ранее определили для него? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Несомненно, у нынешнего бюджета есть значимые плюсы. Во-первых, у него очень приличная по нынешним меркам подушка безопасности в части нефтедолларовых доходов. В бюджет заложена весьма консервативная цена на нефть в размере 40 долларов за баррель, тогда как нынешние ее котировки и прогнозы МВФ и Всемирного банка на 2017 год - не ниже 50 долларов.

Во-вторых, поддержка со стороны бюджета малообеспеченных групп населения и слабых регионов должна позволить пережить любые неприятные неожиданности.

В-третьих, поддержка отечественных аграриев и производителей продуктов питания также способна сгладить самые неблагоприятные события мирового и национального рынка. 

Как же в целом можно охарактеризовать произошедшие корректировки бюджета?

По нашему мнению, даже в первом чтении бюджет минфина можно было назвать антирисковым, который не претендовал на развитие национальной экономики и не обозначал ее производственных драйверов. В окончательной версии бюджет еще больше повысил свою антирисковую направленность и стал уже суперконсервативным. Можно констатировать, что правительство РФ и Государственная Дума приняли "чрезвычайный" бюджет. На мой взгляд, представители законодательной и исполнительной власти перестраховались. Насколько оправдан такой подход, покажет будущее.

Но здесь возникает вопрос: с принятым бюджетом Россия обречена на борьбу за выживание или у нее остается шанс на технологический рывок?

Последние события дают стране очень неплохие шансы для позитивного развития. Например, от продажи 19,5 процента акций "Роснефти" и других госактивов в казну страны в конце 2016 года поступит 1,1 триллиона рублей, что является беспрецедентным бонусом для бюджета 2017 года.И если договоренности, достигнутые между Россией и Организацией стран - экспортеров нефти, позволят удержать цены на нефть хотя бы на нынешнем уровне, то, по нашим грубым оценкам, это будет эквивалентно росту бюджетных доходов 2017 года на 7-9 процента по сравнению с плановыми показателями. А это равнозначно сумме в 0,9-1,2 триллиона рублей.

Таким образом, приход в бюджет "неучтенных" 2 триллионов рублей открывает большие возможности в плане инвестирования в реальное производство и достижения на этой основе рывка в росте налоговой базы. Приоритет здесь должен быть один - машиностроение и хай-тек.Однако эффективное распределение этих средств выходит за рамки компетенций минфина. Это прерогатива минэкономразвития. И приход нового министра экономического развития Максима Орешкина позволяет надеяться, что диалог двух ведомств станет более плодотворным и позволит более оперативно и эффективно направлять избыточные средства в приоритетные производства. Таким образом, Россия опять имеет все шансы на успех.

А теперь о задачах, которые ранее эксперты поставили перед этим бюджетом.

Одна из них - обеспечение должного на современном этапе уровня обороноспособности страны. Решить ее будет делом непростым. В первом варианте предполагалось сокращение статьи "Национальная оборона" за период 2016-2019 на 27,6 процента. В окончательной редакции только в 2017 году планируемое сокращение оборонных и секретных расходов составит более 20 процентов. И хотя структура бюджета всеми признается как "милитаристская", но дальнейшее ослабление военного сектора в нем предрешено.

Решение второй задачи бюджета - предотвращения массового обнищания населения - в значительной мере обеспечено в "кризисном формате". Так, если в первом чтении затраты на социальную политику за три года предполагалось увеличить на 9,6 процента, то в окончательном чтении только в 2017 году они возрастут на 28,2 процента по сравнению с 2016 годом.

При этом предусмотрена ускоренная индексация ассигнований на пенсии, пособия и социальные выплаты. И хотя эффект от таких затрат в плане сдерживания бедности в стране очень незначителен, крен в сторону социальной ориентированности бюджета налицо. Совершенно очевидно, что в ходе бюджетных дебатов состоялся серьезный пересмотр приоритетов правительства в пользу социальной стабильности.

Решение третьей задачи - обеспечения приемлемой работоспособности национальной экономики и всех ее звеньев - в бюджете приняло новую форму, а именно - акцент сделан не на свободное развитие отраслей, а на обеспечение минимальных производственных гарантий.В этих целях произошло перераспределение средств на увеличение кредитной поддержки субъектов России из федерального бюджета со 100 миллиардов до 200 миллиардов рублей. Данная мера призвана нейтрализовать возможное обнищание населения регионов.

В этом же направлении принято решение о выделении дополнительных средствах банкам и агропромышленному комплексу.

Кредитные организации смогут рассчитывать на дополнительные субсидии с целью возмещения недополученных ими доходов от кредитов, выданных сельхозпроизводителям, в размере 56,1 миллиарда рублей за 2017-2019 годы. А на прямую поддержку аграриев дополнительно будет направлено 10,6 миллиарда рублей.

Эти решения говорят о приоритете проблемы голода и стремлении правительства прежде всего накормить народ даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Таким образом, решение третьей задачи бюджета тесно сопрягается с решением второй задачи в ущерб развитию обрабатывающего сектора национальной экономики и его высокотехнологичных сегментов. В первой версии документа такая зависимость столь явно не просматривалась.

В области доходной политики бюджета прения в Государственной думе не привели ни к какому принципиальному пересмотру изначального проекта документа. Несомненно, у нынешнего бюджета есть значимые плюсы. Во-первых, у него очень приличная по нынешним меркам подушка безопасности в части нефтедолларовых доходов. В бюджет заложена весьма консервативная цена на нефть в размере 40 долларов за баррель, тогда как нынешние ее котировки и прогнозы МВФ и Всемирного банка на 2017 год - не ниже 50 долларов.

Во-вторых, поддержка со стороны бюджета малообеспеченных групп населения и слабых регионов должна позволить пережить любые неприятные неожиданности.

В-третьих, поддержка отечественных аграриев и производителей продуктов питания также способна сгладить самые неблагоприятные события мирового и национального рынка.

У нового бюджета очень приличная подушка безопасности по нефтедолларовым доходам
Как же в целом можно охарактеризовать произошедшие корректировки бюджета?

По нашему мнению, даже в первом чтении бюджет минфина можно было назвать антирисковым, который не претендовал на развитие национальной экономики и не обозначал ее производственных драйверов. В окончательной версии бюджет еще больше повысил свою антирисковую направленность и стал уже суперконсервативным. Можно констатировать, что правительство РФ и Государственная Дума приняли "чрезвычайный" бюджет. На мой взгляд, представители законодательной и исполнительной власти перестраховались. Насколько оправдан такой подход, покажет будущее.

Но здесь возникает вопрос: с принятым бюджетом Россия обречена на борьбу за выживание или у нее остается шанс на технологический рывок?

Последние события дают стране очень неплохие шансы для позитивного развития. Например, от продажи 19,5 процента акций "Роснефти" и других госактивов в казну страны в конце 2016 года поступит 1,1 триллиона рублей, что является беспрецедентным бонусом для бюджета 2017 года.

И если договоренности, достигнутые между Россией и Организацией стран - экспортеров нефти, позволят удержать цены на нефть хотя бы на нынешнем уровне, то, по нашим грубым оценкам, это будет эквивалентно росту бюджетных доходов 2017 года на 7-9 процента по сравнению с плановыми показателями. А это равнозначно сумме в 0,9-1,2 триллиона рублей.

Таким образом, приход в бюджет "неучтенных" 2 триллионов рублей открывает большие возможности в плане инвестирования в реальное производство и достижения на этой основе рывка в росте налоговой базы. Приоритет здесь должен быть один - машиностроение и хай-тек.

Однако эффективное распределение этих средств выходит за рамки компетенций минфина. Это прерогатива минэкономразвития. И приход нового министра экономического развития Максима Орешкина позволяет надеяться, что диалог двух ведомств станет более плодотворным и позволит более оперативно и эффективно направлять избыточные средства в приоритетные производства. Таким образом, Россия опять имеет все шансы на успех.

А теперь о задачах, которые ранее эксперты поставили перед этим бюджетом.

Одна из них - обеспечение должного на современном этапе уровня обороноспособности страны. Решить ее будет делом непростым. В первом варианте предполагалось сокращение статьи "Национальная оборона" за период 2016-2019 на 27,6 процента. В окончательной редакции только в 2017 году планируемое сокращение оборонных и секретных расходов составит более 20 процентов. И хотя структура бюджета всеми признается как "милитаристская", но дальнейшее ослабление военного сектора в нем предрешено.

Решение второй задачи бюджета - предотвращения массового обнищания населения - в значительной мере обеспечено в "кризисном формате". Так, если в первом чтении затраты на социальную политику за три года предполагалось увеличить на 9,6 процента, то в окончательном чтении только в 2017 году они возрастут на 28,2 процента по сравнению с 2016 годом.

При этом предусмотрена ускоренная индексация ассигнований на пенсии, пособия и социальные выплаты. И хотя эффект от таких затрат в плане сдерживания бедности в стране очень незначителен, крен в сторону социальной ориентированности бюджета налицо. Совершенно очевидно, что в ходе бюджетных дебатов состоялся серьезный пересмотр приоритетов правительства в пользу социальной стабильности.

Решение третьей задачи - обеспечения приемлемой работоспособности национальной экономики и всех ее звеньев - в бюджете приняло новую форму, а именно - акцент сделан не на свободное развитие отраслей, а на обеспечение минимальных производственных гарантий.

В этих целях произошло перераспределение средств на увеличение кредитной поддержки субъектов России из федерального бюджета со 100 миллиардов до 200 миллиардов рублей. Данная мера призвана нейтрализовать возможное обнищание населения регионов.

В этом же направлении принято решение о выделении дополнительных средствах банкам и агропромышленному комплексу.

Кредитные организации смогут рассчитывать на дополнительные субсидии с целью возмещения недополученных ими доходов от кредитов, выданных сельхозпроизводителям, в размере 56,1 миллиарда рублей за 2017-2019 годы. А на прямую поддержку аграриев дополнительно будет направлено 10,6 миллиарда рублей.

Эти решения говорят о приоритете проблемы голода и стремлении правительства прежде всего накормить народ даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Таким образом, решение третьей задачи бюджета тесно сопрягается с решением второй задачи в ущерб развитию обрабатывающего сектора национальной экономики и его высокотехнологичных сегментов. В первой версии документа такая зависимость столь явно не просматривалась.

В области доходной политики бюджета прения в Государственной думе не привели ни к какому принципиальному пересмотру изначального проекта документа.
.

Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Игорь Зубков








Текст: Евгений Балацкий (директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск №7149 (281), 11 декабря 2016 года
Вернуться назад